Решение по делу № 12-80/2016 от 15.03.2016

Р Е Ш Е Н И Е

                        № 12-80/16

26 мая 2016г.                             г. Уфа

Уфимский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Легкового В.В.,                             при секретаре Хаммадиаровой А.А.

    рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Шемяк» на постановление Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

    Постановлением Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и охране труда» и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.                

В оспариваемом постановлении ГИТ по РБ указано, что в нарушение 152,153 Трудового Кодекса РФ не начисляется и не выплачивается оплата за сверхурочную работу и выходы в нерабочие дни, что имело место в отношении работника предприятия Нагимова В.Ф. и других.                                Директором открытого акционерного общества «Шемяк» была подана жалоба на указанное постановление, где указано на необоснованность принятого решения, необходимость его отмены и прекращения производства по делу.                В жалобе указано, что распоряжение ГИТ РБ от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной проверки было получено по факсу ДД.ММ.ГГГГ, спустя 1 сутки после ее назначения. Заверенная ГИТ копия распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки была получена по почте ДД.ММ.ГГГГ. Срок проведения документарной проверки был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Однако согласно ст. 14 ч.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" заверенная печатью копия распоряжения должна была быть вручена под роспись должностным лицом ГИТ руководителю (или иному представителю) ООО ЖКХ «ШЕМЯК». Также руководитель ООО ЖКХ «ШЕМЯК» в нарушение ст. 14.ч. 4 ФЗ-294 не был ознакомлен с административным регламентом ГИТ проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения. Во исполнение запроса в ходе документарной проверки ООО ЖКХ «ШЕМЯК» предоставило в ГИТ запрашиваемые документы. Однако по результатам проведенной документарной проверки ГИТ акт проверки не составило и не представило его ООО ЖКХ «ШЕМЯК», что свидетельствует о нарушении ГИТ требований:

- ст. 16 ч.1, ч.4, ст. 18 п.7, ст. 21 п.3 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12. от 26.12.2008;

-п. 6.3, п.7.1., п. 7.6. Приказа Роструда № 14 от 24.01.2011г..

    После чего ГИТ в РБ было издано распоряжение о проведении внеплановой
выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.                    Данное распоряжение поступило посредством факсимильной связи в ООО ЖКХ «ШЕМЯК» ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов, т.е. спустя сутки непосредственно перед окончанием рабочего дня, а не менее, чем за 24 часа до начала проведения внеплановой выездной проверки. Заверенная надлежащим образом со стороны ГИТ копия распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки руководителю ООО ЖКХ «ШЕМЯК» не была вручена.                                                Данные факты свидетельствуют о грубом нарушении ГИТ ст. 10 ч.16, ст.20 ч.2 п.1. Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г., согласно которых результаты проверки, проведенной ГИТ, считаются проведенными с грубыми нарушениями и подлежат отмене.    Согласно ч. 2 ст. 12 Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности, ч. 4 и ч. 5 ст. 12 указанного выше закона определяют порядок проведения данной проверки. В частности, выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица с распоряжением или приказом руководителя о назначение выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц. Однако, в нарушении указанных пунктов, никакой выездной проверки сотрудниками трудовой инспекции не проводилось.                                             Таким образом, в действиях трудовой инспекции присутствует грубое нарушение порядка проведения проверки.                                    Срок внеплановой выездной проверки был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Основанием внеплановой выездной проверки был указан ч.7 абз.5 ст. 360 ТК РФ (обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав), а также Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008., целями проверки обозначены защита прав и интересов работников (оформление и расторжение трудовых договоров, оплата труда, охрана труда, режим труда и отдыха).                                Согласно ст. 10 ч. 5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предусмотрено обязательное согласование проведение внеплановой выездной проверки с органом прокуратуры, основанием которой является предусмотренные подпунктами «а» и «б» п.2 ч. 2 ст. 10 - поступление в ГИТ обращений и заявлений граждан о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинение вреда жизни, здоровью граждан

Согласно п.5.7.1. Приказа Роструда № 14 от 24.01.2011 согласованию с органами прокуратуры подлежат внеплановые проверки только при одновременном наличии следующих обстоятельств: проверка является выездной, проверка проводится по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» п.2. ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г. (возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан либо причинение вреда их жизни и (или) здоровью).                    П.5.3. Приказа Роструда № 14 от 24.01.2011. оговорено, что к нарушениям обязательных требований в сфере труда, представляющим угрозу здоровью граждан, могут быть отнесены случаи невыплаты работникам заработной платы, непредоставления им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и т.д.                Таким образом, приводя в качестве оснований для проведения внеплановой выездной проверки (обращение граждан-работников для проверки угрозы их здоровью) ГИТ фактически обязано было согласовать проведение такой проверки с органами прокуратуры.                                                    Однако ГИТ проведение внеплановой выездной проверки не согласовывало, руководителю ООО ЖКХ «ШЕМЯК» такое согласование не предъявляло (грубо нарушено требование ч. 5 ст. 10, п.4 ст. 18 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г., что также влечет за собой отмену результатов проведенной выездной проверки согласно ст. 20 ФЗ-294 от 26.12.2008г.)

    

                    

Директор открытого акционерного общества «Шемяк» Шагаргазин А.С. извещенный о месте, дате, времени судебного заседания надлежащим образом, на судебное заседание не явился. О причинах неявки суду не сообщил.

    Представитель открытого акционерного общества Гарипов В. жалобу и дополнение к ней поддержал, просил ее удовлетворить.                         Представитель Государственной инспекции Республики Башкортостан Ванскова О.В. с жалобой не согласилась.                                     Суд, выслушав участников судебного заседания, оценив представленные документы полагает, что в удовлетворении жалобы следует отказать.                Как видно из жалобы заявитель ставит под сомнение относимость и допустимость доказательств, на основании которых было принято оспариваемое постановление по мотиву нарушения порядка проведения проведение внеплановой выездной проверки, отсутствия для этого законного основания.

    Согласно ч. 1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как видно из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в Государственную инспекцию труда в РБ (далее - Инспекция) поступило обращение работника ООО ЖКХ «Шемяк» (далее - Общество) о нарушении его трудовых прав. При этом обращении указано требование о сохранении конфиденциальности обратившегося, что предусмотрено ст.358 Трудового Кодекса РФ (далее - ТК РФ).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. I 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей пр осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - Закон) инспектором издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ на проведение внеплановой документарной проверки в Обществе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжение и запрос на предоставление документов получено Обществом по факсу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает заявитель, кроме того заверенная копия распоряжения и запрос направлены почтой заказным письмом и получен Обществом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым штемпелем и заявителем.

Доводы заявителя о несоблюдении должностным лицом, проводивши проверку, требований ч.4 ст. 14 Закона в части не ознакомления представителя Общества с административным регламентом необоснованны и не доказан материалами проверки: в соответствии с указанной нормой должностное лиц проводящее проверку, по просьбе представителя проверяемого юридического лиц обязаны ознакомить его с административным регламентом. Данная просьба в ходе проведения проверки от представителя Общества не поступала.                                    Доводы заявителя о несоблюдении инспектором требований ч.1, ч.4 ст. 16, п ст.18, п.3 ст.21 Закона и п.6.3, п.7.1, п.7.6 Приказа Роструда №14 от 24.01.2011 части не составления акта проверки по результатам документарной проверки таю несостоятельны по следующим основаниям: вышеуказанные нормы регламентируют порядок оформления результатов проверки, в том числе составление акта проверки и вручение его работодателю. Однако документарная проверка в Обществе не состоялась, т.к. в ходе проведения документарной проверки было принято решение о ее прекращении и проведении выездной проверки, что предусмотрено п. 65 Приказа Минтруда России от 30.10.2012 N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2013 N 27533) (далее - Регламент), согласно которому в случае если в ходе проведения документарной проверки было принято решение о ее прекращении и проведении выездной проверки данного юридического лица или индивидуального предпринимателя, акт проверки оформляется по завершении выездной проверки.                                        Проанализировав полученные от работодателя документы, инспектор усомнился в достоверности информации об обучении ряда работников Общества, т.к. инспектору был представлен протокол проверки знаний по охране труда не утвержденной формы, без подписи работников. В этой связи инспектором принято решение о прекращении документарной проверки и проведении выездной проверки. Распоряжение на выездную проверку оформлено ДД.ММ.ГГГГ, вручено лично директору Общества под роспись ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения выездной проверки.                            Доводы заявителя о нарушении инспектором требований ч.16 ст. 10, ч.2 п.1 ст.20 Закона в части не уведомления работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа также основаны на неверном толковании нормы: из буквального толкования ч.16 ст. 10 Закона следует, что о проведении внеплановой выездной проверки по контролю за исполнением предписаний юридическое лицо уведомляет не менее чем за 24 часа. Однако в данном случае проверка проведена не по контролю за исполнением предписаний, а по обращении: работника. Кроме того, инспектор при проведении проверок помимо указанного Закона руководствуется Трудовым Кодексом РФ, в частности, ст.360, согласие которой предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.                                                    Доводы заявителя о необходимости согласования внеплановой выездной проверки по жалобе работника с прокуратурой не основаны на законе. Заявитель ссылается лишь на общие правила Закона, в котором, однако, вообще не предусмотрено такое основание для проведения проверки как жалоба работника. В данном случае необходимо руководствоваться специальными нормами Трудовой Кодекса РФ, а именно ст.360 ТК РФ, в которой ничего не сказано о необходимости согласования с прокуратурой проверок по жалобам работников.                                            В связи с отсутствием соответствующей информацией СРО не была уведомлена о проведении внеплановой проверки Общества, что, однако, ст.20 Закона не отнесена к грубым нарушениям, влекущим признание недействительным результатов проверки.         Суд учитывает, что доводы жалобы работника подтверждены документально.     По итогам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований трудового законодательства.                             Указанные предписания работодателем исполнены в установленный срок, что свидетельствует о признании заявителем факта нарушения трудового законодательства в области оплаты труда.

При таких обстоятельствах по итогам ГИТ по РБ сделал правильный вывод о том, что, бездействие ООО ЖКХ «Шемяк» образует состав административного правонарушения по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ..                                 В силу изложенного следует считать, что оспариваемое постановление ГИТ по РБ вынесено законно и обоснованно, оснований для его отмены, либо изменения суд не находит.

    Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Государственной инспекции Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Шемяк» по ч. 3 ст.5.27.1 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу открытого акционерного общества «Шемяк» без удовлетворения.             Решение окончательное и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд РБ.

    Судья: В.В. Легковой

12-80/2016

Категория:
Административные
Другие
ООО ЖКХ "Шемяк"
Суд
Уфимский районный суд г. Уфы
Судья
Легковой В.В.
Статьи

5.27

Дело на странице суда
ufimsky.bkr.sudrf.ru
11.03.2016Материалы переданы в производство судье
26.05.2016Судебное заседание
31.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее