Судья Щербаков А.В. Дело № 33а-1249/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 июня 2020 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.
при секретаре Врацкой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-403/2020 по административному исковому заявлению Л.В.С., Л.А.И., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Б.Д.А. к администрации г.Орла об оспаривании решения об отказе в признании садового дома жилым домом с правом регистрации,
по апелляционной жалобе Л.В.С., Л.А.И., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Б.Д.А. на решение Заводского районного суда г.Орла от 23 марта 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления Л.В.С., Л.А.И., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Б.Д.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Сабаевой И.Н., выслушав объяснения административных истцов Л.В.С., Л.А.И. и их представителя Р.Е.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя администрации города Орла С.М.В., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Л.В.С. и Л.А.И., действующая от своего имени и от имени несовершеннолетней Б.Д.А., обратились в суд с административным иском к администрации г.Орла об оспаривании решения об отказе в признании садового дома жилым домом с правом регистрации.
В обоснование заявленных требований указывали на то, что им на праве долевой собственности принадлежит двухэтажный садовый дом, площадью <...>., расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок, площадью <...>, расположенный по тому же адресу, с видом разрешенного использования – для садоводства.
Ссылались на то, что круглогодично проживают в указанном доме, который расположен в пределах населенного пункта и соответствует всем признакам жилого дома.
Для регистрации в указанном доме они обратились в администрацию г.Орла с заявлением о переводе садового дома в жилой дом.
Решением администрации от 19 ноября 2019 г. им отказано в удовлетворении заявления.
Полагая, что решение администрации г.Орла от 19 ноября 2019 г. является необоснованным, нарушает их права, просили признать отказ административного ответчика в признании садового дома жилым домом незаконным, обязать администрацию г.Орла признать садовый домик жилым с правом регистрации в нем по месту жительства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, удовлетворить административные исковые требования.
Приводят доводы о том, что законные основания для отказа в переводе садового дома в жилой ответствовали, поскольку возведенное строение отвечает признакам дома, они постоянно там проживают.
Ссылаются на то, что нормы действующего законодательства не содержат ограничений права на регистрацию граждан по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с пунктом 2 статьи 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Одним из принципов ЗК РФ является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой классификатор утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. №540, согласно которому земли с видом разрешенного использования для садоводства (код 1.5) предполагают осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, и иных многолетних культур. Размещение же жилых домов на таких землях не допускается, для этих целей предусмотрены земли жилой застройки, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства с кодами 2.0 - 2.7.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно частям 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В силу части 11 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. №217ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.
Изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается (часть 24 вышеуказанного Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2018 г. №1653 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», а именно, данное Постановление было дополнено разделом VI «Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В соответствии с пунктом 55 указанного выше Положения, садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
Согласно пункту 16 статьи 24 Устава города Орла, принятого постановлением Орловского городского Совета народных депутатов №72/753ГС от 22.06.2005, администрация города Орла в рамках своих полномочий принимает в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые; согласовывает переустройство и перепланировку жилых помещений (пункт 17).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Л.В.С., Л.А.И., и Б.Д.А. принадлежит на праве долевой собственности, по 1/3 доли в праве каждому, двухэтажный садовый дом, площадью <...>., расположенный по адресу: <...> а также земельный участок с кадастровым номером №, площадью <...>., расположенный по этому же адресу, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - садоводство.
Как усматривается из кадастрового паспорта от <дата> спорный объект недвижимости является садовым домиком, площадью <...>. (л.д.43-49).
В 2019 г. административные истцы обратились к административному ответчику за заявлением о признании спорного садового дома жилым домом.
Администрацией г.Орла решением от 19 ноября 2019 г. в удовлетворении заявления административных истцов было отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47., которым определено, что решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции правильно исходил из того, что видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположен садовый дом, является садоводство, вид разрешенного использования земельного участка не изменен, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания садового дома жилым домом.
Кроме того, согласно статье 52 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел», утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов №-38/616-ГС от 30 октября 2008 г., а также карте градостроительного зонирования г.Орла, земельный участок с кадастровым номером № относится к зоне О-1, то есть зоне делового, общественного и коммерческого назначения. Зона делового, общественного и коммерческого назначения выделена для создания правовых условий формирования разнообразных объектов городского значения, связанных, прежде всего с удовлетворением периодических и эпизодических потребностей населения в обслуживании.
Вид использования объектов недвижимости, таких как индивидуальные жилые дома, для данной зоны является условно разрешенным (таблица 53.1 Правил).
Из фрагмента карты ограничения использования территории по санитарно-защитным зонам предприятий и зонам охраны транспортных коммуникаций Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» усматривается, что указанный земельный участок размещается в зоне с особыми условиями использования территории Н-1 (санитарно-защитная зона, подлежащая корректировке в связи с негативным влиянием на безопасность жизнедеятельности жителей и состоянии окружающей среды), в которой размещение жилой застройки не допускается (л.д.93).
Таким образом, земельный участок, на котором расположен садовый домик, относится к зоне делового, общественного и коммерческого назначения, санитарно-защищенной зоне, а видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположен садовый дом, является садоводство.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административных истцов.
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованным судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, в которых заявители выражают несогласие с выводами суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, не имеют правового значения для рассматриваемого дела и не влияют на его законность и обоснованность.
Каких-либо доводов, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 23 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.В.С., Л.А.И., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Б.Д.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Щербаков А.В. Дело № 33а-1249/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 июня 2020 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.
при секретаре Врацкой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-403/2020 по административному исковому заявлению Л.В.С., Л.А.И., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Б.Д.А. к администрации г.Орла об оспаривании решения об отказе в признании садового дома жилым домом с правом регистрации,
по апелляционной жалобе Л.В.С., Л.А.И., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Б.Д.А. на решение Заводского районного суда г.Орла от 23 марта 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления Л.В.С., Л.А.И., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Б.Д.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Сабаевой И.Н., выслушав объяснения административных истцов Л.В.С., Л.А.И. и их представителя Р.Е.В., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя администрации города Орла С.М.В., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Л.В.С. и Л.А.И., действующая от своего имени и от имени несовершеннолетней Б.Д.А., обратились в суд с административным иском к администрации г.Орла об оспаривании решения об отказе в признании садового дома жилым домом с правом регистрации.
В обоснование заявленных требований указывали на то, что им на праве долевой собственности принадлежит двухэтажный садовый дом, площадью <...>., расположенный по адресу: <адрес>, а также земельный участок, площадью <...>, расположенный по тому же адресу, с видом разрешенного использования – для садоводства.
Ссылались на то, что круглогодично проживают в указанном доме, который расположен в пределах населенного пункта и соответствует всем признакам жилого дома.
Для регистрации в указанном доме они обратились в администрацию г.Орла с заявлением о переводе садового дома в жилой дом.
Решением администрации от 19 ноября 2019 г. им отказано в удовлетворении заявления.
Полагая, что решение администрации г.Орла от 19 ноября 2019 г. является необоснованным, нарушает их права, просили признать отказ административного ответчика в признании садового дома жилым домом незаконным, обязать администрацию г.Орла признать садовый домик жилым с правом регистрации в нем по месту жительства.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, удовлетворить административные исковые требования.
Приводят доводы о том, что законные основания для отказа в переводе садового дома в жилой ответствовали, поскольку возведенное строение отвечает признакам дома, они постоянно там проживают.
Ссылаются на то, что нормы действующего законодательства не содержат ограничений права на регистрацию граждан по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с пунктом 2 статьи 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Одним из принципов ЗК РФ является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Такой классификатор утвержден Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. №540, согласно которому земли с видом разрешенного использования для садоводства (код 1.5) предполагают осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, и иных многолетних культур. Размещение же жилых домов на таких землях не допускается, для этих целей предусмотрены земли жилой застройки, для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства с кодами 2.0 - 2.7.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно частям 2 и 3 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В силу части 11 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. №217ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «нежилое», сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.
Изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается (часть 24 вышеуказанного Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2018 г. №1653 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», а именно, данное Постановление было дополнено разделом VI «Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В соответствии с пунктом 55 указанного выше Положения, садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
Согласно пункту 16 статьи 24 Устава города Орла, принятого постановлением Орловского городского Совета народных депутатов №72/753ГС от 22.06.2005, администрация города Орла в рамках своих полномочий принимает в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые; согласовывает переустройство и перепланировку жилых помещений (пункт 17).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Л.В.С., Л.А.И., и Б.Д.А. принадлежит на праве долевой собственности, по 1/3 доли в праве каждому, двухэтажный садовый дом, площадью <...>., расположенный по адресу: <...> а также земельный участок с кадастровым номером №, площадью <...>., расположенный по этому же адресу, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - садоводство.
Как усматривается из кадастрового паспорта от <дата> спорный объект недвижимости является садовым домиком, площадью <...>. (л.д.43-49).
В 2019 г. административные истцы обратились к административному ответчику за заявлением о признании спорного садового дома жилым домом.
Администрацией г.Орла решением от 19 ноября 2019 г. в удовлетворении заявления административных истцов было отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47., которым определено, что решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции правильно исходил из того, что видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположен садовый дом, является садоводство, вид разрешенного использования земельного участка не изменен, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания садового дома жилым домом.
Кроме того, согласно статье 52 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел», утвержденных решением Орловского городского Совета народных депутатов №-38/616-ГС от 30 октября 2008 г., а также карте градостроительного зонирования г.Орла, земельный участок с кадастровым номером № относится к зоне О-1, то есть зоне делового, общественного и коммерческого назначения. Зона делового, общественного и коммерческого назначения выделена для создания правовых условий формирования разнообразных объектов городского значения, связанных, прежде всего с удовлетворением периодических и эпизодических потребностей населения в обслуживании.
Вид использования объектов недвижимости, таких как индивидуальные жилые дома, для данной зоны является условно разрешенным (таблица 53.1 Правил).
Из фрагмента карты ограничения использования территории по санитарно-защитным зонам предприятий и зонам охраны транспортных коммуникаций Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» усматривается, что указанный земельный участок размещается в зоне с особыми условиями использования территории Н-1 (санитарно-защитная зона, подлежащая корректировке в связи с негативным влиянием на безопасность жизнедеятельности жителей и состоянии окружающей среды), в которой размещение жилой застройки не допускается (л.д.93).
Таким образом, земельный участок, на котором расположен садовый домик, относится к зоне делового, общественного и коммерческого назначения, санитарно-защищенной зоне, а видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположен садовый дом, является садоводство.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административных истцов.
Оснований не согласиться с данным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он соответствует содержанию исследованным судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывает у судебной коллегии сомнений в его законности и обоснованности.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, в которых заявители выражают несогласие с выводами суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, не имеют правового значения для рассматриваемого дела и не влияют на его законность и обоснованность.
Каких-либо доводов, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 23 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.В.С., Л.А.И., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней Б.Д.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: