Судья Кальная Е.Г. Дело № 33а-2039/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2020 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
судей Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.
с участием прокурора Дорогавцевой И.В.,
при секретаре Власовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Коновалова И. В. к Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Орла об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Орла от 7 августа 2020 г. №94/1,
по апелляционной жалобе представителя Коновалова И. В. – Подъяпольского С. А. на решение Советского районного суда г.Орла от 17 августа 2020 г., которым постановлено:
«административное исковое заявление Коновалова И. В. к Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Орла о признании незаконным решения о регистрации кандидата оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., объяснения представителя Коновалова И.В. по доверенности Подъяпольского С.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей территориальной избирательной комиссии Советского района города Орла по доверенностям Бухвостовой О.А. и Сушкова М.В., заключение прокурора Дорогавцевой И.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Коновалов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании незаконным решения о регистрации кандидата.
В обоснование заявленных требований указывал на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №.
7 августа 2020 года кандидатом в депутаты по указанному округу зарегистрирован К.К.И.
Ссылался на то, что принимая решение о регистрации К.К.И. административным ответчиком не учтено, что в подписном листе № на строке 4 номер документа, удостоверяющего личность избирателя, состоит не из шести, а из семи цифр; в подписном листе № на строке № непонятен номер дома избирателя № или №; в подписном листе № ненадлежащим образом указаны сведения о лице, осуществившем сбор подписей, указаны шесть цифр, разделенных дефисом, а затем дата.
Также ссылался на то, что данные нарушения свидетельствуют о недостоверности и недействительности подписей избирателей, следовательно, кандидат К.К.И. не предоставил в избирательную комиссию необходимого числа подписей избирателей в поддержку своей кандидатуры.
Указывал на то, что на всех подписных листах в поддержку кандидата К.К.И. наименование его места работы не соответствует официальному наименованию данной организации, указанному в уставе и Едином государственном реестре юридических лиц.
Также указал на то, что в подписном листе № на строке № произведено не удостоверенное исправление даты внесения подписи с <дата> на <дата>; в подписном листе № на строке 1 указана несуществующая дата внесения подписи №; в подписном листе № на строке № указана несуществующая дата внесения подписи <дата>; г; в подписном листе № на строке № указана несуществующая дата внесения подписи №.
Кроме того, часть избирателей, подписи которых проставлены в подписных листах в поддержку кандидата К.К.И., не признают факт проставления в них своих записей и подписей.
По изложенным основаниям просил признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Советского района города Орла № 94/1 от 7 августа 2020 года «О регистрации К.К.И. кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №23»; провести повторную проверку подписных листов.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица на основании части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) привлечена Муниципальная избирательная комиссия города Орла, К.К.И.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Коновалова И.В. по доверенности Подъяпольский С.А. ставит вопрос об отмене решения суда, просит вынести новое решение, удовлетворив административные исковые требования.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что во всех подписных листах место работы К.К.И. указано неверно, наименование места работы кандидата (<...> которое является произвольным сочетанием полного и сокращенного наименований места работы, что свидетельствует о нарушении требований к форме подписного листа, ввиду чего подписи в подписных листах, изготовленных с нарушением формы подписного листа и должны быть признаны недействительными.
Заявитель жалобы также указывает на допущенное судом процессуальное нарушение, которое выразилось в том, что слово для заключения прокурору было предоставлено в ходе судебных прений, после речи лиц, участвующих в деле, что препятствовало реализации процессуальных прав на выступление в прениях с учетом всех материалов дела и заключения прокурора по делу.
Приводит доводы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении почерковедческой экспертизы, заявленного после допроса трех свидетелей, которые показали, что подписи в подписных листах выполнены не ими, а иными лицами.
Обращает внимание на то, что в судебном заседании при рассмотрении административного дела были выявлены признаки преступления, однако судья не сообщил об этом в органы предварительного следствия.
Административный истец Коновалов И.В., заинтересованное лицо К.К.И. надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
Заинтересованное лицо Муниципальная избирательная комиссия города Орла заявила ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие их представителя.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Реализация гражданами конституционного права на участие в выборах в органы местного самоуправления Орловской области, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Орловской области от 30 июня 2010 года №1087-03 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправление Орловской области».
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными (пункт 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Согласно пунктам 7, 11, 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.
Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
Проверка соблюдения порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов, сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей осуществляется по правилам, предусмотренным Законом Орловской области от 30 июня 2010 года №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области».
