Дело №2а-756/2020
УИД- 13RS0019-01-2020-001675-14
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Рузаевка 10 июля 2020 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе судьи Апариной Л.О.,
при секретаре Колтуновой М.В.,
с участием в деле: прокурора - старшего помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Капкаевой Н.В.,
административного истца - Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, его представителя Посеевой М.М., действующей на основании доверенности, от 30.12.2019г. № 40/57, сроком действия до 31.12.2020 г.
административного ответчика - Онвуки С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства внутренних дел по Республике Мордовия к Онвуке С.И. о продлении срока пребывания иностранного гражданина, в специальном учреждении,
установил:
Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по Республике Мордовия) обратилось в суд с административным иском о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, ссылаясь на то, что МВД по Республике Мордовия на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 24 октября 2019 г. №-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Овнуки С.И. принято решение о его депортации из Российской Федерации. Подлежащий депортации Онвука С.И. на основании решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 16 декабря 2019 г. Онвука С.И., подлежащий депортации, помещен в специальное учреждение на срок до 13 марта 2020 г. В посольстве <данные изъяты> 31 января 2020 г. Онвуке С.И. оформлено свидетельство о возвращении на Родину, сроком действия 3 месяца. Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12 марта 2020 г. срок пребывания Онвуки С.И. в Центре временного содержания иностранных граждан отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району продлен на срок до 13 апреля 2020 г. Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 января 2020 г. было удовлетворено заявление Онвуки С.И. о принятии мер предварительной защиты и приостановлено исполнение решения МВД по Республике Мордовия от 9 декабря 2019 г. о депортации Онвуки С.И. из Российской Федерации до вынесения судом решения по административному иску Онвуки С.И. к Министерству юстиции Российской Федерации, МВД по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решения о депортации из Российской Федерации, которое вступило в законную силу. Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10.03.2020 г. гражданину <данные изъяты> Онвуке С.И. было отказано в удовлетворении административного иска о признании незаконным и отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина и решения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия о депортации. Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 9 апреля 2020 г. продлен срок пребывания Онвуки С.И. в Центре временного содержания иностранных граждан отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району на срок до 13 июня 2020 г. Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 июня 2020 г. продлен срок пребывания Онвуки С.И. в Центре временного содержания иностранных граждан отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району на срок до 13 июля 2020 г. Установленного судом срока пребывания административного ответчика, подлежащего депортации, в специальном учреждении оказалось недостаточно для исполнения решения о депортации.
Просит принять решение о продлении срока пребывания гражданина <данные изъяты> Онвуки С.И., ДД.ММ.ГГГГ, в специальном учреждении с 13 июля 2020 г. на срок до двух месяцев, то есть до 13 сентября 2020 г.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Посеева М.М. административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям и просила удовлетворить.
Административный ответчик Онвука С.И. административный иск не признал, пояснил, что на территории Российской Федерации имеет несовершеннолетних детей, являющихся гражданами Российской Федерации, желает остаться в России.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, суд удовлетворяет административный иск по следующим основаниям.
Судом установлено, что приговором Люблинского районного суда г. Москвы от 05 октября 2015 Онвука С.И. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 годам лишения свободы, со штрафом 300000 рублей в доход государства. На основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к назначенному наказанию частично присоединено не отбытое наказание по приговору Черемушкинского районного суда г. Москвы от 18 марта 2014 в виде 3 лет лишения свободы, окончательно к 10 годам лишения свободы со штрафом в размере 450000 руб. в доход государства, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
24 октября 2019 Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» распоряжением №-рн признало пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Онвуки С.И. нежелательным.
09 декабря 2019 МВД по Республике Мордовия принято решение о депортации из Российской Федерации гражданина <данные изъяты> Онвуки С.И., ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные распоряжение и решение, не отменены и не признаны незаконными.
19 декабря 2019 г. Онвуки С.И. освобожден из мест лишения свободы и на основании решения МВД по Республике Мордовия помещен в специальное учреждение Центр временного содержания иностранных граждан отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рузаевскому муниципальному району, предназначенный для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, депортации или реадмиссии, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Чичаева, 3, на срок, не превышающий 48 часов.
На основании вступившего в законную силу решения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 16.12.2019 Онвука С.И., подлежащий депортации, помещен в специальное учреждение на срок до 13 марта 2020 года.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 09 апреля 2020 г. срок пребывания гражданина <данные изъяты> Онвуки С.И. в специальном учреждении продлен до 13 июня 2020 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 июня 2020 г. срок пребывания гражданина <данные изъяты> Онвуки С.И. в специальном учреждении продлен до 13 июля 2020 г.
Принадлежность Онвуки С.И. к гражданству <данные изъяты> подтверждена, 31 января 2020 г. посольством <данные изъяты> ему оформлено свидетельство на возвращение сроком действия три месяца.
Однако установленного судом срока пребывания административного ответчика, подлежащего депортации, в специальном учреждении оказалось недостаточно для исполнения решения о депортации.
Онвука С.И. обратился в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с административным иском к Министерству Юстиции Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Мордовия об оспаривании в отношении него распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации №-рн от 24 октября 2019 г. о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия от 9 декабря 2019 г. о депортации из Российской Федерации.
Определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 21 января 2020 г. удовлетворено заявление Онвуки С.И. о принятии мер предварительной защиты. Исполнение решения МВД по Республике Мордовия от 09 декабря 2019 г. о его депортации из Российской Федерации приостановлено до принятия решения по административному иску о признании незаконным, отмене вышеуказанного решения и отмене распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации.
Вступившим в законную силу 9 июня 2020 г., решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 10 марта 2020 г. Онвуке С.И. в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными, отмене распоряжения о нежелательности пребывания в Российской Федерации от 24 октября 2019 г. и решения о его депортации от 09 декабря 2019 г., отказано.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 12 марта 2020 г. срок пребывания Онвуки С.И., подлежащего депортации, в специальном учреждении продлен на срок до 13 апреля 2020 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 09 апреля 2020 г. срок пребывания Онвуки С.И., подлежащего депортации, в специальном учреждении продлен на срок до 13 июня 2020 г.
Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 июня 2020 г. срок пребывания Онвуки С.И., подлежащего депортации, в специальном учреждении продлен на срок до 13 июля 2020 г.
Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с закрепленным в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
С учетом указанных конституционных положений в части 4 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации может быть принято в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, такое решение направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Под депортацией в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом (часть 5 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.04.2020 № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданств в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции» в период с 15 марта 2020 г. в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания), об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство. Если такие решения приняты до 15.03.2020 г., то их исполнение приостанавливается.
На основании поручения Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 «О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» прекращено с 00 ч. 00 мин. 27.03.2020 г. регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении.
Административный ответчик, в отношении которого принято решение о депортации, не является гражданином Российской Федерации, его принадлежность к гражданству <данные изъяты> подтверждена.
Принимая во внимание, что в отношении административного ответчика федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, вынесено решение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел принято решение о его депортации, которые не отменены и не признаны незаконными, а также учитывая отсутствие у административного ответчика законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, наличие судимости за совершение умышленного преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и поскольку продление срока пребывания административного ответчика в специальном учреждении обусловлено объективными обстоятельствами - принятием временных мер в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не связано с бездействием уполномоченного органа, а также переспективу исполнения решения о депортации, и длительность не исполнения решения по инициативе самого ответчика, суд признает административный иск о продлении срока пребывания административного ответчика, подлежащего депортации, в специальном учреждении обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Продление срока пребывания административного ответчика, подлежащего депортации, в специальном учреждении основано на федеральном законе и обусловлено значимой и законной целью исходя из интересов общества, которые являются более приоритетными.
Данных, исключающих возможность нахождения административного ответчика в специальном учреждении по состоянию здоровья, не имеется.
У административного ответчика отсутствуют законные основания для пребывания (проживания) в Российской Федерации, приняты решения о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и о его депортации, которые не отменены и незаконными не признаны.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9 статьи 31 Закона Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 6 статьи 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержание иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении осуществляется до передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии либо до депортации данного иностранного гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанное законоположение подлежит применению во взаимосвязи с положениями главы 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующей производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
В соответствии с частью 2 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении.
При этом, суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением административного истца о сроке пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении и вправе с учетом обстоятельств дела, установить иной срок при отсутствии достаточных доказательств необходимости помещения лица в специальное учреждение на указанный в административном исковом заявлении срок (часть 1 статьи 84, часть 1 статьи 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о депортации, в специальном учреждении, и лицо, в отношении которого принято решение о депортации, не может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая объем мероприятий, которые необходимо осуществить территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для исполнения решения о депортации административного ответчика, продление свидетельства о возвращении, суд в целях защиты прав иностранного гражданина относительно срока его пребывания в специальном учреждении принимает решение о продлении срока пребывания административного ответчика, подлежащего депортации, на срок до одного месяца, то есть до 13 августа 2020 г.
Доводы административного ответчика о наличии у него детей - граждан Российской Федерации и желание остаться на территории Российской Федерации, не являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взысканию с административного ответчика в порядке, предусмотренном статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не подлежит.
Оснований для прекращения производства по административному делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для оставления административного искового заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьей 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Министерства внутренних дел по Республике Мордовия к Онвуке С.И. о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении, удовлетворить.
Продлить срок пребывания гражданина <данные изъяты> Онвуки С.И., ДД.ММ.ГГГГ, в Центре временного содержания иностранных граждан отдела Министерства внутренних дел по Рузаевскому муниципальному району, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Чичаева, 3, на срок до 13 августа 2020 года.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом окончательного решения, через Рузаевский районный суд Республики Мордовия.
Судья Рузаевского районного суда
Республики Мордовия Л.О. Апарина.
Окончательное решение суда изготовлено 10 июля 2020 года.