№ 2-395/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Кочубеевское 02 апреля 2019 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пожидаевой Е.А.
при секретаре судебного заседанияРащупкиной О.С.,
с участием:
представителя истца - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Гуцан О.А., действующей на основании доверенности от 14.01.2019 года,
ответчика Эртель С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края к Эртель С.Ю. об обязании привести объект капитального строительства в соответствие с установленными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом,
установил:
Администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обратилась в суд с исковым заявлением к Эртель С.Ю. об обязании в течение одного года, с момента вступления решения суда в законную силу, привести объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и эксплуатации магазина, в соответствие с установленными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, за счет собственных средств, а также в случае неисполнения пункта о приведении в соответствие объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Российская Федерация, <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и эксплуатации магазина, в соответствие с установленными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, произвести снос данного объекта капитального строительства за счет собственных средств и приведение земельного участка, находящегося под объектом в соответствие с действующим законодательством.
В обоснование иска указала, что 17 апреля 2013 года постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края №651 были проведены публичные слушания по проекту постановления о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, объекта капитального строительства - магазина, расположенного по <адрес>, а именно было дано разрешение на строительство магазина, по меже земельного участка по <адрес> революции.
28 ноября 2013 года администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее по тексту -АКМР СК) ответчику выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - магазина площадью №.м.
Срок действия разрешения - до 28 мая 2014 года.
Ответчик за продлением разрешения на строительство в АКМР СК не обращался, объект в эксплуатацию введен не был.
17 декабря 2018 года Управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору была проведена выездная проверка и составлен акт в отношении Эртель С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объекте: «Объекты капитального строительства» по адресу: <адрес>
В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № выполнено строительство здания под магазин два этажа № м, о чем составлен акт проверки №.
20 декабря 2018 года в АКМР СК направлено уведомление о выявлении самовольной постройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
15 января 2019 года ведущим специалистом отдела архитектуры и градостроительства АКМР СК Скребцовым В.И. составлен протокол №22 об административном правонарушении в отношении Эртель С.Ю. о том, что ответчиком ведется реконструкция объекта капитального строительства без разрешения на строительство, чем нарушена ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Постановлением от 24 января 2019 года о назначении административного наказания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Эртель С.Ю. административная комиссия муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края постановила: признать Эртель С.Ю. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Закона Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» №20-кз от 10 апреля 2008 года и наложено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в числе прочего, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 ГрК РФ, подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения сельского поселения относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.
Согласно статьи 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 N 12-кз ”О местном самоуправлении в Ставропольском крае” вопросы местного значения городских поселений и городских округов определяются вышеуказанным Федеральным законом.
К вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28,30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона.
За сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в части 2 1 настоящей статьи, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4-6, 71, 2- 8, 13, 131, 15, 18, 22, 26, 311, 33, 332,38 части 1 статьи 14 Федерального закона.
Перечень вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Закон.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 41 статьи 12 Устава Кочубеевского муниципального района Ставропольского края к вопросам местного значения муниципального района, полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения относится утверждение генеральных планов поселений, входящих в состав муниципального района, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселений документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, иными Федеральными Законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поседений для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселений, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Таким образом, в силу возложенных на АКМР СК полномочий по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, а также полномочий по решению вопросов местного значения в публичных интересах неопределенного круга лиц, обращение в суд является реализацией исполнения этих полномочий. (Определение Верховного Суда РФ от 07.08.2018 N 304-ЭС18-2923 по делу N А75-12454/2016)
В соответствии с пунктом 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки.
В судебном заседании представитель истца - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Гуцан О.А. поддержала требования и просила их удовлетворить, однако уточнила исковые требования, просила обязать в течение двух лет, с момента вступления решения суда в законную силу, привести объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Российская Федерация, <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и эксплуатации магазина, в соответствие с установленными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, за счет собственных средств. В части исковых требований представитель истца - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Гуцан О.А. о сносе объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Российская Федерация, <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и эксплуатации магазина, отказалась.
В судебном заседании ответчик Эртель С.Ю. не возражала против удовлетворения исковых требований истца, также просила установить двухгодичный срок для приведения объекта капитального строительства в соответствие с установленными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
В силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, (далее по тексту - ГрК РФ) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно пункту 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключениями, предусмотренными той же статьей.
Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе органы местного самоуправления.
Выдача разрешения на строительство не требуется только в случаях, определенных п. 17 ст. 51 ГрК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пункты 3, 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу ст. 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Частями 21.5 - 21.7, 21.9 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено внесение изменений в разрешение на строительство в определенных случаях (при переходе прав на земельный участок, разделе или объединении земельных участков) и в порядке, установленном ч.ч. 21.10, 21.14 названной статьи.
С учетом приведенной нормы следует признать, что предусмотренные ст. 51 ГрК РФ основания внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.
Вместе с тем в силу ч. 7 ст. 52 ГрК РФ причины, повлекшие необходимость отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, должны быть объективными, не зависящими от воли застройщика.
Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 Гражданского кодекса РФ.
17.04.2013 постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края №651 были проведены публичные слушания по проекту постановления о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, объекта капитального строительства - магазина, расположенного по <адрес>, а именно было дано разрешение на строительство магазина, по меже земельного участка по <адрес>
28.11.2013 администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края ответчику выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - магазина площадью № кв.м. Срок действия разрешения до 28.05.2014.
Из разрешения на строительства усматривается, что Эртель С.Ю. разрешено строительство объекта капитального строительства (магазина) площадью № кв.м. на земельном участке расположенном по адресу <адрес>, площадью №.м., строительным объемом в том числе подземной части №0 куб.м.
17.12.2018 Управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору была проведена выездная проверка и составлен акт в отношении Эртель С.Ю., на объекте: «Объекты капитального строительства» по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № выполнено строительство здания под магазин два этажа № м, о чем составлен акт проверки №.
20.12.2018 в АКМР СК направлено уведомление о выявлении самовольной постройки.
15.01.2019 ведущим специалистом отдела архитектуры и градостроительства АКМР СК Скребцовым В.И. составлен протокол №22 об административном правонарушении в отношении Эртель С.Ю. о том, что ответчиком ведется реконструкция объекта капитального строительства без разрешения на строительство, чем нарушена ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
24.01.2019 постановлением о назначении административного наказания по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Эртель С.Ю. административная комиссия муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края постановила: признать Эртель С.Ю. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Закона Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» №20-кз от 10 апреля 2008 года и наложено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Согласно исследованного в суде проектной документации 2019-ПЗ магазина, расположенного по адресу: <адрес>, технико-экономические показатели проектируемого объекта капитального строительства составляют: общая площадь – № кв.м., площадь застройки – № кв.м., строительный объем – №.куб.м.
Согласно исследованного в суде проектной документации 2019-АР магазина, расположенного по адресу: <адрес>, технико-экономические показатели проектируемого объекта капитального строительства составляют: площадь застройки – № кв.м., строительный объем – № куб.м., общая площадь – №кв.м., торговая площадь – №.кв.м.
Таким образом, ответчиком фактически производится реконструкция капитального строительства площадью, значительно превышающей площадь объекта капитального строительства, указанного в разрешении на строительство от 28.11.2013. Разрешение выдано только на строительство объекта капитального строительства площадью № кв.м.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания.
Между тем, ответчиком представлены данные, свидетельствующие о том, что ответчик обратился в соответствующие органы за получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо строительства дополнительных этажей.
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удовлетворяет выполнение строительства, реконструкции объекта на строительство, соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Застройщиком не получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд, в соответствии с п. 1 названной статьи ГК РФ, вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии со ст. 37 ФЗ "об охране окружающей среды" строительство и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области окружающей среды.
В связи с тем, что продолжение строительства и последующая эксплуатация строения, возводимого без положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, без следующего за этим утверждения проектной документации, без разрешения на строительство, создают оговоренную законом опасность для всех находящихся в этом строении и вблизи него граждан, суд считает исковые требования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края к Эртель С.Ю. необходимо удовлетворить.
Доказательств указывающих об отсутствии выше названных нарушений ответчиком не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к мнению о том, что доводы истца находят объективное подтверждение в исследованных материалах дела, в связи с чем, исковые требования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края к Эртель С.Ю. необходимо удовлетворить.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края удовлетворить.
ОбязатьЭртель С.Ю. в течение двух лет, с момента вступления решения суда в законную силу, привести объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Российская Федерация, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства и эксплуатации магазина, в соответствие с установленными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, за счет собственных средств.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Пожидаева Е.А.
Мотивированное решение по делу изготовлено 05.04.2019 года.