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, в том числе, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные положения отражены в статье 11.5 Закона Орловской области от 30.06.2010 №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области», согласно части 1 которой необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона).
Согласно пункту 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).
В силу пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума (подпункт «а»); подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «в»); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт «г»); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «е»); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (подпункт «ж»).
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах установлен порядок проверки достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также круг лиц, привлекаемых к проверке подписных листов.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений.
По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, решением Орловского городского Совета народных депутатов от 23 июня 2020 г. №68/1118-ГС «О назначении выборов депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва» выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва назначены на 13 сентября 2020 г. (т.1 л.д.12).
Муниципальной избирательной комиссией г. Орла от 19 июня 2020 года №13/12 принято решение о количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов по единому избирательному округу в абсолютном выражении, представляемом для регистрации кандидатов. Списков кандидатов по единому избирательному округу при проведении выборов депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва. Согласно приложения №1 к решению необходимое количество подписей для регистрации по одномандатному избирательному округу №23 составляет- 45 подписей, предельное количество – 49 (т.1 л.д.14-15).
Решением муниципальной избирательной комиссии <адрес> от <дата> № на территориальную избирательную комиссию <адрес> возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №, №, №, №, №, №, № (т.1 л.д.13).
Решением территориальной избирательной комиссии Советского района города Орла о регистрации № 86/7 от 21 июля 2020 года административный истец Коновалов И.В. зарегистрирован кандидатом по одномандатному избирательному округу №23 (т.1 л.д.9-11).
<дата> К.К.И. подал в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №23 заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва, со всеми необходимыми документами, в том числе предоставил подписные листы на 11 листах, содержащих 48 подписей избирателей (т.1 л.д.62-74).
Решением территориальной избирательной комиссии Советского района города Орла о регистрации № 94/1 от 7 августа 2020 года К.К.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №23 (т.1 л.д.6-8).
При этом 3 августа 2020 года членами рабочей группы составлен итоговый протокол проверки подписных листов кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №23 К.К.И. (т.1 л.д.51-52).
Согласно ответу системного администратора КСА ГАС В.Р.Р. проверка подписных листов кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №23 К.К.И. проведена.
По результатам проверки разногласий по сведениям, содержащимся в подписных листах, не установлено (т.1 л.д.60).
Проверяя доводы административного истца о недействительности и недостоверности подписей избирателей, судом установлено, что в подписных листах кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу №23 К.К.И., его место работы указано: <...> (т.1 л.д.62-74).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14 августа 2020 г. полное наименование юридического лица: <...> сокращенное наименование <...> (т.1 л.д.91-99).
Аналогичное наименование указано в Уставе юридического лица (т.1 л.д.100-161).
Из трудовой книжки К.К.И. видно, что он принят на должность менеджера комбината общественного питания в <...>, работает по настоящее время, что заверено печатью, на которой указано наименование места работы (т.1 л.д.36-43).
Суд пришел к правильному выводу о том, что неточное наименование места работы кандидата К.К.И. в соответствии с уставом данной организации при указании общепринятого сокращения этого наименования в части организационно-правовой формы организации не может расцениваться как несоответствие данным, указанным в трудовой книжке или уставе организации, поскольку позволяет с достоверностью определить где работает данный кандидат, не создает двусмысленности и исключает смешение его с наименованием какой-либо другой организации.
Правильным является и вывод суда о том, что доводы административного истца, о недействительности части подписей ввиду указания несуществующих дат их внесения (подписной лист № строка 1 (указана дата внесения подписи <дата>), на подписной лист № строка № (указана дата внесения подписи <дата>), на подписной лист № строка № (указана дата внесения подписи <дата>), не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Правильность и ясность в написании дат, указанных в подписных листах подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами по административному делу.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований в части указания на не удостоверенное надлежащим образом исправление даты внесения подписи в подписном листе № на строке №, суд пришел к обоснованному выводу о том, что признаков исправления данная запись не содержит.
Разрешая административные требования о том, что в подписном листе № на строке № номер документа, удостоверяющего личность избирателя, состоит не из шести, а из семи цифр, суд обоснованно исходил из того, что в подписном листе номер паспорта избирателя состоит из шести цифр, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, в подписном листе № строка № произведено исправление номера дома в адресе места жительства избирателя - вместо цифры «№» указана цифра «№», которое удостоверено лицом, осуществившим сбор подписей, что подтверждается его записью об этом и подписью, сделанном на подписном листе.
