2- 4714\2017 за 2017 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июля 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Мельник К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кильдеева Рашида Ахмедкаримовича к Военному Комиссариату Республики Карелия об установлении пенсии с учетом иждивенцев,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей». ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен со службы, и в статусе неработающего гражданина обратился за перерасчетом пенсии в связи с наличием трех иждивенцев: сыновей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ Решением Военного комиссара Республики Карелия истцу было отказано в установлении пенсии с учетом иждивенцев, ввиду наличия в выписке из индивидуального лицевого счета формы СЗИ-6 сведений о перечислении страховых взносов Централизованной бухгалтерией муниципальных учреждений Костомукшского городского округа. Централизованной бухгалтерией выплачивается вознаграждение опекуну Кильдееву Р.А., установленное Постановлением Администрации Костомукшского городского округа ДД.ММ.ГГГГ на содержание несовершеннолетнего племянника Арслана, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшегося без попечения родителей. Истец полагает, что приемный родитель, опекун, не является работающим лицом в смысле, придаваемом этому понятию законодательством об осуществлении опеки на возмездной основе на основании заключенного договора о передаче детей на воспитание в приёмную семью; из представленной выписки СЗИ-6 установлена оплата страховых вносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, что само по себе не может служить основанием полагать о выполнении истцом оплачиваемой работы. На основании изложенного, истец просит обязать военный Комиссариат Республики Карелия установить пенсию с учетом надбавки на 3-х несовершеннолетних иждивенцев в размере 100% расчётного размера пенсии, с даты увольнения (ДД.ММ.ГГГГ).
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному заявлению требования поддерживает, просит рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель ответчика Куроптева И.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала, поддержала позицию, изложенную в отзыве.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, подтверждается письменными материалами дела, что Кильдеев Р.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена пенсия с общей выслугой лет, с учётом льготного исчисления 29 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в военный комиссариат Республики Карелия с заявлением о назначении к пенсии надбавки по пункту «б» статьи 17 Закона РФ №4468-1 на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ДД.ММ.ГГГГ письмом Военного комиссара Республики Карелия истцу было отказано в установлении пенсии с учетом иждивенцев, ввиду наличия в выписке из индивидуального лицевого счета формы СЗИ-6 сведений о перечислении страховых взносов Централизованной бухгалтерией муниципальных учреждений Костомукшского городского округа.
Согласно пункту «б» статьи 17 Закона РФ № 4468-1 неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах «а», «б» и «г» части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона назначается надбавка:
при наличии одного такого члена семьи, - в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
при наличии двух таких членов семьи, - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона;
при наличии трех и более таких членов семьи, - в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию.
В пункте «а» статьи 29 Закона РФ № 4468-1 указаны нетрудоспособные члены семьи, на которых назначается надбавка, а именно: дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных организациях по очной форме (за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу или службу в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно пункту «б» статьи 55 Закона РФ № 4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Таким образом, исходя из требований пункта «б» статьи 17, пункта «а» статьи 29 Закона РФ № 4468-1 надбавка на иждивенцев назначается к пенсии при соблюдении следующих условий:
- установление статуса - неработающий пенсионер;
- наличие нетрудоспособных членов семьи пенсионера;
- нетрудоспособные члены семьи пенсионера, находятся на его иждивении;
- нетрудоспособные члены семьи пенсионера не получают страховую или социальную пенсию.
В соответствии со статьей 50 Закона РФ № 4468-1 работа по пенсионному обеспечению осуществляется Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Согласно пункту 113 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 95 8н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», документами, подтверждающими, что гражданин не работает, не осуществляет работу и (или) иную деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закон РФ № 167-ФЗ), являются трудовая книжка, сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьёй 2 Закона РФ № 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона РФ № 167-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации:
работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
священнослужители;
иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица в соответствии с подпунктами 1-5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон РФ № 400-ФЗ) под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона РФ № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 11 Закона РФ № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Кильдеев Р.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования и ему присвоен страховой №, о чём имеется копия страхового свидетельства в его пенсионном деле №.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Кильдеева Р.А. формы СЗИ-6, в разделе 1 указаны периоды, включенные в страховой стаж, и начисление страховых взносов. За период ДД.ММ.ГГГГ засчитан стаж работы в Федеральном казённом учреждении «Военный комиссариат Республики Карелия» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и Муниципальном казённом учреждении «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений Костомукшского городского округа» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению Администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Кильдеев Р.А. назначен опекуном несовершеннолетнего племенника ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно постановлению Администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Кильдееву Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначено ежемесячное денежное вознаграждение.
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче Кильдееву Р.А. под опеку на возмездных условиях несовершеннолетнего гражданина ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пунктах 2.2.1. и 2.2.3. указано, что Администрация Костомукшского городского округа обязуется осуществлять вознаграждение Кильдееву Р.А. посредством ежемесячной выплаты за воспитание Подопечного, в том числе с учётом районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Администрация обязуется производить отчисления страховых взносов с суммы оплаты денежного вознаграждения Кильдеева Р.А.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются, в том числе, и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.
В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец не является неработающим пенсионером, в связи с чем, право на получение пенсии с учетом истребуемой надбавки на несовершеннолетних не имеет, заявленные требования не подлежат удовлетворению. Доводы истца о том, что осуществление опеки на возмездной основе не является работой, не состоятельны, основаны на неверном толковании правовых норм.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кильдеева Рашида Ахмедкаримовича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья О.В.Витухина
Мотивированное решение
изготовлено 12 июля 2017 года.