Дело № 2-4582/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Громовой Т.Е.,
При секретаре Кулешовой З.А.,
С участием ответчика Дудник Л.В., его представителя Сахарова С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО СК «Росгосстрах» к Дудник Л. В. о взыскании денежных средств в порядке регресса,
УСТАНОВИЛ:
ПАО СК «Росгосстрах» обратилось в Благовещенский городской суд с указанным иском к Дудник Л.В., в обоснование указав, что в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 13 апреля 2015 года в г. Благовещенске по вине водителя Дудник Л.В., управлявшего мотоциклом «KAWASAKI ZZR400», государственный регистрационный знак ***, автогражданская ответственность владельца которого застрахована в ПАО СК «Росгосстрах», автомобилю «VOLKSWAGEN POLO», государственный регистрационный знак ***, были причинены технические повреждения, а собственнику указанного транспортного средства материальный ущерб.
На момент указанного происшествия риск причинения ущерба автомобилю «VOLKSWAGEN POLO», государственный регистрационный знак ***, был застрахован в СПАО «РЕСО-Гарантия» по договору страхования № SYS903251879.
В связи с повреждением застрахованного имущества, на основании заявления потерпевшего СПАО «РЕСО-Гарантия» была произведена страховая выплата в счет возмещения ущерба в размере 148 748 рублей 80 копеек.
В пределах лимита ответственности, установленного ст. 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в порядке суброгации истец возместил СПАО «РЕСО-Гарантия» ущерб в размере 100 900 рублей.
Поскольку страховой случай наступил при использовании Дудник Л.В. транспортного средства «KAWASAKI ZZR400», государственный регистрационный знак ***, в период, не предусмотренный договором ОСАГО серии ССС № ***, ссылаясь на ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ст. 1081 ГК РФ, истец просит взыскать с ответчика в свою (истца) пользу в порядке регресса денежные средства в размере 100 900 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 218 рублей.
Определением Благовещенского городского суда от 15 мая 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тарабаров А.А., ООО «КРКА ФАРМА».
Будучи извещенными о дате, времени и месте судебного разбирательства, в него не явились представитель истца, просивший суд рассмотреть дело в свое отсутствие, представитель третьего лица ООО «КРКА ФАРМА», а также третье лицо Тарабаров А.А., извещавшийся о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Руководствуясь правилами ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании ответчик и его представитель возражали против удовлетворения заявленных требований, указав, что виновным в произошедшем 13 апреля 2015 года дорожно-транспортном происшествии является не Дудник Л.В., а Тарабаров А.А., который управляя автомобилем «VOLKSWAGEN POLO», государственный регистрационный знак ***, при повороте налево по зеленому сигналу светофора, в нарушение п. 13.4 ПДД, не уступил дорогу транспортному средству «KAWASAKI ZZR400», государственный регистрационный знак ***, движущемуся со встречного направления прямо. Отметили, что доказательств, подтверждающих факт нарушения ответчиком п. 10.1 ПДД, не имеется.
Выслушав пояснения ответчика и его представителя, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 13 апреля 2015 года в районе дома № 108 по ул. 50 лет Октября г. Благовещенска произошло дорожно-транспортное происшествие, участниками которого стали автомобиль «VOLKSWAGEN POLO», государственный регистрационный знак ***, под управлением Тарабарова А.А. и мотоцикл «KAWASAKI ZZR400», государственный регистрационный знак ***, под управлением Дудник Л.В.
Как следует из текста определения 28 ОО 006450 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 13 апреля 2015 года, водитель Дудник Л.В. на мотоцикле «KAWASAKI ZZR400», государственный регистрационный знак ***, совершил наезд на автомобиль «VOLKSWAGEN POLO», государственный регистрационный знак ***, под управлением Тарабарова А.А.
Из объяснений Тарабарова А.А., данных им непосредственно после дорожно-транспортного происшествия следует, что 13 апреля 2015 года, он, управляя автомобилем «VOLKSWAGEN POLO», государственный регистрационный знак ***, двигался по ул. Тенистая от ул. Калинина в сторону ул. 50 лет Октября. На ул. 50 лет Октября, намереваясь повернуть налево в сторону ж/д вокзала, Тарабаров А.А. выехал на зеленый сигнал светофора с левым указателем поворота, остановился, пропуская попутный транспорт, в этот момент навстречу ему выехал мотоцикл «KAWASAKI ZZR400», государственный регистрационный знак ***, который двигался на высокой скорости по ул. Тенистая от ул. Театральная в сторону ул. Калинина и совершил столкновение с автомобилем под управлением Тарабарова А.А. (в левую часть переднего бампера).
Водитель Дудник Л.В. на месте дорожно-транспортного происшествия от дачи объяснений отказался.
Согласно постановлению о прекращении дела об административном правонарушении от 05 мая 2015 года, водитель Дудник Л.В., управляя мотоциклом «KAWASAKI ZZR400», государственный регистрационный знак ***, не выбрал безопасную скорость движения, не справился с управлением, совершил наезд на автомобиль «VOLKSWAGEN POLO», государственный регистрационный знак ***, под управлением Тарабарова А.А.
