Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-123/2014 ~ М-85/2014 от 21.02.2014

Дело года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Архаринский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

секретаря судебного заседания ФИО3,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика администрации <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 14,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Касаткинского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с утратой имущества,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Касаткинского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей, и финансовую помощь в размере 100 000 рублей, в связи с утратой имущества.

Истец ФИО1 на заявленных исковых требованиях настаивал, в их обоснование суду пояснил, что в июле – сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории <адрес>, жилой дом, в котором он проживает, и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>, были затоплены. В результате затопления было испорчено принадлежащее ему имущество, пострадал дом, т.е. покосился в разные стороны, пришел в негодность урожай, вода была в подполье, но на пол в доме не вышла. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи. Однако в данном праве ему было отказано без объяснения причин.

Просит суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложить обязанность на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложить обязанность на ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей, и финансовую помощь в размере 100 000 рублей, в связи с утратой имущества.

В связи с чрезвычайной ситуацией просит суд обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель ответчика администрации Касаткинского сельсовета – глава сельсовета ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, по телефонограмме просил дело рассмотреть в его отсутствие, решение вопроса об удовлетворении заявленных требований, оставляет на усмотрение суда.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО4 исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

В целях реализации указанных норм и в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 6 ст. 81 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 13.10.2008г. утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением <адрес> от 26.05.2009г. №214
утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного    фонда

<адрес>.

Положениями Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.

Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина, т.е. надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке.

Согласно раздела 9 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Министром РФ по делам ГО, ЧС от ДД.ММ.ГГГГ № 2-4-60-12-22, единовременная материальная помощь оказывается при предоставлении документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований. К таким документам согласно п. 9.1, п. 9.2.2 Методических рекомендаций относится акт обследования частных жилых помещений (приложение 6а), который является неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение единовременной материальной помощи, акт обследования имущества граждан (приложение 7г), который является неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества.

Кроме того, согласно п. 2.2 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории <адрес>, утвержденных протоколом заседания оперативного штаба комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.09.2013г. №40, в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово-овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Таким образом, в случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество не производится.

Правовым основанием данной позиции являются положения ст. 136 ГК РФ, в соответствии с которыми плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества.

В материалах дела имеется акт обследования частного жилого помещения (6а) от 05.11.2013года, согласно которому в связи с чрезвычайной ситуацией - наводнения произошло затопление жилого помещения с приусадебным участком. Также имеется акт обследования утраченного имущества граждан (7г) от 05.11.2013года, согласно которому в связи с чрезвычайной ситуацией - наводнением, произошло затопление приусадебного участка с жилым помещением. Вода находилась под полом (в трех сантиметрах). Из данных актов не следует, что причинен ущерб жилому помещению или иному имуществу истца. Кроме того, имеется акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации наводнения, расположенного в <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что затоплен приусадебный участок при жилом <адрес> соток, и о том, что затоплено жилое помещение, в акте не указано. Данный акт был подписан членами комиссии, в том числе ФИО6, матерью ФИО1, а справке от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО6 по данному адресу проживает одна, т.е. членом семьи в данной справке ФИО1 не был указан.

Кроме того, нет правоустанавливающих документов на земельный участок.

Также в справке Касаткинского сельсовета от 19.02.2014г. не указанна улица <адрес>, по которой проживает ФИО1.

Считает, что нет правовых оснований для включения ФИО1 в список граждан, пострадавших в результате ЧС на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно п. 1 Решения комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (протокол заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения) прием обосновывающих документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> осуществлялся до ДД.ММ.ГГГГ включительно. После 01.10.2013года, прием документов министерством пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> от органов местного самоуправления не осуществлялся. Все заявления, которые поступили позже указанного срока, министерству пожарной безопасности и гражданской защиты области протоколом оперативного штаба КЧС и ПБ при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ предписано вернуть назад главам муниципальных образований, кроме тех, которые прошли судебные инстанции.

Кроме того, согласно п. 2 Порядка выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 13.10.2008г. срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.5 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской, обращение заинтересованных исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, с просьбой об оказании финансовой помощи с приложением документов, обосновывающих размер испрашиваемых средств направляется не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации.

Тем самым, срок для выделения средств помощи, пропущен, поскольку чрезвычайная ситуация в районе введена 24.07.2013года, (распоряжение и.о. главы <адрес> от 24.07.2013г. № 295).

ФИО1 обратился с заявлением на имя губернатора <адрес> о выплате ему единовременной материальной и финансовой помощи 05.11.2013г., но не представил доказательств уважительности пропуска срока для предъявления документов на получение компенсационных выплат.

Считает, что материалы дела не содержат документов, содержащих основания для признания ФИО1 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес> и включении его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>. Просит в удовлетворении заявленных требований, отказать.

Представитель ответчика Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена своевременно, что подтверждается уведомлением, о получении письма, согласно телефонограмме просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, исковые требования не признает, так как истцом не представлено доказательств утраты или повреждения имущества.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения <адрес> ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства, исковые требования не признает, в обосновании заявленных возражений в отзыве на исковое заявление указала, что в силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 693, Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №750, Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1431-р и от ДД.ММ.ГГГГ № 1592-р, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>» предусмотрено оказание гражданам материальной и финансовой помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате ЧС, условием получения которой является признание гражданина пострадавшим в результате ЧС и включение в список на получение материальной, финансовой помощи.

В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 Методических рекомендаций по оказанию гражданам единовременной материальной и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории <адрес> - Приложению к протоколу заседания оперативного штаба комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № 40, единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.

Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 136 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово-овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово-овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной помощи не производится.

В числе документов, представляемых в местную администрацию гражданами, претендующими на получение единовременной материальной и финансовой помощи, указаны документы, подтверждающие факт постоянного проживания гражданина и членов семьи в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации (документ с отметкой о регистрации по месту жительства, решение суда об установлении факта проживания).

В соответствии с пунктом 9.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, единовременная материальная помощь, равно как и финансовая помощь, имеет целевое назначение и выплачивается на восстановление поврежденного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией.

Таким образом, в рассматриваемом случае обязательным условием признания пострадавшими    в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома в результате ЧС.

Истец в исковом заявлении не указывает, в какой степени пострадало жилое помещение, в котором он проживает. Согласно акту обследования частного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, произошло затопление жилого помещения с приусадебным участком. Однако данное обстоятельство не является основанием для выплаты единовременной материальной помощи.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1592-р гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года, и постоянно проживающими в населенных пунктах, подвергшихся наводнению оказывается единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и финансовая помощь в размере 100 000 рублей в связи с полной или частичной утратой имущества:

1)    за счёт средств, источником финансового обеспечения которых
являются средства резервного фонда Правительства Российской
Федерации:

а)    единовременная материальная помощь (из расчёта 10 000 рублей на
человека, но не более 50 000 рублей на семью);

б)    финансовая помощь в связи с утратой ими имущества (из расчёта за
частично утраченное имущество 50 000 рублей на человека, за полностью
утраченное имущество - 100 000 рублей на человека);

2)    за счёт средств дополнительной финансовой помощи, выделенной
из федерального бюджета бюджету <адрес> в 2013 году в виде
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов
субъектов Российской Федерации:

а)    единовременная материальная помощь (из расчёта 10 000 рублей на
шестого и каждого последующего члена семьи);

б)    финансовая помощь в связи с частичной утратой ими имущества (из
расчёта 50 000 рублей на человека).

Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, утверждён    постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно Порядку выплата помощи производится государственными казенными учреждениями <адрес> - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:

а)    списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на
получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного
фонда Правительства Российской Федерации;

б)    списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории
<адрес>, на оказание единовременной материальной помощи за счет
дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов
субъектов Российской Федерации;

в)    списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на
получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой
имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской
Федерации;

г)    списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории
<адрес>, на оказание финансовой помощи в связи с частичной
утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Прием документов от пострадавших в ЧС граждан для получения единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств федерального бюджетов, их рассмотрение на предмет соответствия условиям получения помощи осуществляется органами местного самоуправления.

Указанные списки формируются и утверждаются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N2-4-60-12-22.

Согласно пунктам 9.2.1., 9.2.2. рекомендаций список граждан на получение финансовой помощи подписывается:

руководителем (заместителем) ОУФМС России по субъекту;

руководителем (заместителем) ГУ МЧС России по субъекту;

руководителем (заместителем) органа местного самоуправления;

утверждается руководителем (заместителем) органа исполнительной власти субъекта (в нашем субъекте утверждает списки губернатор области).

При этом указывается дата подписания, все подписи должны быть расшифрованы, заверены соответствующими печатями.

Все листы списков должны быть прошиты, пронумерованы и опечатаны. Если списки не прошиты, то каждый лист, в списке, должен быть пронумерован и заверен печатью ОУФМС России по субъекту.

Необходимо отметить, что акты обследования жилых помещений с перечнем имущества, которое пострадало, являются неотъемлемыми приложениями к спискам, так как в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 750, а также рекомендациями единовременная материальная и финансовая помощь за счет средств федерального бюджета оказывается гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в жилом помещении, поврежденном в результате ЧС, имущество которых пострадало в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии с пунктом 3 Порядка формирование вышеперечисленных
списков, их согласование в установленном порядке    обеспечивает Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области, которое и представляет утвержденные и согласованные списки в течение 5 дней в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях.

Министерство социальной защиты населения области в свою очередь в течение одного дня со дня поступления из министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области списков, указанных в пункте 2 Порядка, направляет их в соответствующие ГКУ-УСЗН.

После получения списка (списков) ГКУ-УСЗН в течение пяти дней с момента их поступления при наличии средств, производит выплаты помощи, гражданам, включённым в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях.

В министерство социальной защиты населения области не поступали списки на выплату единовременной материальной помощи, в которых бы значился ФИО1, следовательно, и до ГКУ-УСЗН по <адрес> такие списки не доводились, следовательно, оснований для выплаты у ГКУ УСЗН по <адрес> не было и права истца нарушены не были.

В материалах дела отсутствует надлежащим образом согласованный список, следовательно, есть основания полагать, что список не был согласован на каком-то этапе в связи с отсутствием у истца права на получение единовременной материальной.

Кроме того, истец зарегистрирован по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Документы, приложенные к исковому заявлению, не содержат решения суда об установлении факта проживания ФИО1 в жилом помещении на момент ЧС. ФИО1 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в орган местного самоуправления о выплате единовременной материальной и финансовой помощи. На момент обращения в орган местного самоуправления истцом не представлено документов подтверждающих факт постоянного проживания в жилом помещении на момент ЧС, представленные акты не содержат сведений об утрате имущества. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» начальник Управления ФИО9 о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно надлежащим образом, просила дело рассмотреть без участия представителя, решение вопроса по заявленным требованиям, оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствии представителя Министерства.Из письменного отзыва представителя министерства финансов <адрес> следует, что требования истца не признает, поскольку истцом не представлено доказательств об утрате им имущества, являющегося обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств. Так как факт утраты имущества комиссией не установлен и в актах обследования не отражен. Факт подтопления, наличия воды в погребе (подполье), сам по себе не доказывает безусловную утрату имущества истца и не устанавливает его права на соответствующую компенсацию. Просит обратить внимание на дату составления актов обследования – ДД.ММ.ГГГГ и считает данные акты ненадлежащим доказательством по причине того, что из фактов, изложенных в актах невозможно установить причинно-следственную связь между событиями ЧС и наступившими последствиями, в связи с тем, что между фактами, отраженными в актах и событиями ЧС прошел длительный временной период. Обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказания единовременной материальной и финансовой помощи, является наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а так же утрата имущества вследствие подтопления жилого дома. Актами обследования данные факты не установлены.

Кроме того, ФИО1 в установленный законом срок с заявлением на оказание помощи с предоставлением всех необходимых документов, составленных в установленный срок не обратился и доказательств пропуска срока для обращения с заявлением на оказание помощи, составления и представления необходимых документов по уважительной причине, не представил. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Судом в порядке ст. 167 ГПК РФ, принято решение о рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе, природного характера.

Распоряжением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 23-р на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Распоряжением и.о. главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой, резкими подъемами воды в реках Бурея и Архара, что может привести к подтоплению отдельных населенных пунктов района, введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Распоряжением главы Касаткинского сельсоветаот ДД.ММ.ГГГГ связи с прохождением юго-западного циклона, сопровождающегося большими ливнями, грозами, сохранением неустойчивой погоды на протяжении длительного времени, угрозой резкими подъемами воды в реках, что может привести к подтоплению и затоплению населенных пунктов Касаткинского сельсовета, в целях защиты населения и территорий, ДД.ММ.ГГГГ на территории Касаткинского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. «л» ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В соответствии с п.п. «г, д» ст. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 750, регулирующих порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью); на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).

Согласно п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах: при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 000 рублей на человека (но не более 50 000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество – 100 000 рублей на семью.

В соответствии с п. п. 1, 2 Порядка выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 423), настоящий Порядок определяет механизм выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года, единовременной материальной и финансовой помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

В целях настоящего Порядка под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживавшие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года.

Из положений приведенных выше нормативных правовых актов следует, что утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.

Подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и <адрес>в, Амурской и Магаданской областей, <адрес>» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.

Таким образом, компенсации гражданам, утратившим урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, рассматриваются в Указе Президента в качестве самостоятельного вида выплат.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ – р предусмотрено выделить Минсельхозу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере 1678129 тыс. рублей для осуществления выплат гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов.

Пунктом 3 указанного Распоряжения, установлено, что <адрес>, в том числе, необходимо сформировать списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденные комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, из расчета 3 тыс. рублей за каждые 0,01 гектара посевов, за счет ассигнований, предоставленных в соответствии с настоящим распоряжением, до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.2 Правил предоставления межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов и городских округов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшиеся наводнению (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489), иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям на следующие цели: для выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.

Пунктом 3 указанных Правил установлено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям при условии:

1) представления заявки от муниципального образования с приложением списка граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденного комиссией по чрезвычайным ситуациям данного муниципального образования, а также записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Заявка от муниципального образования, а также список, предусмотренные настоящим подпунктом, представляются по формам, указанным в приложении к настоящим Правилам;

2) наличия муниципального правового акта, предусматривающего порядок и условия предоставления компенсации, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, в размере 3000 рублей за каждый 0,01 га пострадавших посевов, но не более 2,5 га на одно личное подсобное хозяйство.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах и признанным пострадавшим в границах населенных пунктов <адрес>, подвергшихся наводнению.

В соответствии с п. 4 указанного Порядка, для получения компенсации, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и признанные пострадавшими в результате наводнения должны представить документы, в том числе, согласно приложению № 1,2,3.

В соответствии с приложением № 2, гражданину необходимо представить выписку из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с приложением гражданином прикладывается акт обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленный комиссией.

Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что гражданин признанный пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающий в населенном пункте подвергшимся наводнению, ведущий личное подсобное хозяйство и утративший урожай сельскохозяйственных культур имеет право на компенсационные выплаты из средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Ведение личного подсобного хозяйства гражданином в силу положений, содержащихся в распоряжении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1797-р и постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 489, должно быть подтверждено записями похозяйственных книг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом, списки граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай сельскохозяйственных культур должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям. А в соответствии с Порядком предоставления компенсации гражданам вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах и признанным пострадавшим в границах населенных пунктов <адрес>, подвергшихся наводнению (утв. постановлением главы <адрес> от 11.102013 г.) необходимо составление акта обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленным комиссией.

В силу подпункта «б» пункта 2, подпункта «з» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха(Якутия), Приморского и <адрес>в, амурской и магаданской области, <адрес>», правом на получение компенсации наделены те граждане, утрата имущества которых произошла в результате наводнения, а согласно Межгосударственному стандарту «Безопасность в чрезвычайных ситуациях Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ 22.0.03-97/ФИО13 22.0.03-95», утвержденному постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ № 267, приказу Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ различаются природные чрезвычайные ситуации: опасное метеорологическое явление и опасное гидрологическое явление. Наводнение относится к числу опасных гидрологических явлений.

Согласно сведениям Амурского ЦГМС-филиала ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» № 2547, опасное гидрологическое явление было в <адрес> в селах: <адрес>.

Из сведений администрации Касаткинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 зарегистрирован по адресу <адрес> ул.21, но при этом название улицы не указано, совместно с ним по указанному адресу проживают мать ФИО6, брат ФИО10, брат ФИО11.

В то время, имеется в материалах дела справка от ДД.ММ.ГГГГ № 616, выданная администрацией Касаткинского Сельсовета на имя ФИО6 о том, что она зарегистрирована по адресу <адрес> проживает по указанному адресу одна, т.е. о том, что ФИО1 на период ЧС в июле-августе проживал, и был зарегистрирован по данному адресу, данная справка сведений не содержит.

Согласно данным паспорта ФИО1 зарегистрирован по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.

Решения суда об установлении факта проживания ФИО1 в жилом помещении на период ЧС в материалах дела отсутствует.

Из акта обследования частного жилого помещения и акта обследования утраченного имущества граждан пострадавших в результате ЧС – наводнения, произошедшего в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (приложение 7г и 6а) следует, что обследовано жилое помещение пострадавшего ФИО1, расположенное <адрес>, произошло затопление приусадебного участка с жилым помещением, вода находилась под полом (в трех сантиметрах). По заключению комиссии сумма единовременной материальной помощи составляет 10 000 рублей и финансовой помощи 100 000 рублей, однако, в данных актах отсутствуют сведения об утрате имущества или повреждении имущества.

При этом сведения, учитываемые в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», порядке, подтверждающие факт использования земельного участка по адресу <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства самостоятельно или совместно с проживающими членами семьи отсутствуют, следовательно, земельный участок, расположенный по указанному адресу не относится к числу личных подсобных хозяйств. ФИО1 не является гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство самостоятельно или совместно с проживающими членами семьи.

Из материалов дела следует, что акт обследования объектов растениеводства в ЛПХ ФИО1 не составлялся.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1. обратился к губернатору <адрес> с заявлениями о выплате ему единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в размере 100 000 рублей, подлежащей выделению из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

    Действующим законодательством допускается возможность оказания пострадавшим гражданам в результате подтопления, наводнения адресной социальной помощи в случае соблюдения одновременно двух обязательных условий, а именно: факта причинения имущественного ущерба, а так же факта постоянного проживания в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.

Кроме того, имеется акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации наводнения от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного в <адрес>, (члены семьи, проживающие совместно с пострадавшим не указаны), составленный непосредственно после наводнения, из которого следует, что затоплен приусадебный участок при жилом <адрес> соток и о том, что затоплено жилое помещение, в акте не указано. Данный акт был подписан членами комиссии, в том числе ФИО6, матерью ФИО1. По заключению комиссии сумма единовременной материальной помощи составляет 10 000 рублей, т.е. на одного человека и в справке от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО6 по данному адресу проживает одна, т.е. данная справка не содержит сведений о том, что, на период ЧС ФИО1 проживал в <адрес> являлся членом семьи ФИО6.

Согласно данным паспорта ФИО1 зарегистрирован по адресу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, нет правоустанавливающих документов на земельный участок.

Таким образом, факт постоянного проживания истца на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в <адрес>, не подтверждается исследованными в ходе судебного заседания доказательствами и акты обследования утраченного имущества и частного жилого помещения по вышеуказанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждают наличие каких-либо повреждений или разрушений жилого помещения, утраты имущества полностью или частично вследствие чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст.60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Обстоятельства утраты урожая сельскохозяйственных культур ФИО1 в результате чрезвычайной ситуации должны подтверждаться письменными доказательствами, составленными компетентными органами, а именно актом обследования объектов растениеводства в ЛПХ граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, составленным уполномоченной на то комиссией.

В силу вышеуказанных норм права, утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием, для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов.

В соответствии с п. 9.1. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО12 от 02.11.2010г. единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения, из расчета до 10 тыс. руб. на человека, но не более 50 тыс. руб. на семью, зарегистрированную на занимаемой площади.

В соответствии с п. 9.2. Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО12 от 02.11.2010г. финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.

К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000г. № 36/34, а именно: тарелки, кастрюли, сковороды, чайник, столовые приборы, бытовая техника, мебель и т.д..

В судебном заседании ФИО1 пояснил, что в период наводнения у него пострадал урожай, дом покосился в разные стороны, но воды в жилом помещении не было, вода была в подполье, имущество в жилом доме не пострадало.

В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проанализировав и оценив в совокупности добытые доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства подтверждающие факт постоянного проживания истца на период чрезвычайной ситуации в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле-августе 2013 года и принадлежность истцу утраченного имущества и одновременно повреждение этого имущества в результате наводнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к администрации Касаткинского сельсовета, администрации <адрес>, Министерству социальной защиты населения <адрес>, ГКУ <адрес> «Управлению социальной защиты населения по <адрес>», Министерству пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, о возложении обязанности на Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты <адрес> включить его в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории <адрес>, возложении обязанности на ГКУ <адрес> Управление социальной защиты населения по <адрес>» выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и финансовую помощь в размере 100 000 рублей в связи с утратой имущества.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:      (подпись) Т.Н. Лобань

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Верно судья Т.Н. Лобань

2-123/2014 ~ М-85/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горлачев Валентин Андреевич
Ответчики
Администрация Касаткинского сельсовета
Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области
Администрация Архаринского района
МИнистерство социальной защиты населения Амурской области
ГКУ Управление социальной защиты населения в Архаринском районе
Другие
Министерство финансов Амурской области
Суд
Архаринский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
arharinskiy--amr.sudrf.ru
21.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2014Передача материалов судье
24.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2014Судебное заседание
19.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее