Дело № 10RS0011-01-2020-000914-80 (2а-2366/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20.05.2020 г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску к Калинину Роману Константиновичу о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску (далее – административный истец, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Калинину Роману Константиновичу (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей.
Требования мотивированы тем, что за административным ответчиком в 2013-2014 гг. был зарегистрирован объект налогообложения транспортным налогом (транспортное средство), однако налогоплательщик не в полном объеме исполнял обязанность по уплате транспортного налога за 2013-2014 гг., в связи с чем образовалась задолженность. С учетом изложенного, Инспекция просит взыскать 658,00 руб. – задолженность по транспортному налогу, пени за период с 02.10.2015 по 31.12.2015 в сумме 16,30 руб.
Определением от 20.05.2020 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы дела № 10MS0004-01-2019-005996-07 (2а-2180/2019-4), суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что за ответчиком был зарегистрирован легковой автомобиль Mersedes Benz 250D, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с мощностью двигателя 94 л.с. – с 14.10.2013 по 29.11.2014 (далее – спорный автомобиль.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ (здесь и далее – в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), ответчик был обязан уплатить транспортный налог за: 2013 г. – в срок не позднее 05 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть до 05.11.2014; 2014 г. – в срок не позднее 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть до 01.10.2015.
О необходимости уплатить транспортный налог за 2013, 2014 гг. налогоплательщик был уведомлен направлявшимся в его адрес заказным письмом налоговым уведомлением от 01.05.2015, которое в силу п. 4 ст. 52 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Направленным заказным письмом Инспекцией по месту регистрации налогоплательщика требованием от 30.10.2015 (которое в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма), административному ответчику предложено в срок до 29.01.2016 уплатить недоимку по транспортному налогу в сумме 658,00 руб., а также пени в сумме 5,26 руб.
Кроме того, направленным требованием от 25.06.2018 ответчику предложено в срок до 20.08.2018 уплатить пени в сумме 11,04 руб.
Налоговый орган 17.07.2019 обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности указанной в требованиях от 30.10.2015 и от 25.06.2018, по результатам рассмотрения которого мировым судьей был выдан судебный приказ, отмененный определением от 30.07.2019 по основанию, установленному ст. 123.7 КАС РФ.
Инспекция обратилась с настоящим административным иском 30.01.2020.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Проверяя в соответствие с взаимосвязанными положениями ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ срок обращения с требованиями о взыскании обязательных платежей, суд отмечает, что проверке подлежит как срок на обращение с административным исковым заявлением, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, так и срок на подачу заявления о взыскании, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, которые по настоящему административному делу не пропущены.
Ответчик в силу ч. 1 ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога на спорное транспортное средство, являющееся объектом налогообложения, поскольку оно не относятся к исключениям, перечисленным в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Так как оно было зарегистрировано за налогоплательщиком, с учетом ч. 1 ст. 357, п. 1 ст. 358, пп. 1 и 3 ст. 362 НК РФ именно на нем лежит обязанность по уплате транспортного налога.
Данных об отсутствии экономического основания для начисления налога на спорный автомобиль (в том числе, в связи с их гибелью), применительно к положениям п. 3 ст. 3 НК РФ, с одновременным наличием обстоятельств, препятствовавших ответчику своевременно снять его с регистрационного учета, не имеется.
Вместе с тем, суд учитывает, что в силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 436-ФЗ) признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Обязанность по уплате транспортного налога за 2013 г. в силу п. 1 ст. 363 НК РФ, ч. 2 ст. 7 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 № 384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия» (в редакции на момент возникновения соответствующих правоотношений; далее – Закон № 384-ЗРК) истекла 05.11.2014, в связи с чем недоимка по транспортному налогу за 2013 г.образовалась до 01.01.2015, что является основанием для признания ее безнадежной и списанию в силу ч. 1 ст. 12 Закона № 436-ФЗ.
При этом учитывается, что установленная п. 2.1 ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщика – физического лица по предоставлению сведений о наличии у него транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения и корреспондирующее указанной обязанности право налогового органа направлять уведомления об уплате транспортного налога за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 52 НК РФ), введена лишь с 01.01.2015 (пп. «в» и «д» п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Данных, свидетельствующих о том, что налоговое уведомление не было направлено налоговым органом своевременно в связи с недобросовестными действиями налогоплательщика, не имеется. При этом отсутствуют и данные, свидетельствующие, что ранее 2015 г. налоговому органу не было известно о наличии у административного ответчика транспортного средства, указанного в налоговом уведомлении, направленном в 2015 г.
Соответственно, направление уведомления об уплате транспортного налога за 2013 г. только в 2015 г. (в том числе, применительно к абз. 2 п. 3 ст. 363 НК РФ) не может влечь для налогоплательщика негативных последствий, связанных с лишением его права на признание недоимки, образовавшейся до 01.01.2015, безнадежной и ее списания в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 12 Закона № 436-ФЗ. При этом учитывается, что тем самым на административного ответчика перекладываются негативные последствия недолжной организации работы налогового органа.
Таким образом, оснований для взыскания недоимки за 2013 г., а также пени на указанную недоимку, не имеется (аналогичный правовой подход содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2019 № 18-КА19-49).
Вместе с тем, с учетом пп. 1, 2 ст. 361 НК РФ, таблицы, частей первой, четвертой и пятой статьи 6 Закона № 384-ЗРК, на административном ответчике лежит обязанность по уплате транспортного налога за 2014 год на спорный автомобиль в сумме (с учетом п. 6 ст. 52 НК РФ) 517,00 руб. = 94 л.с. * 6 руб./л.с./12 мес.* 11 мес.
Оснований для взыскания транспортного налога в большем размере не имеется.
Доказательств, подтверждающих исполнение административным ответчиком своих обязательств по уплате транспортного налога, на что было указано в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, не представлено.
По общему правилу обязанность по представлению доказательств исполнения обязательства лежит на должнике. Каких-либо оснований для отступления от данного правила, в том числе, применительно к характеру спорных правоотношений и конкретным обстоятельствам дела, не усматривается.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. В связи с чем взысканию с ответчика подлежат пени в сумме 12,80 руб. = 517,00 руб. * 8,25 % / 300 * 90 дней (период с 02.10.2015 по 31.12.2015).
С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура направления налогового уведомления и требования (применительно к положениям абз. 20 п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ) о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, установленный ч. 2 ст. 286 КАС РФ, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании сумм недоимки в указанном выше размере, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению частично.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ с административного ответчика подлежат взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, пропорционально размеру удовлетворенных требований (с учетом п. 6 ст. 52 НК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Взыскать с Калинина Романа Константиновича, зарегистрированного по адресу: <данные изъяты>, г. Петрозаводск, Республика Карелия, в:
– доход бюджета 529,80 руб., в том числе: 517,00 – недоимка по транспортному налогу за 2014 год, 12,80 руб. – пени за период с 02.10.2015 по 31.12.2015 включительно;
– бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 314,00 руб.
В удовлетворении оставшихся требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Е.В. Лазарева