Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2013 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Минкиной М.Т.
при секретаре: Ениной Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слабко В.А., Слабко Л.М. о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Слабко В.А., Слабко Л.М. обратились в суд с иском о признании права собственности на доли квартиры, по адресу: <адрес>, мотивируя тем, что Слабко В.А. получил данную квартиру от П1 в 1981 г., квартиры распределялись работникам на основании Решения собрания профсоюзной организации, выдавался ордер, который был утрачен. В архиве г. Минусинска сведения о выделении квартиры отсутствуют. Квартира зарегистрирована в реестре жилищного фонда муниципального образования г. Минусинск. Они проживают и зарегистрированы в спорной квартире, за период с 1981 г. по 2013 г. производили текущий и капитальный ремонты, оплачивали коммунальные платежи, электроэнергию. Просят суд признать за ними право собственности каждому на 1/2 долю квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., т.к. не имею документа –ордера, подтверждающего владение квартирой по договору социального найма и не могут приватизировать квартиру.
В судебном заседании представитель истцов Турчина Е.Н. (л.д. 7-8) требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика –Администрации г. Минусинска в зал суда не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 31.), представила письменный отзыв (л.д. 37) согласно которому указала, что Администрация города Минусинска не согласна с требованиями истца. Квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, зарегистрирована в реестре муниципального имущества города Минусинска 30 марта 1992 года за номером 01200/7. Согласно решению Минусинского городского Совета народных депутатов от 21.12.1989 № 426, домовладение, находящееся в <адрес> №, принадлежащего Минусинской П2 треста «М.» было передано на баланс Минусинскому производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства. Указанная квартира, Слабко В.А. Администрацией города Минусинска не предоставлялась, была предоставлена Слабко В.А. Минусинской П2 треста «М.» как служебная на период его работы. Так как решение о смене статуса «Служебная» указанной квартиры Администрация города Минусинска не принимала, свое согласие на приватизацию не давала, то спорная квартира не утратила статус служебной в силу закона, к ней не может быть применен правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Абзац 1 ст. 4 Федерального закона от 04.07.91 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает, что служебные жилые помещения по общему правилу не подлежат приватизации. Более того, согласно Определению КС РФ от 21.12.2004 N 441-0 понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Просила в удовлетворении иска отказать.
Свидетель СМА суду пояснила, что истцов знает длительное время, так как работала со Слабко В.А. в П1, она работала председателем профсоюзного комитета, ему дали квартиру по адресу: <адрес> Квартира выделялась для постоянного проживания, а не только на время работы, не как служебная, т.к. служебных квартир в П1 вообще не было. При вселении выдавался ордер, на основании решения профсоюзного комитета. Прописывали в квартирах в отделе кадров предприятия, жилищные услуги платили в бухгалтерию предприятия. Ей квартира также выделялась в П1, она её приватизировала. В Минусинске от треста «М.» были П.-4 и П1.
Выслушав представителя истцов, свидетеля, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения договора найма. Указанное положение воспроизведено в ст. 64 ЖК РФ. Граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением (ст. 677 ч.2 ГК РФ).
Наниматель жилого помещения обязан использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность, а также своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 67 ч.3 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 19 ЖК РФ, в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 19, ст. 49 ЖК РФ, договор социального найма может быть заключен в отношении жилого помещения, относящегося к жилищному фонду социального использования.
В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно ст. 2 Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.В силу ст. 18 Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно паспортам (л.д. 9-10) Слабко В.А. с 20.02.1981г., Слабко Л.М. с 06.09.1982г. зарегистрированы по адресу <адрес>.
Из справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Минусинского отделения филиала по Красноярскому краю (л.д. 12) следует, что согласно базе данных по состоянию на 15.02.1999 г., сведения о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: <адрес>- отсутствуют.
Согласно сообщению Управления Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю (л.д. 13) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации права на квартиру расположенную по адресу <адрес> нет.
Из свидетельства о заключении брака (л.д. 14) следует, что Слабко В.А. 04.07.1981 г. заключил брак с ТЛМ., жене присвоена фамилия Слабко.
Согласно справке МКУ г. Минусинска «Архив г. Минусинска» от 16.01.2013 г. (л.д. 15) в документальных материалах архивного фонда Исполкома Минусинского горсовета Минусинского райсовета за 1978-1985 г.г. сведений о выделении квартиры по адресу: <адрес> – Слабко В.А. не имеется.
