Дело №2-429/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
поселок Пряжа 15 декабря 2015 года
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием истца Кугаппи Н.А., её представителя – адвоката Полевой С.Б.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кугаппи Н. А. к Администрации Чалнинского сельского поселения о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Кугаппи Н.А. обратилась в суд с данным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец В., а ДД.ММ.ГГГГ мать истца Е. после смерти которой, открылось наследство, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., которое она фактически приняла после смерти своего мужа. Наследственные дела к имуществу умерших родителей истца не заводились, поскольку Кугаппи Н.А. полагала, что имеет права на родительский дом без какого-либо оформления, так как на день смерти отца была прописана в спорном доме, а на день смерти матери, зарегистрирована вместе с ней в <адрес>, кроме того, фактически приняла в наследство все её личные вещи. На основании изложенных в исковом заявлении обстоятельств, истец просит: включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти наследодателя В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также признать за ней право собственности на вышеуказанный жилой дом в порядке наследования.
Истец Кугаппи Н.А., а также её представитель Полевая С.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации Чалнинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации, возражений по данному иску не представил.
Представитель третьего лица ТУ Росимущества в РК, нотариус Пряжинского нотариального округа Шадрина Н.Ф. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в адресованных в суд отзывах на исковое заявление просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения стороны истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер В., отец истицы, что подтверждается свидетельством о смерти серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками первой очереди по закону к имуществу умершего В. являются: его супруга Е. и дочь Виролайнен (Кугаппи) Н. А., что подтверждается свидетельствами о браке, свидетельством о рождении указанных лиц.
Согласно сведениям нотариуса Пряжинского нотариального округа Шадриной Н.Ф. наследственное дело к имуществу В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
Как следует из пояснений истца и подтверждается материалами дела, Е. после смерти мужа фактически приняла наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Е. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1112, 1113 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности; наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ч. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
В отношении регистрации прав и сделок со зданиями, сооружениями и помещениями порядком, действовавшим до момента вступления в силу Закона о регистрации, является порядок, установленный Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных поселках РСФСР, утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21 февраля 1968 г. №83 и Примерным положением о БТИ городских и районных исполкомов Советов депутатов трудящихся, а для строений в сельском населенном пункте - порядок, установленный ст. 239 ГК РСФСР.
Судом установлено, что на основании решения исполнительного комитета <данные изъяты> районного Совета № от ДД.ММ.ГГГГ за В. зарегистрировано право личной собственности на одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом, расположенный в <адрес>, площадь приусадебного земельного участка <данные изъяты> кв.м. На основании указанного решения ДД.ММ.ГГГГ В. выдано регистрационное удостоверение на указанный жилой дом. Таким образом, спорный жилой дом легально введен в гражданский оборот и право на него зарегистрировано в БТИ.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом.
Поскольку право собственности В.. на домовладение возникло в порядке, действующем на момент его создания, то оно признается юридически действительным и после вступления в силу указанного Федерального закона.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежал наследодателю В. на законных основаниях.
Из ответа Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует.
По сведениям ГУП РК РГЦ «Недвижимость», предприятие не располагает данными о правообладателях вышеуказанного жилого дома.
Наличие в настоящее время объекта недвижимого имущества – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждается техническим и кадастровым паспортами на жилой дом.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика администрации Чалнинского сельского поселения, суд считает необходимым в соответствии со ст. 1112 ГК РФ удовлетворить исковые требования Кугаппи Н.А. о включении в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти В., жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно справки Администрации <данные изъяты> сельского поселения, а также домовой книги на спорный жилой дом, В. был зарегистрирован и проживал по указанному адресу по день своей смерти – ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти В.. его супруга Е. и дочь Виролайнен Н.А. (Кугаппи Н.А.) были зарегистрированы совместно с наследодателем.
Из материалов данного гражданского дела, а также пояснений истца, следует, что иных наследников умершего наследодателя, заявляющих права на жилой дом, не имеется.
Поскольку на момент смерти В. истец Кугаппи Н.А. являясь наследником первой очереди к его имуществу, была зарегистрирована по одному адресу, продолжает пользоваться жилым домом, она в силу ст. ст. 1153, 1154 ГК РФ является наследником, фактически принявшим наследство, открывшегося после смерти отца.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
При таких обстоятельствах, требование истца о признании за ней права собственности на жилой дом в порядке наследования является законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ расходы по оплате государственной пошлины с ответчика (органа местного самоуправления) не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Признать право собственности Кугаппи Н. А. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 17 декабря 2015 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 18 января 2016 года