Дело № 2-2044/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,
истца Кромлиди А.А.,
представителя истца Макаровой С.Г.,
представителя ответчика Никифоровой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кромлиди ФИО15 к Кромлиди ФИО16 (третье лицо – Отдел МВД России по г. Феодосии) о признании утратившим право пользования жилым помещением,-
УСТАНОВИЛ:
03 октября 2018 года Кромлиди А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Кромлиди И.Т., в котором просит признать ответчика утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указал, что на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество он является собственником жилого <адрес> в <адрес>. По адресу указанного дома с 09 октября 1999 года зарегистрирована ответчик Кромлиди И.Т. (его бывшая супруга), которая с 2001 года в данном доме не проживает, личных вещей в указанном доме не имеет, выехала из него добровольно, местонахождение ответчика ему не известно.
Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, в том числе, что ответчику Кромлиди И.Т. за весь период с 2001 года по настоящее время препятствий в проживании никто не чинил, однако вселяться она никогда не пыталась, ответчик бремя содержания жилого помещения не несет, а также, что регистрация ответчика в доме, собственником которого он является, препятствует ему в осуществлении законных прав собственника, оформлении субсидий на оплату коммунальных платежей, просил заявленные требования удовлетворить.
В возражениях на исковое заявление представитель Отдел МВД Российской Федерации по городу Феодосии – Лаферова В.В., действующая на основании доверенности, просила исключить Отдел МВД России по г. Феодосии из числа третьих лиц по делу, указывая, что решение по делу не затронет права и обязанности Отдела МВД России по г. Феодосии.
В судебном заседании истец Кромлиди А.А. и его представитель – адвокат Макарова С.Г., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме и дали суду пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по известному суду адресу, о причинах неявки суду не сообщила. Представитель ответчика – адвокат Никифорова М.Л., привлеченная к участию в деле в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила принять решение на усмотрение суда.
Третье лицо – Отдел МВД России по г. Феодосии о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебное заседании не направило и о причинах его неявки суду не сообщило.
Заслушав истца, его представителя, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 18 января 2013 года Кромлиди ФИО17 является собственником жилого <адрес> в г. Феодосия, что подтверждается также извлечением из Государственного реестра прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности, индексный № от 18 января 2013 года.
Как следует из свидетельства о расторжении брака № № от 11 февраля 2005 года, выданного отделом регистрации актов гражданского состояния Феодосийского городского управления юстиции АР Крым, брак между Кромлиди ФИО18 к Кромлиди ФИО20 расторгнут, о чем в книге регистрации расторжений браков 11 февраля 2005 года произведена соответствующая актовая запись за № 39.
По информации, предоставленной филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в г. Феодосия № 01-2/1830 от 07 ноября 2018 года, по состоянию на 31 декабря 2012 года, согласно материалам инвентарного дела № 5797 на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, имеются сведения о регистрации права собственности за Кромлиди А.А. (целое) на основании договора купли-продажи от 11 марта 1999 года, удостоверенного Первой феодосийской государственной нотариальной конторой, зарегистрированного в реестре за 1-136.
Согласно уведомлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 19 октября 2018 года № 90/019/015/2018-3461 сведения об объекте недвижимости – жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, внесены Единый государственный реестр недвижимости, как актуальные, ранее учтенные; информация о правах в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
Как следует из домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес>, с 09 октября 1999 года и по настоящее время по указанному адресу значатся зарегистрированными: Кромлиди А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кромлиди И.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По информации отделения адресно-справочной работы отдела по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел России по городу Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ по адресу указанного дома в настоящее время действительно зарегистрирована Кромлиди ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту от 04 августа 2018 года, соседи – ФИО9, проживающая в <адрес> в <адрес>; ФИО10, проживающая в <адрес> в <адрес>, и ФИО11, проживающая в <адрес> по <адрес> в <адрес>, подтвердили, что Кромлиди И.Т. не проживает по адресу: <адрес> с 2001 года и по настоящее время, никакого имущества, личных вещей Кромлиди И.Т. в жилом доме не имеется, подписи указанных лиц подтверждены зам. Уличного комитета ФИО12 и заверены директором Муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым «Жилищно-эксплуатационная контора № 1» ФИО13
Статьей 11 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством; защита жилищных прав осуществляется путем прекращения или изменения жилищного правоотношения, иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации, другим федеральным законом.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Частью 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 32 постановления № 14 от 02 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (статья 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма.
Отсутствие же у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик Кромлиди И.Т., бывший член семьи собственника, добровольно выехала из спорного жилого дома, то есть в одностороннем порядке отказалась от прав и обязанностей по договору социального найма, никаких юридически значимых действий в отношении данного жилого помещения не совершала.
Доказательств, свидетельствующих о том, что выезд ответчика Кромлиди И.Т. из жилого дома носил временный или вынужденный характер, а также о наличии у нее препятствий в пользовании указанным жилым домом, и о попытках вселиться в спорное жилье, суду не представлено.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО10 и ФИО9 показали, что ФИО2 в 2001 году добровольно выехала из спорного жилого дома, и до настоящего времени попыток вселиться в спорное жилье не предпринимала.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства заявленные исковые требования не оспорены.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает установленным, что ответчик Кромлиди И.Т. – бывший член семьи собственника прекратила право пользования жилым помещением после выезда в другое место жительства, следовательно, исковые требования о признании ответчика утратившей право пользования жилым помещением являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно статьи 7 Закона Российской Федерации № 5242-I от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.п. «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органами регистрационного учёта в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, решение суда о признании Кромлиди И.Т. утратившей право пользования жилым помещением является основанием для снятия ее с регистрационного учета по адресу указанного жилого дома.
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2018 года.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск Кромлиди ФИО22 – удовлетворить.
Признать Кромлиди ФИО23 утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием для снятия с регистрационного учета Кромлиди ФИО24 по указанному адресу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись) Чибижекова Н.В.