Таким образом, учитывая положения пункта 6.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о том, что произведенное в подписном листе № исправление допускается действующим законодательством, оно выполнено в соответствии с требованиями закона и поэтому не может служить основанием для признания данной подписи избирателя недействительной.
Поскольку из материалов дела следует, что в подписном листе № сведения о лице, осуществившем сбор подписей, указаны в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд обоснованно отказал в удовлетворении административных требований в части признания недействительным подписей избирателей в подписном листе №.
Разрешая административные исковые требования в части признания недостоверными подписей ввиду того, что часть избирателей не признают факт их проставления, судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Административным истцом представлены объяснения избирателей К.Т.И. и П.А.А., которые поясняли, что подписи, содержащиеся в подписных листах в поддержку кандидата К.К.И., проставлены в подписных листах не ими.
Допрошенные в качестве свидетелей Р.Т.В., В.Р.В. и Д.Ю.Г., также опровергли проставление подписей и иных сведений о себе в подписных листах в поддержку кандидата К.К.И.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд первой инстанции, учитывая требования части 1 статьи 59 КАС РФ, части 1 статьи 61 КАС, пришел к правильному выводу о том, что представленные административным истцом доказательства не отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств, поскольку в соответствии с положениями пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Разрешая требования Коновалова И.В. по существу, суд первой инстанции, исходя из указанных выше обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что проверяя представленные К.К.И. подписи избирателей, рабочая группа действовала в соответствии с установленным порядком и предоставленными ей полномочиями, предусмотренными положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства не установлено нарушений, предусмотренных положениями статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», являющихся основаниями для отказа в регистрации кандидата, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение административного ответчика от 7 августа 2020 года является законным.
Иные доводы апелляционной жалобы административного истца направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Коновалова И. В. – Подъяпольского С. А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Кальная Е.Г. Дело № 33а-2039/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2020 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.,
судей Сафроновой Л.И., Циркуновой О.М.
с участием прокурора Дорогавцевой И.В.,
при секретаре Власовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Коновалова И. В. к Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Орла об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Орла от 7 августа 2020 г. №94/1,
по апелляционной жалобе представителя Коновалова И. В. – Подъяпольского С. А. на решение Советского районного суда г.Орла от 17 августа 2020 г., которым постановлено:
«административное исковое заявление Коновалова И. В. к Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Орла о признании незаконным решения о регистрации кандидата оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., объяснения представителя Коновалова И.В. по доверенности Подъяпольского С.А., поддержавшего доводы жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителей территориальной избирательной комиссии Советского района города Орла по доверенностям Бухвостовой О.А. и Сушкова М.В., заключение прокурора Дорогавцевой И.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
Коновалов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии Заводского района г.Орла о признании незаконным решения о регистрации кандидата.
В обоснование заявленных требований указывал на то, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №.
7 августа 2020 года кандидатом в депутаты по указанному округу зарегистрирован К.К.И.
Ссылался на то, что принимая решение о регистрации К.К.И. административным ответчиком не учтено, что в подписном листе № на строке 4 номер документа, удостоверяющего личность избирателя, состоит не из шести, а из семи цифр; в подписном листе № на строке № непонятен номер дома избирателя № или №; в подписном листе № ненадлежащим образом указаны сведения о лице, осуществившем сбор подписей, указаны шесть цифр, разделенных дефисом, а затем дата.
Также ссылался на то, что данные нарушения свидетельствуют о недостоверности и недействительности подписей избирателей, следовательно, кандидат К.К.И. не предоставил в избирательную комиссию необходимого числа подписей избирателей в поддержку своей кандидатуры.
Указывал на то, что на всех подписных листах в поддержку кандидата К.К.И. наименование его места работы не соответствует официальному наименованию данной организации, указанному в уставе и Едином государственном реестре юридических лиц.
Также указал на то, что в подписном листе № на строке № произведено не удостоверенное исправление даты внесения подписи с <дата> на <дата>; в подписном листе № на строке 1 указана несуществующая дата внесения подписи №; в подписном листе № на строке № указана несуществующая дата внесения подписи <дата>; г; в подписном листе № на строке № указана несуществующая дата внесения подписи №.
