Дело №2-2605/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2018 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего: Кудряшова А.В.
при секретаре: Зайцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирзоева Салома Саидниезовича к Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения с последующим прекращением права собственности на ранее занимаемое жилье,
у с т а н о в и л:
Мирзоев С.С. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о возложении на ответчика обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в г.Смоленске общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. и прекращении после такого предоставления права собственности истца на квартиру <адрес>, указав, что проживает в упомянутом жилом помещении названного домовладения, которое постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> признано аварийным и подлежащим сносу. Дальнейшее проживание в квартире представляет угрозу жизни и здоровью Мирзоева С.С., тогда как орган местного самоуправления от предоставления истцу в собственность другого благоустроенного жилья уклоняется.
Мирзоев С.С. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель Администрации г.Смоленска Степанова Е.А., возражая против удовлетворения иска, указала на то, что в данном случае предоставление истцу другого благоустроенного жилого помещения возможно только при выполнении органом местного самоуправления предусмотренной ст.32 ЖК РФ предварительной процедуры (направление органом местного самоуправления собственникам жилых помещений аварийного дома требования о его сносе, последующее принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе), тогда как Администрация г.Смоленска с требованием о сносе аварийного дома <адрес> к собственникам помещений данного домовладения не обращалась, а предусмотренный постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> срок (2020г.) переселения граждан из этого аварийного дома еще не наступил. Отметила также, что дом <адрес> не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в связи с чем, истец не вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ему в порядке ст.32 ЖК РФ другого благоустроенного жилья.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
По правилам п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст.32, 86, ч.ч.2 и 3 ст.88 ЖК РФ. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда возможно в рамках реализации соответствующей региональной адресной программы.
В соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. При этом, другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Мирзоеву С.С. на праве собственности принадлежит квартира <адрес>, в которой он зарегистрирован и проживает (л.д.7-8, 12).
Иных жилых помещений в собственности либо в пользовании на условиях социального найма у истца не имеется.
Согласно заключению городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> конструкции домовладения ДД.ММ.ГГГГ вследствие длительной эксплуатации и природно-климатических факторов утратили первоначальные технико-эксплуатационные качества; в них появились дефекты, повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности, в связи с чем, имеются основания для признания названного многоквартирного дома, износ которого составляет 65%, аварийным (л.д.10-11).
Постановлением Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №<данные изъяты> «О реализации решений городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда г.Смоленска» дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу с установлением срока переселения проживающих в нем граждан за счет средств бюджета г.Смоленска – 2020г. (л.д.9).
Названное домовладение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включено, в связи с чем, связи с этим положения Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» применению к спорным правоотношениям не подлежат, а права собственников жилых помещений данного дома обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.
Исходя из положений ст.32 ЖК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п/п. «и» п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст.32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Поскольку соглашения сторон спора о предоставлении истцу другого жилого помещения взамен принадлежащей ему квартиры не имеется, а домовладение <адрес> не включено в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению Мирзоева С.С. иным жилым помещением отсутствуют.
Кроме того, выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч.10 ст.32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства (аналогичная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда РФ от 21.03.2017 №45-КГ16-30).
Предусмотренные ст.32 ЖК РФ мероприятия, связанные с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений признанного аварийным дома <адрес>, органом местного самоуправления не осуществлялись, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный дом для муниципальных нужд и жилых помещений данного дома, не принималось, ввиду чего у Администрации г.Смоленска не возникло обязанности предоставить Мирзоеву С.С. равноценное занимаемому им жилое помещение, что исключает возможность удовлетворения иска.
При разрешении спора суд отмечает, что при существующей для истца при проживании в упомянутой квартире опасности для его жизни и здоровья вопрос об обеспечении последнего жильем до выселения из аварийного дома может быть решен путем предоставления ему Администрацией г.Смоленска жилого помещения маневренного фонда, однако с заявлением о предоставлении подобного жилья истец, как следует из его объяснений, в орган местного самоуправления не обращался.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Мирзоева Салома Саидниезовича к Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения с последующим прекращением права собственности на ранее занимаемое жилье оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья А.В. Кудряшов