04RS0010-01-2019-№ № 2-№/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2020 г. с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятии в составе председательствующего судьи Редикальцевой Н.Н.,
при секретаре Мижитовой М.А.,
при участии помощника судьи Чернышевой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Алексеева А.Б., Асеева А.И., Асеева А.И., Асеевой А.И., Бабалаева Ч.А., Бадмаева Б.Г., Бадматораво Б.М., Балданова Г.В., Балтахинова В.Н., Бальчугова Е.И., Бардамова С.И., Бердникова О.А., Борисова Б.О., Борисовой И.В., Булдаевой (Тугутовой) С.О., Бурлакова Е.И., Бурлакова О.Н., Буянтуева А.В., Вебер Е.Н., Воробьева А.А., Гавриловой В.Т., Гомбоева В.Ф., Гомбоевой Т.В., Гомбожаповой Д.О., Гребенщикова Е.А., Гуськовой Т.Е., Дамбаевой Е.Б., Дамбаевой Л.Д., Дамбаевой О.Ж., Дамшаевой Л.К., Егоровой А.А., Ербанова Э.И., Еремченко А.М., Жигжитовой А.В., Игнатенко К.Ю., Ишигеновой (Дамбаевой) А.Ж., Кибалина Н.А., Кокориной О.В., Косенко М.И., Дармаева( Кыргыс)Ю.Е., Лемешевой А.А., Манутовой Ю.Д., Матишиной Т.А., Мельникова А.А., Минеевой В.В., Мироновой Ю.Г., Непомнящих Р.А., Никитиной Т.Г., Ничко Л.П., Ничко Л.П., Номинова Б.П., Нохошкеевойй О.О., Очирова А.А., Парьянова А.Ж., Пахомовой Е.А., Пашкова И.В., Перебоевой А.Г., Пироговской Е.Н., Пискуновой К.Г., Поповой А.В., Разуваевой Е.А., Ринчиновой И.В., Санжановой Н.Ю., Сафоновой А.М., Спасовой Э.С., Силкина А.А., Силкина М.А., Сокуевой И.В., Солдатова Д.И., Солтановой Р.И., Сондоновой С.Л., Танхаевой(Цыремпиловой) Т.З., Тимофеевой Н.И., Ускеевой М.Д., цоктоева Е.Н., Цыбанова С.В., Цыбенова В.Р., цыбикова Д.Д., Цыбикова Р.С., Цыденжапова Б-М.Б, Цымпилова С.А., Цыремпиловой Д.В., Цыренжапова Б.Д., Челандаева А.С., Таскаевой (Чирковой) М.С, Шараповой Г.А., Шевченко-Гриднева Е.Н., Шелепова И.С., Эрдынеева С.Б., Эрдынеева С.Б. к ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья", Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о расторжении договоров найма жилых помещений специализированного жилого фонда недействительными, обязании предоставить иные благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по месту регистрации,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с исковым заявлением, истцы просили признать договоры найма жилых помещений специализированного жилого фонда, заключенные между ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» и истцами о предоставлении помещений специализированного жилого фонда в с. Сотниково недействительными в связи с предоставлением непригодного для проживания жилья; применить последствия недействительности и обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» предоставить истцам иные благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по месту регистрации.
Требования мотивированы тем, что в 2014-2016 годах Минстрой Республики Бурятия объявил торги на приобретение жилья для детей-сирот в <адрес>, по результатам которых между Минстроем РБ и ИП Галсановым Д.Б., ИП Домшоевым С.Ц. были заключены государственные контракты на покупку жилых помещений для детей-сирот. Акты приема-передачи жилого помещения, подписанные председателем Комиссии Рыбальченко С.Н., утвердил и.о. министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Рузавин. Таким образом, контроль за приемом жилья в собственность Республики Бурятия, его качеством и свойствами был формальным, без соблюдения интересов детей-сирот. В дальнейшем между истцами и ответчиком ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» были заключены договоры специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, в соответствии с которыми истцам были переданы построенные по госконтрактам жилые помещения в <адрес>. Дефекты в предоставленных жилых помещениях стали выявляться сразу после заселения, о чем истцы информировали центр «Семья», обращались в средства массовой информации. Сам микрорайон расположен в окружении рыбзавода, мусорного полигона Иволгинского района, авторазборки, а также непосредственно находится на территории бывшей птицефабрики, что позволяет говорить об отсутствии санитарной безопасности для проживания в нем. По факту предоставления непригодных для проживания жилых помещений было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц Минстроя РБ, застройщиков микрорайона Молодежный, бывшего руководителя Иволгинского района РБ. При расследовании уголовного дела установлено, что разрешения на строительство домов для детей-сирот в мкрн. Молодежный <адрес> официально не выдавались, следовательно весь мкрн. Молодежный <адрес> является самовольно возведенным. По уголовному делу была проведена судебная экспертиза, которая установила, что предоставленные истцам жилые помещения не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. На основании изложенного, в связи с предоставлением жилых помещений, построенных без разрешения на строительство, с грубыми дефектами, отсутствием сертификатов и иных документов на строительные материалы, нарушением требований по приемке жилых помещений в собственность Республики Бурятия, истцы заявляют отказ от полученных по договорам найма жилых помещений.
Определением суда от 05.02.2020 г. судом принято уточнение исковых требований от представителя истцов Бадеева К.Н., действующего в интересах истцов на основании доверенностей, согласно которому просил расторгнуть договоры найма жилых помещений специализированного жилого фонда, заключенные между истцами и ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» о предоставлении помещений специализированного жилого фонда в с. Сотниково в связи с предоставлением жилых помещений, построенных без разрешений на строительство, построенных с существенными нарушениями строительных норм и правил, с существенным удешевлением строительных материалов, на которые отсутствуют сертификаты и иные документы, принятые с нарушением требований по приемке жилых помещений в собственность Республики Бурятия без проведения требуемой экспертизы, восстановить истцов в очереди на жилое помещение по категории «детей-сирот» и обязать ответчиков предоставить истцам иные благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по месту регистрации истцов в г. Улан-Удэ.
Определением суда от 22.01.2020 г. к участию в деле в качестве лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
Определением суда от 17.06.2020 г. производство по делу в части заявленных исковых требований Максимовой А.А. и Ускеевой С.Г. прекращено в связи с отказом от иска, производство по делу в части заявленных исковых требований Коркиной В.Г. прекращено в связи со смертью истца Коркиной В.Г.
В судебном заседании представитель истцов Бадеев К.Н., действующий в интересах истцов на основании доверенностей, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Разрешения на строительство жилых помещений, предоставленных истцам по договорам найма, были подписаны не уполномоченными лицами, а выполнены с элементами подделки.
Истцы в судебное заседание не явились, от истцов имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители ответчиков Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом с согласия представителя истца принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства, в соответствии со ст.233 ГПК РФ.
Выслушав представителя истцов Бадеева К.Н., исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что исковые требования подлежит удовлетворению на основании следующего.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.
Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Республике Бурятия регламентированы Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия".
В названном законе определены дополнительные гарантии прав на жилое помещение.
В соответствии со ст. 6 названного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Постановлением Правительства РБ от 31.03.2005 N 102 (ред. от 26.03.2020) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 2 указанного положения в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
В п. 3 этого же нормативного акта указано, что жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья".
На момент рассмотрения дела вступил в законную силу Закон Республики Бурятия от14.11.2019 г.N 678-VI "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья 13 данного закона предусматривает, что исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия.
Таким органом является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, что следует из Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 N 88 (ред. от 22.07.2019) "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия".
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Судом установлено, что истцы относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данное обстоятельство следует из материалов дела, не оспаривалось в судебном заседании участниками судебного разбирательства.
В период с 2015 год по 2016 год ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» заключил с истцами договоры найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, расположенных в <адрес> по следующим адресам: <адрес>.
Из материалов дела следует, что указанные жилые помещения приобретены Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от имени Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд на основании государственных контрактов№№ от 26.10.2016 г., заключенного с ИП Галсановым Д.Б., №№ от 30.03.2016 г., заключенного с ИП Домшоевым С.Ц., №№ от 20.07.2016 г., заключенного с ИП Галсановым Д.Б., №№ от 24.04.2015 г., №№ от 31.08.2015 г., заключенных с ИП Домшоевым С.Ц., №№ от 22.07.2016 г., заключенного с ИП Галсановым Д.Б., №№ от 10.08.2016 г., заключенного с ИП Галсановым Д.Б.
