РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2014 года Центральный районный суд гор. Тольятти, Самарской области, в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Дорожкиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Алборова ФИО10 о признании недействительным постановления,
установил:
Алборов Г.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 3096-П/1 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта - магазина-офиса, расположенного по адресу: <адрес>, признании данного объекта общей площадью 1089,1 кв.м., состоящего из помещений на -1 этаже №№ 1-7, на +1 этаже №№ № завершенным строительством и возложении на Мэрию г.о. Тольятти обязанности выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, указывая о том, что ДД.ММ.ГГГГ он представил в мэрию г.о. Тольятти заявление о выдаче разрешения на ввод указанного объекта завершенного строительства в эксплуатацию, к которому были приложены все необходимые документы, однако в выдаче разрешения ему было отказано. Отказ мотивирован тем, что к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не приложены документы, перечень которых определен частями 3 и 4 статьи 55 ГрК РФ. Считает отказ мэрии незаконным, поскольку все необходимые документы были представлены.
В судебном заседании представитель Алборова Г.И. – Савин П.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.
Представитель Мэрии г.о. Тольятти – Серова Е.А., действующая на основании доверенности, с требованиями не согласилась, просила в их удовлетворения отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый заявителем отказ в выдаче разрешения на ввод объекта завершенного строительства в эксплуатацию является законным и прав и свобод Алборова Г.И. не нарушает.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежа по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений, относится к компетенции органов местного самоуправления поселений.
Действия по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются административной процедурой и муниципальной услугой.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 2 ст. 55 ГрК РФ).
Согласно ст. 1 ГрК РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 54 настоящего Кодекса.
В соответствии с 6 ст. 55 ГрК РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 8 ст. 55 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что в 1995 г. ТЗК «Урожай» на основании разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ было начато строительство объекта – магазина-офиса по адресу: <адрес>. В последующем указанный адрес объекта был изменен на адрес: <адрес>. В период возведения объекта ТЗК «Урожай» было выдано ТОО «Интуиция» разрешение на строительство жилых помещений 3 и 4 этажей, возводимых на объекте ТЗК «Урожай». На основании решения Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ на незавершенный строительством объект – помещения на 3 и 4 этажах по адресу: <адрес> а было признано право собственности ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Автозаводского районного суда <адрес> право собственности на завершенный строительством и реконструкцией объект 3 и 4 этажи было признано за ФИО6, ФИО7, ФИО8 ТЗК «Урожай» строящийся объект -1 этаж, 1 и 2 этажи возвело, но строительством не завершило. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Алборовым Г.И. было признано право собственности на незавершенное строительством нежилое помещение по адресу: <адрес> состоящее из 1 этаж комнаты № 7, 2 этаж комнаты № 28, -1 этаж комнаты № 1-7, 1 этаж комнаты №№ 1-16,18,19, 2 этаж комнаты № 1-27, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок, общей площадью 840 кв.м., на котором расположен объект по адресу: <адрес> а принадлежит Алборову Г.И., на праве собственности на основании решении Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности.
ДД.ММ.ГГГГ Алборов Г.И. обратился в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «магазин-офис».
К заявлению были приложены документы: решение Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, градостроительный план от ДД.ММ.ГГГГ г., разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ г., акт приемки-передачи объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ г., заключение № ГУП «Центральная строительная лаборатория» по обследованию несущих и ограждающих конструкций части здания от ДД.ММ.ГГГГ г., техническое заключение ООО «А.С-ТехПроект» по обследованию несущих и ограждающих конструкций от ДД.ММ.ГГГГ г., справки ООО УК «Жилой дом+» №№ 71,72 от ДД.ММ.ГГГГ о подключении объекта к внешним наружным коммуникациям холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, письмо Госархстройнадзор № 130-и от ДД.ММ.ГГГГ г.
Постановлением мэра г.о. Тольятти № 3096-п/1 от ДД.ММ.ГГГГ Алборову Г.И. отказано в выдаче разрешения на ввод магазина-офиса в эксплуатацию в границах земельного участка, расположенного: <адрес> в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктами 3 – 9 ч. 3, ч.4 ст. 55 ГрК РФ.
При рассмотрении заявления Алборова Г.И. установлено, что заявитель застройщиком не является, так как разрешения на строительство объекта не получал. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение всех строительно-монтажных работ по магазину- офису было выдано иному лицу – Торгово-закупочному кооперативу «Урожай», каких либо изменений в части застройщика в данное разрешение не вносилось.
В соответствии с решением Автозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Алборовым Г.И. было признано право собственности на незавершенный строительством объект – часть здания общей площадью 1062,1 кв.м., расположенное по <адрес> состоящее из нежилых помещений: комнат № в подвале, комнат № на 1-ом этаже и комнат № на 2-ом этаже.
На момент обращения заявителя в мэрию г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ срок вышеуказанного разрешения истек (действовало до ДД.ММ.ГГГГ г.), в целях завершения строительства, и в связи с изменением правообладателя земельного участка и объекта, разрешение на строительство Алборову Г.И. не выдавалось. Таким образом, документ, предусмотренный п.3 ч.3 ст.55 ГрК РФ – разрешение на строительство, отсутствует.
Из Акта приемки-передачи объекта капитального строительство от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «КОТРА-Строй» были выполнены работы по перепланировке помещений 1 и 2 этажа с изменением общей площади, по устройству водопроводных, канализационных, тепловых систем отопления на -1, 1 и 2 этажах объекта. Данный Акт касается передачи части здания, а не всего здания, составлен без имеющегося разрешения на строительство, в связи с чем не был принят в качестве надлежащего документа, предусмотренного п.4 ч.3 ст.55 ГрК РФ.
Представленные заявителем справки ООО УК «ЖИЛОЙ ДОМ+» о подключении объекта к сетям водоотведения, водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения не являются документами, указанными в п.п. 5-7 ч.3 ст.55 ГрК РФ, так как не содержат сведений, указанный в данных пунктах.
Документы, указанные в п.п. 8-9 ч.3 ст.55 ГрК РФ, а именно схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, заявителем представлены не были.
Доводы представителя заявителя о том, что заключение органа государственного строительного надзора не требуется со ссылкой на письмо Госархстройнадзора г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ необоснованны, поскольку из указанного письма следует, что заключений надзорных организаций в целом по объекту не имеется и на период начала строительства 1993 г. не требовалось.
В соответствии с ч. 4 ст. 55 ГрК РФ Правительство Российской Федерации 1 марта 2013 г. приняло постановление N 175, которым установило, что документом, необходимым для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, помимо документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является технический план, подготовленный в соответствии с требованиями статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Между тем, технический план объекта, вводимого в эксплуатацию, заявителем представлен не был.
Приложенные Алборовым Г.И. к заявлению о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта магазина-офиса не соответствуют перечню документов, установленного частями 3, 4 ст. 55 ГрК РФ.
Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что отказом мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта капитального строительства – магазина-офиса, расположенного по адресу: <адрес> Алборову Г.И. не созданы препятствия к осуществлению им его прав и свобод.
Частью 4 ст. 258 ГПК РФ установлено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,192-198 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Алборова ФИО11 о признании незаконным постановления мэра <адрес> № 3096-П/1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в выдаче разрешения на ввод магазина-офиса в эксплуатацию в границах земельного участка, расположенного: <адрес>, признании объекта магазин-офис общей площадью 1089,1 кв.м., состоящего из помещений на -1 этаже № и обязании мэрии г.о. Тольятти выдать разрешение на ввод в эксплуатацию - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский облсуд через Центральный райсуд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Соболева Ж.В.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года