Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Кривошеино. 7 августа 2015 года.
Кривошеинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Шишкиной Л.М.,
при секретаре Сергун Н.А., с участием
представителя истца Ершовой Т.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика Майер В.А., действующего на основании Устава,
представителя третьего лица Гайдученко Н.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию « Жилищно – коммунальное хозяйство <адрес> сельского поселения» о возложении обязанности по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованием санитарно- эпидемиологических правил,
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> области в <адрес> районе / далее по тексту – ТО Роспотребнадзора/ обратился в Кривошеинский районный суд <адрес> с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию « Жилищно – коммунальное хозяйство <адрес> сельского поселения» / далее по тексту – МУП ЖКХ КСП»/ о возложении обязанности по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованием санитарно- эпидемиологических правил.
В исковом заявлении указано, что поводом для обращения в суд послужили выявленные в ходе проведения контрольно- надзорного мероприятия специалистами ТО Роспотребнадзора нарушения действующего санитарно- эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: раздела 3 п.п. 3.1; 3.2; 3.4; 3.4.1; 3.5 санитарных правил и нормативов СанПин 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», что не позволяет обеспечить гарантированный уровень охраны жизни и здоровья потребителей услуг по водоснабжению микрорайона <адрес> в <адрес> <адрес> района <адрес> области.
Так, согласно протоколам лабораторных испытаний, проведенных ФФБУЗ « Центр гигиены и эпидемилогии в <адрес>» в <адрес>, не соответствуют требованиям раздела 3 СанПин 2.1.4.1074 -01 2 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателям: железу, мутности, привкусу все отобранные пробы питьевой воды - из колонки по адресу: <адрес>/ пробы № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г./;
- из колонки по адресу: <адрес> / пробы № о ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г./;
- из скважины по адресу: <адрес> / пробы № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г/.,
- из скважины по адресу: <адрес> / пробы № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г./,
- из колонки по адресу: <адрес> / пробы № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г./.
Ответственность за выполнение требований санитарного законодательства возложена на юридическое лицо - МУП « ЖКХ КСП».
Непринятие мер по устранению нарушений санитарного законодательства является бездействием со стороны данного юридического лица и нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
ТО Управления Роспотребнадзора просит / с учетом изменений, внесенных в исковое заявление в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела/ обязать муниципальное унитарное предприятие « Жилищно- коммунальное хозяйство <адрес> сельского поселения» провести необходимые организационно- хозяйственные мероприятия и устранить нарушения СанПин 2.1.4.1074 – 01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а именно: обеспечить приведение качество холодной питьевой воды в <адрес> из скважины на <адрес> и из водопроводной сети <адрес>, из скважины на <адрес> и водопроводной сети на <адрес> и <адрес> по органолептическим, санитарно- химическим показателям в соответствие с требованиями раздела 3 санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.4.1074 – 01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании представитель истца Ершова Т.В. поддержала заявленные требования с учетом внесенных изменений, в частности, просила установить ответчику для исполнения решения суда более поздний срок, чем указано в исковом заявлении. В обоснование заявленных требований привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Майер В.А. не оспаривал тот факт, что качество питьевой воды в скважинах и водопроводной сети в <адрес> в районе <адрес> не соответствует требованиям СанПин, и что требуется привести ее качество в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства. В то же время пояснил, что МУП « ЖКХ КСП» не является собственником имущества, переданного ему Администрацией <адрес> сельского поселения в хозяйственное ведение, в том числе водозаборных и водоразборных колонок. Реконструкция системы водоснабжения микрорайона требует капитальных вложений, что относится к компетенции собственника имущества.
Майер В.А. пояснил, что для обеспечения жителей микрорайона <адрес> качественной питьевой водой запланирована установка станции очистки питьевой воды на скважине на <адрес>. В микрорайоне нет центрального водозабора, водоснабжение населения осуществляется из трех скважин. В дальнейшем планируется объединить водоснабжение в единую систему, и тогда появится возможность очищать воду, подаваемую в систему центрального водоснабжения, как и на центральном водозаборе.
Представитель третьего лица Гайдученко Н.С. подтвердила, что на скважине по <адрес> в <адрес> будет установлена станция очистки воды. Администрацией <адрес> сельского поселения уже заключены договоры на поставку оборудования и на его монтаж. Срок выполнения монтажа по договору – не позднее ДД.ММ.ГГГГ года. В поселении разработана муниципальная программа « Развитие коммунальной инфраструктуры <адрес> сельского поселения» с подпрограммой « Развитие и модернизация систем водоснабжения» до 2020 года. Реконструкция / объединение/ водопроводных сетей в микрорайоне <адрес> в <адрес> согласно подпрограмме запланирована на 2020 год. Поэтому срок для исполнения решения суда, который просит установить истец, является нереальным.
В подтверждение своих объяснений Гайдученко Н.С. представила суду копии договоров на поставку и на монтаж станции очистки воды и утвержденную постановлением Главы Администрации <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальную программу « Развитие коммунальной инфраструктуры <адрес> сельского поселения».
Суд, заслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, изучив представленные ими документы, приходит к следующему выводу:
Право граждан на охрану здоровья и право на благоприятную окружающую среду являются конституционными правами, реализация которых невозможна без обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52 – ФЗ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, а в силу ст. 2 указанного Федерального закона одним из основных средств обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия является обязательное выполнение санитарно- противоэпидемиологических / профилактических/ мероприятий и обязательное соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил.
Частью 1 ст. 46 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> области в <адрес> районе создан на основании Приказа Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно п. 3 Положения о территориальном отделе он в пределах своей компетенции осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе контроль за осуществлением эксплуатации централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Пунктом 3.3 Положения предусмотрено, что территориальный отдел осуществляет государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, и в рамках этих полномочий обращается в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Деятельность по снабжению населения питьевой водой является деятельностью по оказанию услуг населению, следовательно, возникшие в результате этой деятельности правоотношения являются отношениями между продавцом и потребителем услуг, которые регулируются законодательством в области защиты прав потребителей.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения в границах поселения отнесена к вопросам местного значения.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления Главы <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № создано муниципальное унитарное предприятие « Жилищно- коммунальное хозяйство <адрес> сельского поселения», основанное на праве хозяйственного ведения и являющееся юридическим лицом / п. 1.2 и п. 1.7 Устава МУП « ЖКХ КСП»/.
Согласно п. 2.1 Устава МУП « ЖКХ КСП» предприятие создано в целях осуществления деятельности по управлению, организации содержания и ремонта объектов жилищно- коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и оказания услуг, предназначенных для нужд населения, а в силу п. 2.2 Устава для достижения этих целей предприятие осуществляет в том числе сбор и очистку воды, распределение воды; обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния обслуживаемых объектов жилищно – коммунального хозяйства; обеспечение содержания, технического обслуживания и ремонта объектов жилищно- коммунального хозяйства, включая капитальный ремонт.
В деле имеется акт приема - передачи имущества от Администрации <адрес> сельского поселения МУП «ЖКХ КСП», из которого следует, что все скважины и водоразборные колонки на территории <адрес> переданы данному предприятию.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ТО Управления Роспотребнадзора в <адрес> районе правомерно обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц – потребителей питьевой воды к МУП « ЖКХ КСП» как к поставщику услуги по снабжению населения питьевой водой.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52 – ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 52 – ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды изложены в СанПин 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Несоответствие качества питьевой воды из скважин по <адрес>, из колонок по <адрес>, <адрес> в <адрес> <адрес> района <адрес> области требованиям раздела 3 СанПин 2.1.4.1074 – 01 по железу, мутности и привкусу подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ года, протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП « ЖКХ КСП» и постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года.
То обстоятельство, что питьевая вода на указанных улицах в <адрес> не соответствует по качеству санитарно- эпидемиологическим требованиям, не оспаривается и представителем ответчика.
Суд приходит к выводу, что исковое требование ТО Управления Роспотребнадзора в <адрес> районе является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно части 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает, что срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ года, который просит установить истец, с учетом характера заявленного требования, уже принятых ответчиком мер для обеспечения населения качественной питьевой водой и объема предстоящей работы является разумным и достаточным.
ТО Роспотребнадзора при подаче искового заявления в силу части 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части требований.
Поскольку удовлетворенные судом требования носят неимущественный характер, а ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину, которая в соответствии с п. 3 части 1 ст. 333.19 НК РФ составляет <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ « ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1074 – 01 « ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1074 – 01 « ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ « ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.