Дело № 2-677/2022
Копия
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2022 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Тепловой С.Н.,
при секретаре Ивановой Ю.В.,
рассмотрев гражданское дело № 2-677/2022 по исковому заявлению Вечкутова Александра Николаевича к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. о. Самара, Администрации г. о. Самара об обязании включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Вечкутов А.Н. обратился в суд с иском к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. о. Самара, Администрации г. о. Самара об обязании включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, указав что, решением <адрес> народного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО8 лишены родительских прав на сына Вечкутова А.Н. С ДД.ММ.ГГГГ г. до ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником Богдановского детского дома Кинельского района Самарской области, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Отрадный».
По окончании 7 классов, истец поступил на обучение в ГБПОУ СО «Профессиональное училище <адрес>», где учился в 8 классе вечерней школы и получал профессию. В связи с этим, был отчислен из ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Отрадный». В 1989 г. истец окончил обучение в училище, после чего, проживал у сестры в Кошкинском районе, позже сестра вышла замуж и переехала в пгт <адрес>. С целью помощи истцу для дальнейшего трудоустройства, сестра зарегистрировала Вечкутова А.Н. по месту жительства своей подруги: <адрес>, <адрес>, <адрес>. По данному адресу, истец был зарегистрирован с 01.0.1992 г. по ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически в данном жилом помещении ни когда не проживал.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был осужден и отбывал наказание в ФКУ ИК-5 общего режима, в связи с чем отсутствовала возможность обратиться с заявлением на обеспечение жилым помещением.
В 2021 г. истец обратился в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. о. Самара с заявление о включении его в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку истец зарегистрирован на территории г. Самары и иной регистрации не имеет.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № во включении в список истцу было оказано. С данным распоряжением истец не согласен, поскольку он никогда не являлся ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения. Ссылаясь на указанные обстоятельства истец с учетом уточнений просил суд признать отказ Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным. Обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. о. Самара включить Вечкутова А.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Самара специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании истец Вечкутов А.Н. и его представитель исковые требования поддержали с учетом уточнений, просили удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара, Администрации г.о.Самара - ФИО9 действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы изложенные в отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Подпунктами «ж» и «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На территории Самарской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области».
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 данного Закона заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, подается в орган местного самоуправления законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства в случае отсутствия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими возраста 18 лет в случае приобретения ими полной дееспособности, если они не были своевременно включены в список.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением <адрес> народного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении своего сына Вечкутова А.Н.
С 1983 г. до ДД.ММ.ГГГГ Вечкутов А.Н. являлся воспитанником Богдановского детского дома <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Отрадный».
В 1989 г. Вечкутов А.Н. окончил обучение в училище, после чего, проживал у сестры в Кошкинском районе, позже сестра вышла замуж и переехала в пгт <адрес>. С целью помощи истцу для дальнейшего трудоустройства, сестра зарегистрировала Вечкутова А.Н. по месту жительства своей подруги: <адрес>, <адрес>, <адрес>. По данному адресу, истец был зарегистрирован с 01.0.1992 г. по ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически в данном жилом помещении ни когда не проживал.
Из военного билета усматривается, что Вечкутов А.Н. ДД.ММ.ГГГГ призван на действительную военную службу и направлен в часть. ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков части в связи с осуждением военным судом.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Вечкутов А.Н. был осужден и отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Самарской области общего режима.
ДД.ММ.ГГГГ Вечкутов А.Н. (в возрасте 47 лет) обратился в Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. о. Самара с заявление о включении его в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку истец зарегистрирован на территории г. Самары и иной регистрации не имеет.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Вечкутову А.Н. оказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. о. Самара Вечкутову А.Н. было разъяснено, что в соответствии с действующим законодательством лица, которые достигли 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилым помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Из представленных суду документов следует, что Вечкутов А.Н. в возрасте 40 лет был зарегистрирован по месту жительства расположенном по адресу: <адрес>.
Из сведений о предыдущих местах регистрации известно, что с 01.0.1992 г. по ДД.ММ.ГГГГ у Вечкутова А.Н. имелась регистрация по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Вечкутову А.Н. 23 года исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, до этого времени у него было право на обращение по действующему в то время законодательству.
Кроме того, возраст 18 лет у Вечкутова А.Н. наступил в 1992 г. и на тот момент дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей вставали на учет на получение внеочередного жилья в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР и Постановлением исполнительного <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>».
Однако, Вечкутов А.Н. с заявлением в органы местного самоуправления о предоставлении жилого помещения на льготных условиях не обращался.
В силу п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (ч. 2 ст. 33).
Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 1 марта 2005 года, были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 2 ст. 57, в редакции, действующей до 01 января 2013 года).
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 01 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей на 1998 год), было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).
Анализ жилищного законодательства позволяет сделать вывод, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке только до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
В силу п. 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР предусматривал заявительный характер реализации права на предоставление жилого помещения для данной категории граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 Лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного Списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список то субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
Вопреки требованиям ст.ст. 56,60 ГПК РФ Вечкутовым А.Н. не представлено доказательств наличия уважительных причин, препятствующих истцу обращению в компетентные органы как до достижения 23 лет, так и далее до достижения истцом возраста 47 лет. Позиция истца о том, что он имеет права независимо от достижения возраста 23 лет на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, основана на неправильном понимании и толковании норм материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Таким образом, с учетом установленных судом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вечкутова Александра Николаевича к Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г. о. Самара, Администрации г. о. Самара об обязании включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 20.06.2022 г.
Судья С.Н. Теплова
Подлинный документ подшит в материалы гражданского дела № 2-677/2022
(№-98) Самарский районный суд г.Самары