Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-101/2019 (2а-2693/2018;) ~ М-2536/2018 от 03.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 09 января 2019 года

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ермаковой О.А.,

с участием представителя административного истца Степановой З.А. – Пчелинцева Д.В.,

представителя административного ответчика- Департамента градостроительства г.о. Самара Мулловой А.А.,

при секретаре Самойленко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2693/2018 по административному исковому заявлению Степановой Зои Антоновны к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков»,

У С Т А Н О В И Л:

Степанова З.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара, в котором просила признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара рассмотреть повторно ее заявление о предоставлении муниципальной услуги.Заявленные административные исковые требования мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 600,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. <дата> она обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в порядке ч.3 п. 1.1.2 административного регламента «Предоставления муниципальной услуги «заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара от <дата> . Однако, в предоставлении указанной муниципальной услуги Департаментом градостроительства г.о. Самары было отказано, вынесено Распоряжение от <дата> «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков». В распоряжении указано, что несмотря на то, что вновь образуемый земельный участок согласно градостроительного регламента г.о. Самара целиком находится в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), отказ в перераспределении земельных участков обусловлен тем, что часть образуемого участка относится к территории общего пользования и, следовательно, перераспределение приведет к нарушению требований ст. 11.9 ЗК РФ. Указанное распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> , она (административный истец) считает незаконным и необоснованным, поскольку границы территории общего пользования на испрашиваемом земельном участке градостроительными документами не установлены, в связи с чем, считает отказ в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования в отсутствии установленных законным образом границ таких территорий не правомерен и нарушает ее право на получение соответствующей муниципальной услуги.

В судебном заседании представитель административного истца Степановой З.А. - Шикина А.И., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворит в полном объеме, дала пояснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Департамента градостроительства г.о. Самара Муллова А.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных Степановой З.А. требований, ссылаясь на то, что основанием для принятия Департаментом градостроительства г.о. Самара Распоряжения от <дата> «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» явилось то, что согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, схемы Основной чертеж, Проектного решения Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от <дата> , часть образуемого земельного участка принадлежит территории общего пользования, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне существующего естественного ландшафта, что в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, исключает возможность размещение на испрашиваемом земельном участке любых капитальных объектов либо приватизации данной территории. Считает, что отнесение испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования и наличие установленного запрета на приватизацию земель общего пользования не позволяет осуществить уполномоченному органу его продажу, поскольку данный запрет направлен в первую очередь на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения. Таким образом, образование земельного участка путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, привело бы к нарушению требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, допросив заинтересованного лицо, исследовав и проверив материалы дела, оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, полагает, что требования Степановой З.А. подлежат удовлетворению последующим основаниям.

В силу п.2 ч.1 ст. 20 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 90 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Степанова З.А. является собственником земельных участковс кадастровым номером: площадью 600,00 кв.м. и с кадастровым номером: площадью 585,0 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> соответственно, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, выданными Управлением Росреестра по Самарской области <дата> и <дата>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации и <дата> запись регистрации , соответственно. Основанием возникновения права собственности на земельный участок а является договор дарения земельного участка от <дата>, а на земельный участок – договор купли-продажи от <дата>.

Как следует из материалов дела, <дата> Степанова З.А. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка в порядке ч.3 п. 1.1.2 административного регламента «Предоставления муниципальной услуги «заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением Администрации г.о. Самара от <дата> .

Однако, в предоставлении указанной муниципальной услуги Департаментом градостроительства г.о. Самары было отказано путем принятия Распоряжения <дата> Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков». В распоряжении указано, что несмотря на то, что вновь образуемый земельный участок согласно градостроительного регламента г.о. Самара целиком находится в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), отказ в перераспределении земельных участков обусловлен тем, что часть образуемого участка относится к территории общего пользования. В соответствии со сведениями, содержащимися в Схеме № 1 основной чертеж; Проектное решение Генерального плана городского округа Самара, утвержденной решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. № 539, образуемый земельный участок расположен в функциональной зоне «зоны существующего естественного ландшафта», предусматривающей размещение объектов, указанных в пункте 12 статьи 85 Кодекса, и, следовательно, перераспределение приведет к нарушению требований ст. 11.9 ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Согласно п. 10 ст.3 Федерального закона РФ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» Департамент наделен полномочиями, в том числе, по:

-приему заявлений граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара, о предоставлении земельного участка без проведения торгов, о проведении аукциона по продаже земельного участка или на право заключения договора аренды земельного участка, об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, о заключении соглашений об установлении сервитута на земельный участок, о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков, заявлений о перераспределении земельных участков и иных заявлений, связанных с распоряжением земельными участками;

-принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.

- по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Следовательно, административный ответчик Департамент градостроительства г.о. Самара был компетентен рассмотреть заявление истца о перераспределении земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка в следующих случаях:

- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

- перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

- перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

- земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается порядок обращения с заявлением о перераспределении таких земельных участков, перечень прилагаемых к заявлению документов, порядок и сроки рассмотрения указанного заявления, а также порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков.

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 данного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от <дата> «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» мотивировано ссылкой на п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В силу положений статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами.

На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Соответственно действующее законодательство устанавливает запрет на приватизацию земельных участков, расположенных на территории общего пользования. Кроме того, следует отметить, что в пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ содержится исчерпывающий перечень предусматривающий запрет приватизации земельных участков общего пользования.

Аналогичная норма содержится в абзаце четвертом пункта 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому отчуждению в соответствии с указанным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.

Из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что существующие, планируемые (изменяемые, вновь образованные) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подп. «а» п.1 ч.3 ст. 42, п.2 ч.6 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (ч.1 ст. 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новыхобъектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (п.2 ч.2ст. 43 ГрКРФ).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150 и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30, которые применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ.

Исходя из пункта 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации РДС 30-201-98, проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, и является утверждаемой ее частью.

Согласно п. 4.4 Инструкции РДС 30-201-98, при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора.

Исходя из п. 3.8 Инструкции РДС 30-201-98, границы красных линий подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевании территорий.

Согласно анализу правовых норм, границы территорий общего пользования могут быть подтверждены только путем указания красных линий в генеральном плане муниципального образования либо в градостроительной документации, разработанной на основе генерального плана муниципального образования – правилах землепользования и застройки, проектах планировки и (или) проектах межевания территории.

В силу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 февраля 2016 года № 242-0, недопустимо произвольно устанавливать красные линии уполномоченными органами, необходимы разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий. Следовательно, только после утверждения в составе проекта планировки территории красные линии становятся общеобязательными и обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты.

Таким образом, документация по планировке территории, в составе которой осуществляется проектирование и установление красных линий, является самостоятельной градостроительной документацией и разрабатывается на основе градостроительной документации другого уровня – документов территориального планирования, в том числе генеральных планов поселений.

Соответственно расположение красных линий и выход за их пределы спорного земельного участка в соответствии с положениями градостроительного законодательства может быть установлено только путем исследования генерального плана г.о. Самара или проекта планировки территории.

В судебном заседании достоверно установлено, что Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. № 539, а именно Схема №1 «Основной чертеж. Проектное решение», а также Схема № 5 «Карта (схема) зоны инженерной инфраструктуры», не содержат положений, утверждающих красные линии в месте расположения перераспределяемого земельного участка.Данные обстоятельства подтверждаются заключением кадастрового инженера Скрипкина С.А., в котором отображен спорный земельный участок на соответствующих схемах, которые являются неотъемлемыми приложениями к генеральному плану г.о. Самара, изменения в который были официально опубликованы в «Самарской газете».

Проект планировки и проект межевания территории на территорию, где расположен спорный земельный участок, не разрабатывались, разрешение на подготовку документации по планировке территории и проекта межевания территории не выдавалось, что не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заедании.

Следовательно, документы, подтверждающие размещение спорного земельного участка в границах территории общего пользования, отсутствуют.

Представленные представителем административного ответчика документы (выкопировки из ИСОГД) не подтверждают соблюдения порядка нанесения красных линий, предусмотренного нормативными актами.Административный ответчик не может ссылаться на нормативные документы, не опубликованные для всеобщего сведения, иное означало бы произвольное установление красных линий, что не допускается, на что указано в кассационном определении от 23.05.2018 г. № 14-КГ18-11 Верховный Суд РФ, правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.

По своему фактическому использованию испрашиваемый земельный участок к перечню земельных участков указанных в п.12 ст. 85 ЗК РФ также не относится, поскольку не занят площадями, улицами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами. Из показаний председателя ЖСК «Горелый Хутор»Жижина В.К., данных в судебном заседании, следует, что испрашиваемый земельный участок является тупиковым проездом к участку административного истца, находящемуся в его собственности, не является пожарным проездом, не является разворотным проездом, вообще не может использоваться третьими лицами как проезд в силу специфики рельефа местности и наличия подпорной стены, установленной силами членов ЖСК, а также в силу сложившегося длительного порядка использования данного земельного участка с согласия всех членов ЖСК «Горелый Хутор». Данные обстоятельства также подтверждаются письменным заключением Правления ЖСК «Горелый Хутор», заявлениями членов ЖСК, являющихся смежными землепользователями, а также фотографиями, представленными представителем административного истца в судебном заседании.

Таким образом, административным ответчиком не представлено суду допустимых доказательств, подтверждающих тот факт, что испрашиваемый земельный участок площадью 248,0 кв.м. находится в составе территории общего пользования.

Основанием для принятия Департаментом градостроительства г.о. Самара решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков явилось и то, что перераспределяемый земельный участок площадью 248,0 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, расположен в функциональной зоне «Зоны существующего естественного ландшафта», предусматривающей размещение объектов, указанных в пункте 12 статьи 85 ЗК РФ.

При этом, в Генеральном плане г.о. Самара территория «Зоны существующего естественного ландшафта» не обозначена красными линиями, следовательно, не относится к территории общего пользования.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что испрашиваемый земельный участок и прилегающие к нему участки, в том числе находящиеся в собственности граждан, расположены на территории, относящейся к ЖСК «Горелый Хутор» выделенной в 1992 году Администрацией г. Самары для индивидуального жилищного строительства, и фактически используются в качестве жилой зоны.

В соответствии с ч.12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

Учитывая изложенное, расположение участка в функциональной зоне «зоне существующего естественного ландшафта» согласно Генерального плана г.о. Самара само по себе не является основанием для отказа в перераспределении спорного участка, поскольку допустимость использования земельного участка в соответствии с его назначением определяется градостроительным регламентом, установленным Правилами землепользования и застройки, в соответствии с которыми участок расположен непосредственно в зоне Ж-1, при этом какустановлено в судебном заседании территории общего пользования в составе проекта планировки вышеуказанного жилого района не утверждены.

Кроме того, согласно сведениям из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от <дата> и от <дата> , испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда не относится, а также находится вне береговой полосы, вне водоохраной зоны водных объектов, в границах данного земельного участка отсутствуют участки недр местного значения, содержащие подземные воды, право пользования, которыми представлено министерством, а также земельный участок расположен вне зон санитарной охраны водозаборов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.

Данные обстоятельства также подтверждаются служебной запиской Департамента градостроительства г.о. Самары от <дата>, согласно которой испрашиваемый земельный участок в соответствии со сведениями ЕГРН от <дата> не расположен в границах лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 г. № 462 и не расположен в границах противопожарной защиты зоны лесов.

В информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствуют сведения об изъятии и резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд в отношении испрашиваемого земельного участка. Также установлено, что в границах спорного участка отсутствуют зоны с особыми условиями использования.

Нахождение участка в зоне существующего естественного ландшафта не относит автоматически земельный участок к землям общего пользования, и соответственно не делает участок изъятым из оборота.

Как видно из Схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение», участок находится в зоне «Ландшафтно-рекреационные зоны», которые подразделяются на:

- городские озелененные территории общего пользования;

- территории учреждений санаторно-курортных, оздоровительных, отдыха, туризма, спорта;

- зоны естественного ландшафта;

- лесные массивы;

- акватории рек Волга и Самара;

- планируемые парки, скверы, бульвары, набережные;

- планируемые территории курортных зон и зон отдыха;

- памятники природы;

- санитарно-защитные зеленные насаждения.

Согласно Схемы и из текста документа, Генеральный план разделяет рекреационные зоны и ландшафтные зоны. Так, пункт 1.3 Генерального плана гласит, что Генеральный план г.о. Самары включает в себя материалы по анализу существующего положения округа и предложения по градостроительному развитию селитебных, рекреационных, коммунально-производственных и других зон, городской инфраструктуры.

То есть зона естественного ландшафта не относится к рекреационным, что подтверждается п. 4.2.7 «Основные направления развития рекреационных зон, инфраструктуры отдыха и туризма» Генерального плана, который не предусматривает никакого развития рекреации в зоне естественного ландшафта. В тексте Генерального плана вообще отсутствует словосочетание «Зона существующего естественного ландшафта».

Более того, ни четкой дефиниции что есть «Зона естественного ландшафта», ни порядок ее использования и развития, Генеральный план не содержит.

Таким образом, поскольку правовое регулирование для «Зоны существующего естественного ландшафта» Генеральным планом не предусмотрено, отказ по основанию нахождения спорного участка в данной зоне не является правомерным.

Ограничительные меры должны быть соразмерными преследуемой цели, то есть отвечать настоятельной общественной потребности и не превышать грань необходимого для достижения этой цели, должна существовать разумная пропорциональность между используемыми средствами и целью, которую государство стремиться реализовать посредством любой меры.

Исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что справедливый баланс между общественными интересами и правами частного лица, в данном случае, достигнут не был.

При таких обстоятельствах, распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от <дата> «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» является незаконным, нарушающим права административного истца.

Поскольку, в данном случае оспариваемое Распоряжение признано незаконным, то одним из способов защиты нарушенного права Степановой З.А. будет являться обязание административного ответчика повторно рассмотреть ее заявление о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, с учетом тех обстоятельств, которые были установлены судом, и в установленные законом сроки дать ей ответ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать Распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от <дата> «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» - незаконным.

Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения,повторно рассмотреть заявлениеСтепановой Зои Антоновны от <дата> о перераспределении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, то есть с 15.01.2019 года.

Судья О.А. Ермакова

2а-101/2019 (2а-2693/2018;) ~ М-2536/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степанова З.А.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
председатель ТСН " Горелый Хутор" Жижин В.К.
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Ермакова О. А.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
03.12.2018Регистрация административного искового заявления
04.12.2018Передача материалов судье
04.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.12.2018Предварительное судебное заседание
21.12.2018Предварительное судебное заседание
26.12.2018Судебное заседание
26.12.2018Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
09.01.2019Судебное заседание
15.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее