Дело № 2-8609\2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
При секретаре Повагиной Д.В.
С участием истца Грищёва Д.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грищёва Д.А. к ООО «Амурский жилищный стандарт» о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Грищёв Д.А. обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование, что приказом № 38-к от 1 ноября 2016 года он был принят на работу в ООО «Амурский жилищный стандарт» на должность юрисконсульта. 1 ноября 2016 года с ним был заключен трудовой договор № 38. В силу п. 5.2 указанного договора за нарушения работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере 7 % от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. В соответствии с п. 4.3 трудового договора № 38 от 11 ноября 2016 года заработная плата выплачивается два раза в месяц в сроки, устанавливаемыми локальными нормативными актами. Согласно п. 6.1 Правил внутреннего трудового распорядка Общества, заработная плата работникам ООО «Амурский жилищный стандарт» выплачивается два раза в месяц в следующем порядке: аванс 24 числа расчетного месяца, окончательный расчет 8 числа месяца, следующего за расчетным. Однако в нарушении установленных норм, ООО «Амурский жилищный стандарт» неоднократно производило выплату заработной платы с задержкой, без выплаты соответствующих компенсаций. За период работы с 1 января 2019 года по 31 августа 2019 года ответчик обязан выплатить в его пользу компенсацию за задержку выплат в размере 152938 рублей. Незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред, который выразился в нарушении сна, из-за постоянных нарушений сроков выплаты заработной платы, возникла угроза погашения кредитных обязательств перед банком. Причиненный моральный вред оценивает в размере 30000 рублей.
Уточнив заявленные требования, просит суд: взыскать с ООО «Амурский жилищный стандарт» компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период работы с января 2019 года по август 2019 года в сумме 152983 рублей за период с 8 января 2019 года по 13 августа 2019 года, компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в иске.
В судебное заседание не явился представитель ответчика ООО «Амурский жилищный стандарт», о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В поступившем 2 октября 2019 года через канцелярию суда заявлении о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, генеральный директор ООО «Амурский жилищный стандарт» Козлов А.Г. указал, что заявленные исковые требования признает.
Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз.1 ст. 391 ТК РФ в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что между сторонами возник спор относительно выплаты ответчиком компенсации за задержку выплаты заработной платы.
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, в соответствии со ст. 2 ТК РФ, признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, работодатель обязан в силу ст. 22 ТК РФ выплачивать работнику причитающуюся заработную плату, вправе поощрять работников за добросовестный труд, а работник в силу ст. 21 ТК РФ имеет право на выплату заработной платы в полном объеме в соответствии с количеством и качеством выполненной работы. Указанное в полной мере согласуется с положениями ст.ст. 7, 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующими право каждого на труд, его охрану и получение соответствующего вознаграждения без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу части 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 3 октября 2018 ООО «Амурский жилищный стандарт» зарегистрировано в качестве юридического лица 22 июня 2009 года, присвоен ОГРН 1092801004581, на время рассмотрения дела в суде является действующим юридическим лицом, генеральным директором общества с 13 мая 2019 года является Козлов А.Г.
Из материалов дела следует, что приказом № 38-к от 1 ноября 2016 года Грищёв Д.А. принят на работу в ООО «Амурский жилищный стандарт» на должность юрисконсульта, с окладом 17250 рублей.
1 ноября 2017 года между ООО «Амурский жилищный стандарт» и Грищёвым Д.А. заключен трудовой договор № 38 по условиям которого истец принят на должность юрисконсульта с 1 ноября 2016 года.
За выполнение обязанностей, предусмотренных договором, должностной оклад работника составляет 17250 рублей в месяц, районный коэффициент 30 % от должностного оклада, надбавка за работу в южных районах Дальнего Востока 30 % от должностного оклада. Заработная плата перечисляется на лицевой банковский счет работника (п.4.1 трудового договора).
В соответствии с п. 4.3 договора, заработная плата выплачивается два раза в месяц в сроки, устанавливаемыми локальными нормативными актами.
Из пункта 6.1 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Амурский жилищный стандарт», утвержденных приказом генерального директора общества № 1-п от 1 июля 2016 года, следует, что заработная плата работникам ООО «Амурский жилищный стандарт» выплачивается 2 раза в месяц в следующем порядке: аванс – 24 числа расчетного месяца; окончательный расчет 8 числа месяца, следующего за расчетным.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что заработная плата за период работы с января 2019 года по август 2019 года выплачивалась ему несвоевременно. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными расчетными листками по начислению заработной платы за период с января 2019 года по август 2019 года.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Пунктом 5.2 трудового договора заключенного между ООО «Амурский жилищный стандарт» и Грищёвым Д.А. установлено, что за нарушения работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере 7 % от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Как указано в пункте 55 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
Если коллективным договором или трудовым договором определен размер процентов, подлежащий уплате работодателем в связи с задержкой выплаты заработной платы либо иных выплат, причитающихся работнику, суд исчисляет сумму денежной компенсации с учетом этого размера при условии, что он не ниже установленного статьей 236 Кодекса.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 59-60 ГПК РФ).
Из положений ст. 57 ГПК РФ следует, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, а также положений ст. 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заработная плата истцу была выплачена ответчиком за отработанное время с января 2019 года по август 2019 своевременно, в сроки, установленные трудовым договором.
Таким образом, суд находит состоятельными доводы истца в обоснование заявленных требований о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы.
Представленный истцом расчет компенсации за задержку выплаты заработной платы за указанный период в общей сумме 152983 рублей проверен судом, суд находит его выполненным верно.
Доводы истца относимыми и допустимыми письменными доказательствами ответчиком не оспорены.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ООО «Амурский жилищный стандарт» компенсации за несвоевременную выплату заработной платы за период работы с января 2019 года по августа 2019 года в сумме 152983 рублей за период с 8 января 2019 года по 13 августа 2019 года.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17 марта 2004 года № 2, учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Суд соглашается, что сам факт задержки выплаты заработной платы причинил истцу нравственные переживания, кроме того, было нарушено конституционное право гражданина на оплату труда, что также повлекло за собой ущемление бытовых нужд истца, в связи, с чем требование о компенсации морального вреда является обоснованным.
Заявленный истцом размер компенсации морального вреда в сумме 30000 рублей суд находит обоснованным, исходя из объема причиненных истцу нравственных страданий, длительности нарушения прав истца ответчиком.
Учитывая изложенное, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме 30000 рублей.
По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4259 рублей 66 копеек (исчисленная по правилам ст. 333.19 НК РФ), от уплаты которой истец освобожден в силу ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194,199 ГПК РФ, суд,
решил:
Взыскать с ООО «Амурский жилищный стандарт» в пользу Грищёва Д.А. компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы за период работы с января 2019 года по август 2019 года в сумме 152983 рублей за период с 8 января 2019 года по 13 августа 2019 года, компенсацию морального вреда в сумме 30000 рублей.
Взыскать с ООО «Амурский жилищный стандарт» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4259 рублей 66 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурском областном суде через Благовещенский городской суд, в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 16 октября 2019 года.
Судья Н.Н. Матюханова