Согласно выписке КУМИ г. Минусинска от 21.01.2013 г. из реестра жилищного фонда муниципального образования г. Минусинск (л.д. 16) квартира расположенная по адресу: <адрес> включена в реестр 30.03.1992 г., на основании Решения Совета народных депутатов № 426 от 21.12.1989 г.
Из квитанции за ноябрь 2012 г. (л.д. 17) следует, что Слабко В.А. производилась оплата коммунальных услуг по квартире по адресу: <адрес>
Согласно справке МУП г. Минусинска «ЗГ» от 06.02.2013 г. (л.д. 18) квартира по адресу: <адрес> имеет общую площадь № кв.м., в том числе жилую площадь № кв.м.
Согласно выписке из поквартирной карточки № 0039 от 10.01.2013 г. (л.д. 32) по адресу: <адрес> зарегистрированы Слабко В.А., Слабко Л.М., ННВ, САА
Из сообщений МКУ г. Минусинска «АМ» от 06.02.2013 г. (л.д. 33-34) в частично сохранившихся документах архивного фонда Минусинской П1 треста «КВ» имеются сведения о работе Слабко В.А. в период с 24.01.1978 г. по 10.04.1978 г., и с 25.06.1980 г. по 20.05.1986 г.
Согласно Решению Исполнительного комитета Минусинского городского Совета народных депутатов №с 426 от 21.12.1989 г. (л.д.35) домовладение, расположенное по адресу <адрес>, принадлежащее Минусинскому П2 треста «М.» передано на баланс Минусинского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, судом установлено, что Слабко В.А. в период работы в П1 треста «КВ» с 25.06.1980 г. по 20.05.1986 г., получил квартиру по адресу <адрес>. Согласно Решению Исполнительного комитета Минусинского городского Совета народных депутатов №с 426 от 21.12.1989 г. (л.д.35) домовладение, расположенное по адресу <адрес>, принадлежащее Минусинскому П2 треста «М.» передано на баланс Минусинского производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства.
Доводы представителя администрации г. Минусинска о том, что спорная квартира является служебной, суд во внимание принять не может, поскольку доказательств указанным доводам суду не представлено.
Жилищным кодексом РФ жилищный фонд, в зависимости от целей использования, подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования (ст. 19).
Судом установлено, что квартира по адресу <адрес> является муниципальной собственностью, данное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось, с 1981 - 1982 года истцы были вселены в квартиру на законных основаниях, что подтверждается показаниями свидетеля, которому у суда нет оснований не доверять.
В соответствии со ст. 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент включения спорной квартиры в муниципальный жилой фонд, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при включении спорной квартиры в муниципальный жилой фонд, квартира была включена в реестр муниципальной собственности как объект социальной инфраструктуры, в отношении которого ст. 19, ст. 49 ЖК РФ предусмотрена возможность заключения договора социального найма, и полагает, что с момента включения спорного жилого помещения в реестр муниципальной собственности у истца и ответчика фактически складываются правоотношения по договору социального найма жилого помещения.
Доказательств того, что истцы занимают спорное жилое помещение не имея к тому законных оснований суду не представлено, доводы представителя администрации о том, что с истцами не может быть заключен договор социального найма по причине того, что они не стоят в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд полагает надуманными, поскольку истцы пользуется спорным жильем с 1981-0982 года и заключение с ними договора социального найма не влечет для ответчика необходимости выделения иного жилого помещения, что нарушало бы права лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования о признании права собственности истцов на квартиру подлежат удовлетворению, так как установлено в судебном заседании, что с 1981 года указанная квартира была предоставлена П1 Слабко В.А., жилое помещение было передано в муниципальную собственность г.Минусинска. Истцы не воспользовались правом приватизацию, имеют право на приватизацию жилого помещения, так как фактически с 1981-1982 года проживают в ней, однако не могут воспользоваться таким правом в связи с утратой ордера.
Права истцов на бесплатное получение жилого помещения в собственность нарушено, не может быть реализовано в соответствии с законодательством о приватизации, подлежит восстановлению в судебном порядке, так как предприятие ликвидировано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать за Слабко В.А. право собственности на 1/2 долю квартиру № № общей площадью № кв.м., по адресу: <адрес>.
Признать за Слабко Л.М. право собственности на 1/2 долю квартиру № № общей площадью № кв.м., по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен: 29.04.2013 г.
Решение не вступило в законную силу.