Дело № 2-639/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Бирюкова А.В.,
при секретаре Севрюковой С.В.,
с участием прокурора Ш.Я.С.,
представителя ответчика С.В.А.,
12 октября 2015 года в городе Ленинске Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации к администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области, об обязании предоставить в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области документы, для перевода земельных участков из категории - земли сельскохозяйственного назначения в земли - промышленности,
у с т а н о в и л:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области, об обязании предоставить в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области документы, для перевода земельных участков: с кадастровым номером №, расположенного в 0,5 км, восточнее от п. Тракторострой Ленинского района Волгоградской области; № расположенного в 0,5 км, восточнее п. Путь Ильича Ленинского района Волгоградской области из категории - земли сельскохозяйственного назначения в земли - промышленности, указывая, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена плановая проверка исполнения федерального законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков, занимаемых площадками и полигонами ТБО.
На основании ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земельное законодательство, согласно ст. 1 Земельного Кодекса РФ, основывается на следующих принципах:
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.
Одной из категорий, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению являются земли сельскохозяйственного назначения, правовой режим которых определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч.ч. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Они, согласно ч. 1 ст. 78 Кодекса, могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) лицами, указанными там же. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 3 ст. 78 Кодекса).
Таким образом, действующее земельное законодательство, основываясь на приоритете сохранения особо ценных земель - земель сельскохозяйственного назначения, не предусматривает размещение на них таких объектов социальной инфраструктуры, как полигоны, свалки, площадки временного хранения ТБО.
Вместе с тем, прокурорской проверкой было установлено, что в Ильичевском сельском поселении Ленинского муниципального района Волгоградской области две площадки временного хранения ТБО расположены на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в 0,5 км. восточнее от п. Тракторострой и с кадастровым номером № в 0,5 км. восточнее п. Путь Ильича, которые используются населением, что является недопустимым. В указанной связи в адрес администрации поселения было внесено представление об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ №в-2015.
Согласно ответу на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией конкретных мер по устранению нарушений не принято.
При этом, законом в исключительных случаях допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию при отсутствии иных вариантов размещения объектов социального назначения (п. 9 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Согласно ч. 1 ст. 8 Земельного Кодекса РФ, перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую подробно описан в ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Так, для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Содержание ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 ст. 2 Закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ).
В Волгоградской области содержание ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в земли другой категории и состав прилагаемых к нему документов утверждены Постановлением Правительства Волгоградской обл. от 24 марта 2014 года № 120-п.
Уполномоченным органом на территории Волгоградской области в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222 является Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Таким образом, администрация поселения имеет возможность соблюдения действующего законодательства при использовании площадки ТБО.
На основании изложенного, своим бездействием администрация Ильичевского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного их свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст.5 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.5 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Российской Федерации относится проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Прокурор просит суд обязать администрацию Ильичевского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда представить в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области документы для перевода земельных участков, используемых для временного хранения отходов, с кадастровым номером № в 0,5 км. восточнее от п. Тракторострой и с кадастровым номером № в 0,5 км. восточнее п. Путь Ильича, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просит суд установить срок для исполнения решения суда ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика С.В.А., действующий на основании устава администрации Ильичевского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области исковые требования истца признал.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованны и потому подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Ответчики исковые требования истца признали в полном объёме, суд в соответствии со ст. 198 ГПК РФ принимает признание иска ответчиками, поскольку признание иска ответчиками не нарушает прав третьих лиц и не противоречит закону.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Обязать администрацию Ильичевского сельского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области в срок до 12 ноября 2016 года включительно представить в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области документы для перевода земельных участков, используемых для временного хранения отходов, с кадастровым номером № в 0,5 км. восточнее п. Тракторострой Ленинского муниципального района Волгоградской области и с кадастровым номером № в 0,5 км. восточнее п. Путь Ильича Ленинского муниципального района Волгоградской области, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд Волгоградской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бирюков А.В.
Копия верна
Судья Бирюков А.В.