Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 октября 2014 года город Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Е.Н.,
при секретаре Копьевой М.Д.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-3829\2014 по исковому заявлению Яхункиной З. Х., Буделеевой Э. Д., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Буделеевой С. И. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Яхункина З.Х., Буделеева Э.Д., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Буделеевой С.И. обратились с иском в суд к Департаменту управления имуществом г.о. Самара с требованиями о включении в список граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма мотивируя свои требования тем, что они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>; согласно лицевому счету ответственным квартиросъемщиком данного жилого помещения значится Яхункин Д.М., умерший ДД.ММ.ГГГГ; после смерти Яхункина Д.М. с его супругой Яхункиной З.Х. был заключен договор социального найма ДД.ММ.ГГГГ; изменения в лицевой счет своевременно внесены не были; Распоряжением Главы городского округа Самара за № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, однако в приложение к данному распоряжению, в котором указан список лица подлежащих отселению Яхункина З.Х. и Буделеевы не значатся.
Ссылаясь на указанные обстоятельства истцы просят включить в список граждан, занимающих жилые помещения по договором социального найма Яхункину З.Х., буделееву Э.Д., Буделееву С.И. в отношении жилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; внести изменения в лицевой счет в части нанимателя квартиры указав Яхункину З.Х. в качестве ответственного квартиросъемщика.
В судебном заседании представитель истцов, действующая на основании доверенностей, исковые требования уточнила просила признать за Яхункиной З.Х., буделеевыми право на предоставление жилого помещения по договору социального найма; обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить истцам жилое помещение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указал, что поскольку истцы проживают в служебном жилом помещении, как это указано в лицевом счете, договор социального найма с ними заключен ненадлежащим органом, соответственно и право на предоставление жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу у них не возникло.
Представитель Администрации г.о. Самара, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истцов.
Представитель администрации Кировского района г.о. Самара, действующая на основании доверенности, в судебном заседании оставила разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к выводу, что уточненные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что лицевой счет на квартиру <адрес> открыт на имя Яхункина Д. М.; в лицевом счете имеется указание на статус квартиры- служебная, жилая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м.; из справки ГУП «ЕИРРЦ» следует, что в квартире <адрес> зарегистрированы: Яхункина З.Х. с ДД.ММ.ГГГГ, Буделеева Э.Д. с ДД.ММ.ГГГГ, Буделеева С.И. с ДД.ММ.ГГГГ, ранее в указанной квартире был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ доДД.ММ.ГГГГ Яхункин Д.М., который и являлся квартиросъемщиком, был снят с регистрационного учета в связи со смертью.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что спорное жилое помещение было предоставлено Яхункину Д.М. в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с трудовыми отношениями с Куйбышевским моторостроительным производственным объединением. Данное не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела.
Согласно копии Постановления Главы администрации Самарской области от 9 марта 1995 года за № 77 «Об объектах социально-культурного и коммунально-бытового назначения акционерных обществ: «Волготрансстром» «Моторостроитель», Самарский научно-технический комплекс «Двигатели НК» в муниципальную собственность г. Самары были приняты объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения Акционерного общества «Моторостроитель», в том числе и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании указанного выше Постановления, дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в реестр муниципальной собственности.
Из договора социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Комитет по ЖБХ и ОН Кировского района, в лице заместителя председателя, выступающий в данном договоре в качестве «наймодателя» и Яхункина З.Х., выступающая в качестве «нанимателя», заключили договор, по которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи во владение и бессрочное пользование для проживания жилое помещение состоящее из 2 комнат в коммунальной квартире по <адрес> жилая площадь – <данные изъяты> кв.м.
Согласно распоряжению первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ за № дом, по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с Приложением к данному распоряжению в список граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма и подлежащих отселению квартира <адрес> и граждане, в ней зарегистрированные включены не были.
В силу ч. 2 п. 5 Положений о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента от 01.07.1992 года N 721, акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации.
Пунктом 1 Указа Президента от 10.01.1993 года "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты являются федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Глава 9 ЖК РФ определяет виды жилых помещений специализированного жилого фонда, их назначение и порядок использования.
При этом ч. 2 ст. 92 ЖК РФ определяет, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Такое использование допускается только после отнесения помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в указанный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из этого фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение, в котором в настоящее время проживают истцы было предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ году супругу Яхункиной З.Х. – Яхункину Д.М., находящемуся в трудовых отношениях с Куйбышевским моторостроительным производственным объединением, жилой дом, в котором находится квартира находился на балансе данного предприятия, которое в последствии было преобразовано в АО «Моторостроитель»; в ДД.ММ.ГГГГ году АО «Моторостроитель» передало в муниципальной собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе и жилой дом, расположенный по <адрес> Департамент управления имуществом г.о. Самара решение о включение в специализированный жилищный фонд спорного жилого помещения после передачи его в муниципальную собственность не принимал.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в ведении акционерных обществ, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Яхункин и члены его семьи после передачи жилого помещения в муниципальную собственность продолжали проживать по указанному выше адресу, несли расходы по содержанию жилого помещения и оплате коммунальных платежей; договора найма служебного жилого помещения, после передачи дома в муниципальную собственность с Яхункиным не заключалось; после смерти Яхункина в ДД.ММ.ГГГГ году, члены его семьи по прежнему проживают в данном жилом помещении и несут расходы по его содержанию и оплате коммунальных услуг.
Исходя из анализа приведенных выше норм и обстоятельств установленных в судебном заседании, а также принимая во внимание, что Департаментом управления имуществом не представлено доказательств того, что спорному жилому помещению, после его принятия в муниципальную собственность был присвоен статус служебного, следовательно истцы занимают данное жилое помещение на основании договора социального найма, более того об этом свидетельствует и договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года.
Доводы Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что статус служебного жилого помещения был сохранен за данным жилым помещением не состоятельны и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ за № дом, по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с п. 3 данного распоряжения на Департамент управления имуществом г.о. Самара была возложена обязанность предоставить до ДД.ММ.ГГГГ другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма (л.д. 73).
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 Жилищного Кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Право на предоставление жилья в данном случае не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Также не предусмотрено законом и предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2009 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке, учитывая то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилье истца в установлено законом порядке признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, данное стороной ответчика не оспаривалось, а также то, что, истцы занимают спорное жилое помещение на правах социального найма, следовательно у них возникло право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с признанием дома, в котором они проживают, аварийным и подлежащим сносу, а поскольку законом на органы местного самоуправления г.о. Самары (в данном случае уполномоченным органом является Департамент управления имуществом г.о. Самара) возложена обязанность по предоставлению жилого помещения, однако данная обязанность в отношении истцов не исполняется в течение длительного времени, более того, они не включены в список лиц подлежащих отселению, а проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья истцов, суд приходить к выводу, что уточненные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Яхункиной З. Х., Буделеевой Э. Д., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Буделеевой С. И. - удовлетворить.
Признать за Яхункиной З. Х., Буделеевой Э. Д., Буделеевой С. И. право на предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Яхункиной З. Х., с составом семьи 3 человека, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца.
Решение изготовлено 3 ноября 2014 года
Председательствующий подпись Е.Н.Дмитриева
Копия верна Судья