Поскольку в действиях Дудник Л.В. усматривались признаки совершения нарушения п. 10.1 ПДД, ответственность за нарушение которого не предусмотрена, но определение о возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, а в соответствии с актом судебно-медицинского обследования № 1369 от 27 апреля 2015 года гр. Морозову А.П. – пассажиру мотоцикла «KAWASAKI ZZR400», государственный регистрационный знак ***, повреждения не причинили вреда здоровью, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ постановлением о прекращении дела об административном правонарушении от 05 мая 2015 года дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ в отношении Дудник Л.В. было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Указанное постановление в установленном законом порядке обжаловано не было.
Каких-либо доказательств тому, в произошедшем 13 апреля 2015 года дорожно-транспортном происшествии имеется вина водителя Тарабарова А.А., ответчиком суду, в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено и из материалов дела таковых не усматривается.
В том числе, не может считаться таковым доказательством факт отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Дудник Л.В.
Согласно п. 10.1 Правил дорожного движения, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что Дудник Л.В. нарушил п. 10.1 ПДД, что привело к столкновению его мотоцикла с автомобилем «VOLKSWAGEN POLO», государственный регистрационный знак ***, в результате чего последнему были причинены технические повреждения, а собственнику указанного транспортного средства материальный ущерб.
В судебном заседании установлено, что на момент дорожно-транспортного происшествия автомобиль «VOLKSWAGEN POLO», государственный регистрационный знак ***, принадлежащий на праве собственности ООО «КРКА ФАРМА», был застрахован в СПАО «РЕСО-Гарантия» по договору страхования № SYS903251879 от 26 февраля 2015 года (срок действия договора с 28 февраля 2015 года по 27 февраля 2016 года, страховая сумма по риску «Ущерб» составляет 333 880 рублей).
По условиям договора страхования № SYS903251879, размер ущерба определяется на основании счетов за фактически выполненный ремонт на СТОА по направлению Страховщика. Расчет возмещения производится по ценам официального дилера.
Представленными в материалы дела заказ-нарядом № ПБ00007851 от 02 сентября 2015 года, актом об оказании услуг ПБ00007851 от 02 сентября 2015 года, счетом на оплату № ПБ00002358 от 30 декабря 2015 года, платежным поручением № 862 от 25 января 2016 года подтверждается, что за ремонт поврежденного автомобиля «VOLKSWAGEN POLO», государственный регистрационный знак ***, во исполнение договора страхования № SYS903251879, СПАО «РЕСО-Гарантия» перечислило на счет ООО «Атик-Моторс» денежные средства в размере 148 748 рублей 80 копеек.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании ч. 1 ст. 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношение между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом ответственным за убытки.
Согласно ст. ст. 931, 935 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», договор страхования риска гражданской ответственности за причинение вреда имуществу других лиц, считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред. Одним из принципов обязательного страхования гражданской ответственности является гарантия возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевших, в пределах, установленных данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей; б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей; в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей (по договорам ОСАГО, заключенным до 01 октября 2014 года).
Из дела следует, что на момент совершения дорожно-транспортного происшествия, автогражданская ответственность владельца транспортного средства – мотоцикла «KAWASAKI ZZR400», государственный регистрационный знак ***, была застрахована по договору ОСАГО серии ССС № 0309323327 в ПАО СК «Росгосстрах».
Судом установлено, что в пределах лимита ответственности, установленного ст. 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в порядке суброгации ПАО СК «Росгосстрах» возместило СПАО «РЕСО-Гарантия» ущерб в размере 100 900 рублей (платежное поручение № 802 от 17 февраля 2016 года).
Усматривается, что размер подлежащих возмещению убытков был определен страховщиком на основании экспертного заключения (калькуляции) ООО «Автоконсалтинг плюс» № 12980677 от 15 февраля 2016 года.
Размер выплаченной ПАО СК «Росгосстрах» в возмещение ущерба суммы сторона ответчика в судебном заседании не оспаривала.
В силу положений ст. 1081 ГК РФ, лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
В соответствии с пп. «е» п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право регрессного требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования).
Как следует их положений ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», срок действия договора обязательного страхования составляет один год.
Пунктом 1 ст. 16 указанного Закона предусмотрено, что владельцы транспортных средств вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортных средств, находящихся в их собственности или владении.
Ограниченным использованием транспортных средств, находящихся в собственности или во владении граждан, признаются управление транспортными средствами только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортных средств в течение трех и более месяцев в календарном году.
Из материалов дела усматривается, что заключенный между сторонами договор ОСАГО (полис серии ССС № 0309323327) действовал с 02 июня 2014 года по 01 июня 2015 года, в котором был определен период использования транспортного средства с 02 июня 2014 года по 01 декабря 2014 года.
Таким образом, поскольку дорожно-транспортное происшествие произошло в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (13 апреля 2015 года), суд приходит к выводу, что у страховой компании истца возникло право регрессного требования к ответчику в размере выплаченного возмещения, а потому обоснованы и подлежат удовлетворению требования ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании с Дудник Л.В. в порядке регресса денежных средств в размере 100 900 рублей.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно платежному поручению № 069 от 07 апреля 2017 года, истцом были понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 218 рублей. С учетом удовлетворения иска, правил ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 900 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 218 ░░░░░░; ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 104 118 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 15 ░░░░ 2017 ░░░░