Решение по делу № 2-742/2014 ~ М-756/2014 от 21.10.2014

Дело № 2-742/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 ноября 2014 года с. Александровское

Александровский районный суд Ставропольского края

В составе председательствующего судьи Неумывакиной Н.В.,

при секретаре Конаревой В.Г.

с участием защитника адвоката Гусейнова Р.В., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ года

представителя ответчика Ашихмина С.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года

рассмотрел в открытом судебном заседании в зале Александровского районного суда гражданское дело по иску Юрченко В.А. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ по Александровскому району о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Юрченко В.А. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Александровскому району о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании Юрченко В.А. поддержал заявленные исковые требования и суду сообщил, что в силу ст. 3 Федерального закона № 167 право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам ставшими инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости. Трудовая пенсия по старости инвалидам вследствие военной травмы в силу пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173), устанавливается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет. Полагая, что выработал необходимый страховой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, обратился в пенсионные органы для начисления ему пенсии.

Однако, решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Александровскому району от ДД.ММ.ГГГГ года, ему было отказано в начислении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого страхового стажа.

Считает, что решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Александровскому району от ДД.ММ.ГГГГ нарушены его конституционные права, в связи с чем просит суд признать отказ в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, включить в страховой стаж период инвалидности 2 (второй) группы вследствии увечья, связанного с профессиональным заболеванием – ликвидацией чернобыльской катастрофы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года, а также взыскать понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, оплате расходов за услуги представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

Представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Александровскому району Ашихмин С.Н. исковые требования не признал и просил суд в иске Юрченко В.А отказать, так как, по его мнению, им не представлены доказательства, подтверждающих наличие у него необходимого страхового стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Выслушав стороны, представителя истца Гусейнова Р.В. просившего суд исковые требования Юрченко В.А удовлетворить, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Юрченко В.А. подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 военнослужащим, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии в порядке установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставшими инвалидами вследствие военной травмы. В силу ст. 3 Федерального закона № 167 право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам ставшими инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

Трудовая пенсия по старости инвалидам вследствие военной травмы в силу пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173), устанавливается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ года, Юрченко В.А. не включен в страховой стаж период инвалидности 2 (второй) группы вследствии увечья, связанного с профессиональным заболеванием – ликвидацией чернобыльской катастрофы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно решения комиссии стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ у Юрченко В.А. составляет 19 лет 2 месяца 5 дней (л.д. 9-10).

В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в законную силу с 01.01.2002, оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон.

В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 30 этого Федерального закона, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

На основании письма Минздравсоцразвития России от 04.06.2004 № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П», при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.

Поскольку истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, будучи призван на военные специальные сборы, и стал инвалидом в результате указанной деятельности, на него распространяются положения Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец относится к категории лиц, поименованных в статье 13 названного Закона.

Согласно п.п.3,4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания.

Аналогичное правило было предусмотрено п. «а» ст. 92 Закона Российской Федерации №340-1 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент установления истцу инвалидности впервые и до 01.01.2002 г.

В соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002, пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих (включая партизан Великой Отечественной и гражданской войн, а также юнг, сыновей (воспитанников) полков), назначается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы (ст. 41 Закона) либо заболевания, полученного в период военной службы (ст. 42 Закона).

Согласно ст. 29 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-11 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона гарантируется назначение пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, в том числе установленных до вступления настоящего Закона в силу, в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

В п.1 ст. 29 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ) было указано, что лицам, ставшими инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Вышеназванная редакция п.1 ст. 29 закона от 15.05.1991г. №1244-1 утратила силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2006 N 112-ФЗ, которым п.1 ст. 29 изложен в новой редакции, действие этой редакции распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.

В силу ст. 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в общий трудовой стаж включаются наравне с работой периоды инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством или профессионального заболевания.

Статьей 39 указанного закона предусматривается, что инвалидностью вследствие трудового увечья признается инвалидность, наступившая вследствие несчастного случая, произошедшего при выполнении государственных обязанностей, а также заданий советских или общественных организаций, деятельность которых не противоречит Конституции Российской Федерации.

Выполнение работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС гражданами, призванными на специальные военные сборы, являлось исполнением государственных обязанностей (статьи 70-72 Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», пункт 73 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193, статья 111 КЗоТ РСФСР). Министерство здравоохранения СССР и Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам в письме от 07.05.1988 № 32/1250дсп/1305-МК разъяснили, что заболевание рабочих и служащих, вызванное воздействием ионизирующего излучения при эксплуатации ЧАЭС и ликвидации последствий аварии в зоне отселения, следует считать профессиональным

Поскольку инвалидность, связанная с чернобыльской катастрофой, считается профессиональным заболеванием, в соответствии с пунктом «а» статьи 92 Закона РСФСР от 20.11.1990 инвалидность I и II групп, связанная с чернобыльской катастрофой, подлежит зачету в трудовой стаж для назначения пенсии наравне с работой (Указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 10.11.1992 № 1-98-У «О порядке назначения (перерасчета) пенсий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.06.1992 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Таким образом, до 01.01.2002 г. инвалидность вследствие катастрофы на ЧАЭС считалась следствием трудового увечья (профессионального заболевания), действующее в тот период законодательство приравнивало заболевание и увечье, связанные с аварией на ЧАЭС к трудовому увечью или профессиональному заболеванию. При этом законодатель гарантировал назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на ЧАЭС, как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания и именно в таком порядке пенсия по инвалидности назначена истцу.

Кроме того, согласно п.2 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чер­нобыльской АЭС», лица, пребывавшие на военных сборах при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, приравнены к военнослужащим по своему пенсионно - правовому статусу, а не по причине определения инвалидности - военная травма.

Судом установлено, что Юрченко В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Согласно справки серии от ДД.ММ.ГГГГ ему повторно установлена 2 (вторая) группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности – увечье полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС. (л.д. 18)

Из сведений указанных в трудовой книжке колхозника дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ РОС усматривается, что он освобожден от работы ДД.ММ.ГГГГ в связи с инвалидностью 2 (второй) группы. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем пенсии ЧАЭС (гос.) (2 группа) в соответствии со ст. 10 п. 1.2 Федерального закона № 166-ФЗ.

Данное обстоятельство нашло свое подтверждение в представленной в материалах дела копией удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ серия (л.д.15), копией справки Александровского районного военного комиссариата Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16), копией трудовой книжки колхозника (л.д. 11-14), копией экспертного заключения (л.д. 17), копией справки серии (л.д.19), копией справки ПФР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ Юрченко В.А. не мог осуществлять трудовую деятельность, так как ему была установлена 2 (вторая) группа инвалидности. Учитывая, что инвалидность вследствие катастрофы на ЧАЭС до ДД.ММ.ГГГГ относилась к профессиональному или трудовому увечью, пенсия назначалась как вследствие трудового увечья (профессионального заболевания), его требования о включении в общий трудовой стаж периода пребывания на инвалидности 2 (второй) группы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению, т.к. в силу закона данная инвалидность признавалась трудовым увечьем.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчик незаконно не включил в страховой стаж истца период инвалидности 2 (второй) группы вследствии увечья, связанного с профессиональным заболеванием – ликвидацией чернобыльской катастрофы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл содержание и применение Законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и т.п., и в иных случаях, установленных законом.

Доводы представителя ответчика о том, что формулировка «профессиональное заболевание», такая причина инвалидности гражданам может определяться только тогда, когда инвалидность наступает вследствие острых и хронических заболеваний, в данном же случае, наступившее у Юрченко В.А. заболевание никак не связано с его профессиональной деятельностью, суд находит несостоятельными, по изложенным выше обстоятельствам.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В силу положений ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов. При этом неразумными могут быть сочтены значительные расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права либо несложностью дела.

Из материалов дела следует, что представитель Юрченко В.А. – адвокат Гусейнов Р.В. участвовала в двух судебных заседаниях суда первой инстанции.

Согласно протоколам судебных заседаний судом 10 ноября 2014 года было проведено предварительное слушание, 27 ноября 2014 года проведено судебное заседание и постановлено судебное решение.

Учитывая, объем и сложность рассмотренного дела, количество судебных заседаний с участием представителя Юрченко В.А. – адвоката Гусейнова Р.В., продолжительности его участия в деле и объема оказанных юридических услуг, а также положения ст. 100 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать понесенные Юрченко В.А. судебные расходы частично в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 28 Закона РФ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 18,39 Конституции Российской Федерации, ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Юрченко В.А. удовлетворить частично.

Признать отказ ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровскому району Ставропольского края в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Юрченко В.А. незаконным.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровскому району Ставропольского края включить в страховой стаж период инвалидности 2 (второй) группы вследствие увечья, связанного с профессиональным заболеванием – ликвидацией чернобыльской катастрофы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г..

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровскому району Ставропольского края назначить и начислить пенсию по старости Юрченко В.А. с момента возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Александровскому району Ставропольского края в пользу Юрченко В.А. понесенные судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей и по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Юрченко В.А. о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца с подачей жалобы через Александровский районный суд.

Судья - Н.В. Неумывакина

2-742/2014 ~ М-756/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Юрченко Владимир Александрович
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ
Суд
Александровский районный суд Ставропольского края
Судья
Неумывакина Наталья Викторовна
Дело на странице суда
aleksandrovsky--stv.sudrf.ru
21.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2014Передача материалов судье
24.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2014Предварительное судебное заседание
27.11.2014Судебное заседание
27.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2015Дело оформлено
11.02.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее