Судебный акт #1 () по делу № 33а-4061/2020 от 12.10.2020

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                   Дело № 33а-4061/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      17 ноября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мельникова Владимира Алексеевича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 4 сентября 2020 года по делу №2а-3028/2020, по которому постановлено:

административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска к Мельникову Владимиру Алексеевичу о взыскании страховых взносов удовлетворить.

Взыскать с Мельникова Владимира Алексеевича задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год – 6884 руб.,  пени за период с 01.01.2020 по 21.01.2020 в размере 30,12 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год – 29354 руб., пени за несвоевременную уплату за период с 01.01.2020 по 21.01.2020 в сумме 128,42 руб., всего 36 376,54 руб.

Взыскать с Мельникова Владимира Алексеевича в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 1 291,29 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила :

 

Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району гльяновска (далее - ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска) обратилась в суд с административным иском к Мельникову В.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, указав, что с 30.09.2002 Мельников В.А. осуществляет адвокатскую деятельность и является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

Страховые взносы за 2019 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29 354 руб. и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 руб. административным ответчиком не уплачены. Требование налогового органа об уплате указанной задолженности и пени Мельниковым В.А. не исполнено.

ИФНС России по Заволжскому району гльяновска просила взыскать с административного ответчика задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 год - 6884 руб., пени на указанную задолженность за период с 01.01.2020 по 21.01.2020 в сумме 30,12 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год - 29354 руб., пени на указанную задолженность за период с 01.01.2020 по 21.01.2020 в сумме 128,42 руб., всего 36 376,54 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мельников В.А. просит отменить принятое по делу решение. Указывает, что с 1999 года получает пенсию за выслугу лет. В соответствии с подп.5 п.1 ст.29 Федерального закона  от 15.12.2001 № 167-ФЗ « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.04.2008 №55-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений») военные пенсионеры с 01.10.2008 могли добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа в бюджет. По достижении пенсионного возраста он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, однако решением комиссии от 13.08.2015 в назначении пенсии ему было отказано. С 2017 года он застраховал свою жизнь и здоровье в страховой компании «Росгосстрах Жизнь», бухгалтерией Ульяновской областной коллегии адвокатов за него уплачиваются причитающиеся налоги.

В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по Заволжскому району гльяновска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с подп.2 п.1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно п.1 ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., страховые взносы подлежат уплате в фиксированном размере, который за расчетный период 2019 года составляет на обязательное пенсионное страхование - 29 354 руб., на обязательное медицинское страхование - 6884 руб.

В соответствии с п.1 ст.431 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подп.2 п.1 ст.419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как установлено судом, Мельников В.А., *** года рождения, зарегистрирован в ИФНС России по Заволжскому району гльяновска в качестве адвоката с 30.09.2002.

В срок до 31.12.2019 административный ответчик не исполнил обязанность по уплате страховых взносов в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, в связи с чем налоговый орган выставил Мельникову В.А. требование от 22.01.2020 № 11660 об уплате в срок до 04.03.2020 недоимки за 2019 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 29 354 руб. и пени на указанную недоимку с 01.01.2020 по 21.01.2020 в сумме 128,42 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 руб. и пени на указанную недоимку с 01.01.2020 по 21.01.2020 в сумме 30,12 руб.

25.05.2020 ИФНС России по Заволжскому району гльяновска обратилась на судебный участок №2 Заволжского судебного района г.Ульяновска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Мельникова В.А. задолженности по страховым взносам.

Судебный приказ от 29.05.2020 отменен определением мирового судьи судебного участка №2 Заволжского судебного района гльяновска от 17.06.2020 на основании заявления административного ответчика.

Принимая решение об удовлетворении требований административного истца о взыскании с Мельникова В.А. недоимки по страховым взносам и пени, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у административного ответчика, занимающегося адвокатской деятельностью, обязанности по уплате страховых взносов в соответствии с п.1 ст.430 и подп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено освобождение адвокатов, являющихся военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов.

Довод административного ответчика в апелляционной жалобе о том, что он, являясь получателем пенсии за выслугу лет, не должен уплачивать требуемые страховые взносы, основан на ошибочном толковании закона и не может служить основанием для отмены принятого по делу решения.

В случае, если адвокат является военным пенсионером, то на основании ст.7 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» он имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных названным законом, и страховой пенсии по старости, устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при наличии условий для назначения ему страховой пенсии по старости.

Согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации.

Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, одновременно выступают в качестве застрахованного лица и страхователя, причем статусом страхователя они обладают не только в отношении физических лиц, которым они производят выплаты по трудовым договорам или договорам гражданско-правового характера, но и в отношении себя. Таким образом, правовое положение лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе адвокатов, в сфере обязательного пенсионного страхования характеризуется сочетанием прав и обязанностей застрахованного лица и страхователя.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, отнесение самостоятельно обеспечивающих себя работой к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате за себя страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, оно направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39(часть 1) Конституции Российской Федерации, тем более что самозанятые лица подвержены такому же социальному риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, а уплата ими страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на трудовую пенсию (определения от 12.04.2005 №164-О и №165-О, от 29.09.2011 №1179-О-О, от 25.01.2012 №226-О-О и др.).

Федеральным законом от 22.07.2008 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» лицам, проходившим военную службу по контракту, и приравненным к ним в области пенсионного обеспечения лицам при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, закрепленных статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», было предоставлено право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Тем самым в системе обязательного пенсионного страхования застрахованным лицам, приобретшим названный статус после назначения им пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, была предоставлена возможность реализации пенсионных прав, формирование которых обеспечивалось уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В отношении самозанятых граждан из числа военных пенсионеров была осуществлена необходимая корреляция их статуса в качестве страхователей - плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц - получателей трудовых пенсий в размере, соотносимом с уплаченными ими в Пенсионный фонд Российской Федерации и отраженными на их индивидуальных лицевых счетах страховыми взносами.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2020 №5-П «По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», подпункта 2 пункта 1 статьи 6 пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, а также частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с жалобой гражданки О.В. Морозовой» правовое регулирование, установленное с учетом правовых позиций, выраженных в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 №223-О и от 11.05.2006 №187-О, не может рассматриваться как ущемляющее право указанных лиц на социальное обеспечение и приводящее в нарушение предписаний ст.55 Конституции Российской Федерации к их необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанного (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 №622-О-О, от 18.10.2012 №1948-О, от 24.06.2014 №1471-О, от 20.11.2014 №2712-О, от 28.03.2017 №519-О и др.).

Поскольку правовой механизм участия самозанятых граждан из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования был сохранен в действующем законодательстве, подп.2 п.1 ст.6, п.2.2 ст.22 и п.1 ст.28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подп.2 п.1 ст.419 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.7 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, ч.ч. 2 и 3 ст.8, ч.18 ст.15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абз.3 п.1 ст.7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не противоречат Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения.

То обстоятельство, что Мельниковым В.А. заключен договор добровольного страхования жизни и здоровья, не освобождает его от установленной законом обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений согласно ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 4 сентября 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельникова Владимира Алексеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий:                                   

 

Судьи:

 

 

33а-4061/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска
Ответчики
Мельников В.А.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--uln.sudrf.ru
17.11.2020Судебное заседание
13.10.2020Передача дела судье
23.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее