Дело № 12-472/21
УИД: 51RS0003-01-2021-006414-67
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
08 ноября 2021 года город Мурманск
Судья Ленинского районного суда города Мурманска Тищенко Г.Н., рассмотрев жалобу ФИО на постановление административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск № 983 от 07 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск № 983 от 07 сентября 2021 года ФИО признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО обратилась с жалобой, в которой указала, что протокол об административном правонарушении составлен спустя месяц после выявления административного правонарушения, при этом административного расследования административным органом инициировано не было. Местом совершения административного правонарушения указан дом № 8а по ул. Полины Осипенко в г. Мурманске, в то время как автомобиль был припаркован около задней стены гаражей автогородка № 157. Место, где был припаркован автомобиль, не относится к зеленым насаждениям так как в АИС «Реестр зеленых насаждений» не внесено. Кроме того, указал, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Просил отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
ФИО в ходе производства по делу доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель административного органа на рассмотрение жалобы не явился, извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения на жалобу, в которых с доводами ФИО не согласился, полагал вынесенное постановление законным и обоснованным.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из содержания статьи 26.2 КоАП РФ следует, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административную ответственность физических и юридических лиц за правонарушения, совершенные на территории Мурманской области, устанавливает Закон Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее – Закон № 401-01-ЗМО).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Примечанием к данной статье предусмотрено, что под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утверждённым муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Из материалов дела следует, что 18 июля 2021 года в 17 часов 20 минут ФИО, являясь владельцем транспортного средства Фольксваген, государственный регистрационный знак №, в нарушение пункта 10.3.4.5 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, допустила стоянку транспортного средства на территории вне пределов автомобильных дорог, занятой зелеными насаждениями в районе дома № 8а по улице Полины Осипенко в городе Мурманске.
Факт размещения автомобиля Фольксваген, государственный регистрационный знак №, на территории вне пределов автомобильных дорог, занятой зелеными насаждениями в районе дома № 8а по улице Полины Осипенко в городе Мурманске был установлен административным органом по письменному обращению ФИО1 с приложением двух фотографий транспортного средства Фольксваген, государственный регистрационный знак №.
Вместе с тем из представленных материалов усматриваю нарушение порядка привлечения лица к административной ответственности, которое влечет за собой отмену постановления.
В силу части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно статье 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязательным условием для рассмотрения дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее извещение этого лица.
Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) привлекаемое лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Из представленных материалов следует, что ФИО, являясь лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не была уведомлена о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Так, из представленных административным органом оригиналов материала дела об административном правонарушении № 983/25-07-02 следует, что 19 августа 2021 года в отношении ФИО составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 2 Закон Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».
При этом материалы дела содержат лишь сведения о направлении в адрес ФИО заказной корреспонденции с почтовым идентификатором № об уведомлении последней о рассмотрении дела об административном правонарушении на административной комиссии 07 сентября 2021 года в 16 часов 30 минут, а также о направлении в адрес ФИО копии постановления № и № от 07 сентября 2021 года (№).
Статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).
Сведений о направлении в адрес ФИО уведомления о составлении протокола об административном правонарушении и получении данного уведомления материалы дела не содержат. При этом сведений о других доступных средствах извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола, в материалах дела не имеется.
Протокол по делу об административном правонарушении был составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и сведений о надлежащем извещении.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В рассматриваемом случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был грубо нарушен, право ФИО на защиту в ходе производства по делу не было реализовано.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел и составляет 2 месяца, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая установленные нарушения, влекущие за собой отмену постановления о назначении административного наказания, не рассматриваются по существу иные доводы, содержащиеся в жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск № 983 от 07 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», в отношении ФИО – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья Г.Н. Тищенко