Предметом данных государственных контрактов является поставка жилых помещений на первичном рынке в <адрес> в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Условиями контракта предусмотрено, что финансирование контрактов осуществляется из средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года).
Контрактами определено, что акт приема-передачи жилых помещений составляется сторонами по форме, установленной приложением к контракту после осмотра жилых помещений, проведенного в порядке, установленном регламентом осмотра жилых помещений, приобретаемых в государственную собственность Республики Бурятия и на основании акта осмотра жилых помещений, в соответствии с формой согласно приложению 3 к контракту и устанавливающего соответствие жилых помещений установленным санитарным и техническим требованиям, а также условиям заключенного контракта (раздел 5 контрактов).
Приложением к государственным контрактам является Регламент осмотра жилого помещения, приобретаемого в государственную собственность Республики Бурятия, Акты осмотра жилого помещения и Акты приема-передачи жилого помещения.
Указанные выше жилые помещения приняты Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на основании актов приема-передачи жилого помещения, подписанных поставщиком индивидуальным предпринимателем Домшоевым С.Ц. и ИП Галсановым Д.Б.
22 марта 2019 года было возбуждено уголовное дело по п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ в отношении Дымбрылова Б.Ц. по факту незаконного выдачи разрешений на строительство объекта "Малоэтажная жилая застройка в п. <адрес> на основании которых впоследствии были выданы разрешения на ввод объектов эксплуатацию. В ходе расследования по указанному делу установлено, что при указанных выше обстоятельствах в период с 2015-2016 годов Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия приобрело для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по государственным контрактам у ИП Домшоева С.Ц. 254 жилых помещения в <адрес>, как установлено непригодных для проживания. Все жилые помещения переданы детям-сиротам по договорам социального найма. В этот же период, Домшоев С.Ц., фактически осуществлявший свою деятельность от имени ИП Домшоев С.Ц., ИП Галсанов Д.Б., ИП Галсанова д.З., действуя группой лиц предварительному сговору с неустановленными лицами, не имея надлежащей проектной документации, без осуществления авторского и строительного контроля, с удешевлением строительных и отделочных материалов, построил 254 жилых помещения, которые фактически из-за умышленно допущенных при строительстве нарушений строительных нормативов, имели критические и значительные дефекты, не позволяющие их использование для проживания.
Истцы просят расторгнуть договора найма жилых помещений специализированного жилого фонда, заключенные между истцами и ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» о предоставлении помещений специализированного жилого фонда в с. Сотниково в связи с предоставлением жилых помещений, построенных без разрешений на строительство, построенных с существенными нарушениями строительных норм и правил, с существенным удешевлением строительных материалов, на которые отсутствуют сертификаты и иные документы, принятые с нарушением требований по приемке жилых помещений в собственность Республики Бурятия без проведения требуемой экспертизы, восстановить их в очереди на жилое помещение по категории «детей-сирот» и обязать ответчиков предоставить истцам иные иные благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по месту регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 (ред. от 18.07.2016) "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", согласно п.4 которого жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 687 ГК РФ, договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон, если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния.
В материалах дела имеются строительно – технические экспертные заключения№№ г., выполненные экспертами экспертно-криминалитического отдела СУ СК России по Хабаровскому краю, <данные изъяты> <данные изъяты>., и №№ г., выполненное экспертом <данные изъяты>., в отношении жилых помещений истцов.
Эксперты пришли к выводам, что жилые помещения не соответствуют требованиям строительных норм, сводам, правилам и другим нормативно – правовым актам. Эксперт в заключениях указывает на следующие нарушения Сводов правил и СНиП, допущенных при строительстве домов: отсутствует гидроизоляция между монолитным фундаментом и кладкой из газобетонных блоков; перемычки в стенах из газобетонных блоков выполнены из двух арматур, в то время как по Правилам, должно быть не менее трех и выполняется перемычка по опалубке в слое раствора толщиной 30 мм.; кладка несущих стен выполнена из газобетонных блоков более низкой плотности, чем предусмотрено Правилами; пароизоляция чердачного перекрытия выполнена по доскам подшивки с разрывами между балками перекрытия, в связи с чем не обеспечивается его непрерывность и защита теплоизоляционного слоя от увлажнения парообразной влаги; примыкание листов шифера к вертикальным стенкам слуховых окон с помощью угловых деталей отсутствует, примыкание к дымовым трубам поперек ската менее длины волны шифера; стропильная система не имеет раскосов между стойками и прогон в поперечном и продольном направлении; величина выступа карниза от плоскости наружной стены не превышает 600 мм.; в результате проведенных поверочных расчетов установлена недостаточная несущая способность конструктивных элементов кровли жилого дома; по результатам осмотра жилого дома при поверочном расчете приведенного сопротивления теплопередачи ограждающих конструкций стен, пола и чердачного перекрытия, установлено нарушение требований п. 5.1 СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий" и требований ст. 13 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 г. №384-ФЗ. Вышеуказанные нарушения норм и правил не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений, а является следствием нарушения правил строительства жилых домов.
Перечень нормативных документов, нарушенных застройщиком при строительстве домов, указан в экспертном заключении.
По мнению экспертов, жилые дома с расположенными в них жилыми помещениями (помещениями, предоставленными истцам) в связи с несущими и ограждающими конструкциями жилого дома, имеющих категорию технического состояния "недопустимое состояние" не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и имеются основания для признания указанных жилых помещений непригодными для проживания согласно "Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащими сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
Оценив указанные выше экспертные заключения, суд приходит к выводу об их допустимости, поскольку они отвечают требованиям статьи 86 ГПК РФ, выводы эксперта носят исчерпывающий характер, обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности эксперта в исходе дела, не установлено. Суд не усматривает оснований не доверять вышеуказанным заключениям экспертов, поскольку они составлены экспертами, имеющими соответствующую квалификацию, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит исследовательскую часть, со ссылками на методическую литературу.
Представленными в дело заключениями экспертиз установлено, что жилые помещения, предоставленные истцам, являются непригодными для проживания, доказательств, подтверждающих, что в период после проведения указанных экспертиз ответчиком были каким-либо образом исправлены выявленные недостатки, не представлено.
Проанализировав и оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что ответчиком не представлено доказательств предоставления истцам жилых помещений по договору специализированного найма, пригодных для проживания, что является нарушением жилищных прав истцов, в связи с чем, суд считает необходимым восстановить нарушенные права всех истцов.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается непригодность жилых помещениях по адресам <адрес> предоставленных истцам по договорам найма жилых помещений, для проживания как на момент их предоставления, так и на момент рассмотрения дела судом, суд приходит к выводу о наличии оснований для расторжения заключенных в отношении них договоров найма специализированного жилого помещения.
Принимая во внимание, что право истцов на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, было установлено ранее, на ответчика следует возложить обязанность предоставить истцам взамен непригодных для проживания благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм по месту регистрации в г. Улан-Удэ Республики Бурятия пригодные для постоянного проживания, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям.
Рассмотрев требования о восстановлении истцом в очереди на жилое помещение по категории «детей-сирот» суд, исходя из установленных по делу обстоятельств, подтверждающих предоставление истцам непригодных для проживания жилых помещений, считает необходимым восстановить истцов в очереди на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку право каждого истца на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" осталось нереализованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–198,235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Алексеева А.Б., Асеева А.И., Асеева А.И., Асеевой А.И., Бабалаева Ч.А., Бадмаева Б.Г., Бадматарова Б.М., Балданова Г.В., Балтахинова В.Н., Бальчугова Е.И., Бардамова С.И., Бердникова О.А., Борисова Б.О., Борисовой И.В., Булдаевой (Тугутовой) С.О., Бурлакова Е.И., Бурлакова О.Н., Буянтуева А.В., Вебер Е.Н., Воробьева А.А., Гавриловой В.Т., Гомбоева В.Ф., Гомбоевой Т.В., Гомбожаповой Д.О., Гребенщикова Е.А., Гуськовой Т.Е., Дамбаевой Е.Б., Дамбаевой Л.Д., Дамбаевой О.Ж., Дамшаевой Л.К., Егоровой А.А., Ербанова Э.И., Еремченко А.М., Жигжитовой А.В., Игнатенко К.Ю., Ишигеновой (Дамбаевой) А.Ж., Кибалина Н.А, Кокориной О.В., Косенко М.И., Дармаева (Кыргыс) Ю.Е., Лемешевой А.А., Манутовой Ю.Д., Матишиной Т.А., Мельникова А.А., Минеевой В.В., Мироновой Ю.Г., Непомнящих Р.А., Никитиной Т.Г., Ничко Л.П., Ничко Л.П., Номинова Б.П., Нохошкеевой О.О., Очирова а.А., Парьянова А.Ж., Пахомовой Е.А., Пашкова И.В., Перебоевой А.Г., Пироговской Е.Н., Пискуновой К.Г., Ппоповой А.В., Разуваевой Е.А., Ринчиновой И.В., Санжановой Н.Ю., Сафоновой А.М., Спасовой Э.С., Силкина А.А., Силкина М.А., Сокуевой И.В., Солдатова Д.И., Солтановой Р.И., Сондоновой С.Л., Танхаевой (Цыремпиловой) Т.З., Тимофеевой Н.И., Ускеевой М.Д., Цоктоева Е.Н., Цыбанова С.В., Цыбенова В.Р., Цыбикова Д.Д., Цыбикова Р.С., Цыденжапова Б-М.Б., Цымпилова С.А., Цыремпиловой Д.В., Цыренжапова Б.Д., Челандаева А.С., Таскаевой (Чирковой) М.С., Шараповой Г.А., Шевченко-Гриднева Е.Н., Шелепова И.С., Эрдынеева С.Б., Эрдынеева С.Б. удовлетворить.
Расторгнуть договоры найма жилых помещений специализированного жилого фонда, заключенные между истцами и ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» о предоставлении помещений специализированного жилого фонда в <адрес>: №
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия Алексееву А.Б., Асееву А.И., Асееву А.И., Асеевой А.И., Бабалаеву Ч.А., Бадмаеву Б.Г., Бадматарову Б.М., Балданову Г.В., Балтахинову В.Н., Бальчугову Е.И., Бардамову С.И., Бердникову О.А., Борисову Б.О., Борисовой И.В., Булдаевой (Тугутовой) С.О., Бурлакову Е.И., Бурлакову О.Н., Буянтуеву А.В., Вебер Е.Н., Воробьеву А.А., Гавриловой В.Т., Гомбоеву В.Ф., Гомбоевой Т.В., Гомбожаповой Д.О., Гребенщикову Е.А., Гуськовой Т.Е., Дамбаевой Е.Б., Дамбаевой Л.Д., Дамбаевой О.Ж., Дамшаевой Л.К., Егоровой А.А., Ербанову Э.И., Еремченко А.М., Жигжитовой А.В., Игнатенко К.Ю., Ишигеновой (Дамбаевой) А.Ж., Кибалину Н.А., Кокориной О.В., Косенко М.И., Дармаеву (Кыргыс) Ю.Е., Лемешевой А.А., Манутовой Ю.Д., Матишиной Т.А., Мельникову А.А., Минеевой В.В., Мироновой Ю.Г., Непомнящих Р.А., Никитиной Т.Г., Ничко Л.П., Ничко Л.П., Номинову Б.П., Нохошкеевой О.О., Очирову А.А., Парьянову А.Ж., Пахомовой Е.А., Пашкову И.В., Перебоевой А.Г., Пироговской Е.Н., Пискуновой К.Г., Поповой А.В., Разуваевой Е.А., Ринчиновой И.В., Санжаповой Н.Ю., Сафоновой А.М., Спасовой Э.С., Силкину А.А., Силкину М.А., Сокуевой И.В., Солдатову Д.И., Солтановой Р.И., Сондоновой С.Л., Танхаевой (Цыремпиловой) Т.З., Тимофеевой Н.И., Ускеевой М.Д., Цоктоеву Е.Н., Цыбанову С.В., Цыбенову В.Р., Цыбикову Д.Д., Цыбикову Р.С., Цыденжапову Б-М.Б., Цымпилову С.А., Цыремпиловой Д.В., Цыренжапову Б.Д., Челандаеву А.С., Таскаевой (Чирколвой) М.С., Шараповой Г.А., Шевченко-Гридневу Е.Н., Шелепову И.А., Эрдынееву С.Б., Эрдынееву С.Б. благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм по месту регистрации в г. Улан-Удэ Республики Бурятия взамен непригодных для проживания.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья: Редикальцева Н.Н.
В окончательной форме решение суда принято 23.06.2020 г.