Кроме того, часть избирателей, подписи которых проставлены в подписных листах в поддержку кандидата К.К.И., не признают факт проставления в них своих записей и подписей.
По изложенным основаниям просил признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Советского района города Орла № 94/1 от 7 августа 2020 года «О регистрации К.К.И. кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №23»; провести повторную проверку подписных листов.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица на основании части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) привлечена Муниципальная избирательная комиссия города Орла, К.К.И.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Коновалова И.В. по доверенности Подъяпольский С.А. ставит вопрос об отмене решения суда, просит вынести новое решение, удовлетворив административные исковые требования.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что во всех подписных листах место работы К.К.И. указано неверно, наименование места работы кандидата (<...> которое является произвольным сочетанием полного и сокращенного наименований места работы, что свидетельствует о нарушении требований к форме подписного листа, ввиду чего подписи в подписных листах, изготовленных с нарушением формы подписного листа и должны быть признаны недействительными.
Заявитель жалобы также указывает на допущенное судом процессуальное нарушение, которое выразилось в том, что слово для заключения прокурору было предоставлено в ходе судебных прений, после речи лиц, участвующих в деле, что препятствовало реализации процессуальных прав на выступление в прениях с учетом всех материалов дела и заключения прокурора по делу.
Приводит доводы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении почерковедческой экспертизы, заявленного после допроса трех свидетелей, которые показали, что подписи в подписных листах выполнены не ими, а иными лицами.
Обращает внимание на то, что в судебном заседании при рассмотрении административного дела были выявлены признаки преступления, однако судья не сообщил об этом в органы предварительного следствия.
Административный истец Коновалов И.В., заинтересованное лицо К.К.И. надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
Заинтересованное лицо Муниципальная избирательная комиссия города Орла заявила ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие их представителя.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Реализация гражданами конституционного права на участие в выборах в органы местного самоуправления Орловской области, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Орловской области от 30 июня 2010 года №1087-03 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправление Орловской области».
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными (пункт 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Согласно пунктам 7, 11, 12 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.
Избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
Проверка соблюдения порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов, сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей осуществляется по правилам, предусмотренным Законом Орловской области от 30 июня 2010 года №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области».
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, в том числе, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Аналогичные положения отражены в статье 11.5 Закона Орловской области от 30.06.2010 №1087-ОЗ «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами в органы местного самоуправления Орловской области», согласно части 1 которой необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона).
Согласно пункту 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).
В силу пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума (подпункт «а»); подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «в»); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт «г»); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «е»); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (подпункт «ж»).
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 128/986-6 (далее - Методические рекомендации).
Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах установлен порядок проверки достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также круг лиц, привлекаемых к проверке подписных листов.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 Методических рекомендаций проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений.
По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, решением Орловского городского Совета народных депутатов от 23 июня 2020 г. №68/1118-ГС «О назначении выборов депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва» выборы депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва назначены на 13 сентября 2020 г. (т.1 л.д.12).
Муниципальной избирательной комиссией г. Орла от 19 июня 2020 года №13/12 принято решение о количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов по единому избирательному округу в абсолютном выражении, представляемом для регистрации кандидатов. Списков кандидатов по единому избирательному округу при проведении выборов депутатов Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва. Согласно приложения №1 к решению необходимое количество подписей для регистрации по одномандатному избирательному округу №23 составляет- 45 подписей, предельное количество – 49 (т.1 л.д.14-15).
Решением муниципальной избирательной комиссии <адрес> от <дата> № на территориальную избирательную комиссию <адрес> возложены полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №, №, №, №, №, №, № (т.1 л.д.13).
Решением территориальной избирательной комиссии Советского района города Орла о регистрации № 86/7 от 21 июля 2020 года административный истец Коновалов И.В. зарегистрирован кандидатом по одномандатному избирательному округу №23 (т.1 л.д.9-11).
<дата> К.К.И. подал в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №23 заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов шестого созыва, со всеми необходимыми документами, в том числе предоставил подписные листы на 11 листах, содержащих 48 подписей избирателей (т.1 л.д.62-74).
Решением территориальной избирательной комиссии Советского района города Орла о регистрации № 94/1 от 7 августа 2020 года К.К.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №23 (т.1 л.д.6-8).
При этом 3 августа 2020 года членами рабочей группы составлен итоговый протокол проверки подписных листов кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №23 К.К.И. (т.1 л.д.51-52).
Согласно ответу системного администратора КСА ГАС В.Р.Р. проверка подписных листов кандидата в депутаты Орловского городского Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу №23 К.К.И. проведена.
По результатам проверки разногласий по сведениям, содержащимся в подписных листах, не установлено (т.1 л.д.60).
Проверяя доводы административного истца о недействительности и недостоверности подписей избирателей, судом установлено, что в подписных листах кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу №23 К.К.И., его место работы указано: <...> (т.1 л.д.62-74).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14 августа 2020 г. полное наименование юридического лица: <...> сокращенное наименование <...> (т.1 л.д.91-99).
Аналогичное наименование указано в Уставе юридического лица (т.1 л.д.100-161).
Из трудовой книжки К.К.И. видно, что он принят на должность менеджера комбината общественного питания в <...>, работает по настоящее время, что заверено печатью, на которой указано наименование места работы (т.1 л.д.36-43).
Суд пришел к правильному выводу о том, что неточное наименование места работы кандидата К.К.И. в соответствии с уставом данной организации при указании общепринятого сокращения этого наименования в части организационно-правовой формы организации не может расцениваться как несоответствие данным, указанным в трудовой книжке или уставе организации, поскольку позволяет с достоверностью определить где работает данный кандидат, не создает двусмысленности и исключает смешение его с наименованием какой-либо другой организации.
Правильным является и вывод суда о том, что доводы административного истца, о недействительности части подписей ввиду указания несуществующих дат их внесения (подписной лист № строка 1 (указана дата внесения подписи <дата>), на подписной лист № строка № (указана дата внесения подписи <дата>), на подписной лист № строка № (указана дата внесения подписи <дата>), не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Правильность и ясность в написании дат, указанных в подписных листах подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами по административному делу.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований в части указания на не удостоверенное надлежащим образом исправление даты внесения подписи в подписном листе № на строке №, суд пришел к обоснованному выводу о том, что признаков исправления данная запись не содержит.
Разрешая административные требования о том, что в подписном листе № на строке № номер документа, удостоверяющего личность избирателя, состоит не из шести, а из семи цифр, суд обоснованно исходил из того, что в подписном листе номер паспорта избирателя состоит из шести цифр, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, в подписном листе № строка № произведено исправление номера дома в адресе места жительства избирателя - вместо цифры «№» указана цифра «№», которое удостоверено лицом, осуществившим сбор подписей, что подтверждается его записью об этом и подписью, сделанном на подписном листе.
Таким образом, учитывая положения пункта 6.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о том, что произведенное в подписном листе № исправление допускается действующим законодательством, оно выполнено в соответствии с требованиями закона и поэтому не может служить основанием для признания данной подписи избирателя недействительной.
Поскольку из материалов дела следует, что в подписном листе № сведения о лице, осуществившем сбор подписей, указаны в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд обоснованно отказал в удовлетворении административных требований в части признания недействительным подписей избирателей в подписном листе №.
Разрешая административные исковые требования в части признания недостоверными подписей ввиду того, что часть избирателей не признают факт их проставления, судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Административным истцом представлены объяснения избирателей К.Т.И. и П.А.А., которые поясняли, что подписи, содержащиеся в подписных листах в поддержку кандидата К.К.И., проставлены в подписных листах не ими.
Допрошенные в качестве свидетелей Р.Т.В., В.Р.В. и Д.Ю.Г., также опровергли проставление подписей и иных сведений о себе в подписных листах в поддержку кандидата К.К.И.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в указанной части, суд первой инстанции, учитывая требования части 1 статьи 59 КАС РФ, части 1 статьи 61 КАС, пришел к правильному выводу о том, что представленные административным истцом доказательства не отвечают требованиям относимости и допустимости доказательств, поскольку в соответствии с положениями пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Разрешая требования Коновалова И.В. по существу, суд первой инстанции, исходя из указанных выше обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что проверяя представленные К.К.И. подписи избирателей, рабочая группа действовала в соответствии с установленным порядком и предоставленными ей полномочиями, предусмотренными положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства не установлено нарушений, предусмотренных положениями статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», являющихся основаниями для отказа в регистрации кандидата, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение административного ответчика от 7 августа 2020 года является законным.
Иные доводы апелляционной жалобы административного истца направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Коновалова И. В. – Подъяпольского С. А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: