Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2730/2017 ~ М-2606/2017 от 01.09.2017

Дело № 2-2730/2017

РЕШЕНИЕ

именем российской федерации

27 октября 2017 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего - судьи Соболя В.Г.,

при секретаре – Саркисян А.Р.,

с участием третьего лица Черкасова Ю.В., представителя ответчика Головченко А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску Черкасова К.А. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в список граждан, нуждающихся в единовременной и материальной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, -

УСТАНОВИЛ:

Черкасова К.В. и Черкасов Ю.В. обратились в суд с вышеуказанными требованиями, при рассмотрении дела Черкасов Ю.В. отказался от исковых требований в полном объеме и был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В обоснование заявленных требований в исковом заявлении Черкасова К.А. сослалась на то, что Черкасову Ю.В. на праве общедолевой собственности принадлежит домовладение по адресу: ..............

Она обратилась в администрацию Минераловодского городского округа за получением единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации в мае 2017 года, однако в этом ей было отказано в связи с отсутствием регистрации в этом садовом домике.

Однако здесь она проживает постоянно долгое время и отсутствие регистрации не должно ограничивать ее право получение мер поддержки от государства.

Поэтому истец просила:

- установить факт ее постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: ..............

- признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации на территории с. Левокумка Минераловодского городского округа Ставропольского края в мае 2017 года;

- обязать администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края включить ее в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате наводнения.

Истец надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась и просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Третье лицо на стороне истца Черкасов Ю.В. исковые требования поддержал и пояснил, что его мать Черкасова К.А. с .............. постоянно проживает в принадлежащем ему садовом домике, который является капитальным строением со всеми коммуникациями и он по своим техническим характеристикам пригоден для круглогодичного проживания.

Ответчик - администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края в лице своего представителя представители ФИО16 просила разрешить заявленные требования в соответствии с действующим законодательством.

Остальные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания

Представитель ответчика - министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края ФИО15 представители третьих лиц - Правительства Ставропольского края ФИО17 министерства финансов Ставропольского края ФИО18 в своих заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие и в исковых требованиях отказать, поскольку садовый домик, в котором проживают истцы, является нежилым строением и согласно действующему законодательству, он не может являться местом постоянного проживания. Кроме того, предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации возможно только при их постоянном проживании именно в жилых помещениях.

Представители третьих лиц: ГУ МВД России по Ставропольскому краю ФИО19 и ГУ МЧС России по Ставропольскому ФИО20 просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений на исковые требования от них не поступило.

Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По сведениям из ЕГРП, Черкасова К.А. жилого помещения на праве собственности не имеет, однако согласно паспортным данным она с .............. зарегистрирована по адресу: .............. Это жилое по объяснениям третьего лица Черкасова Ю.В., принадлежит его сестре, то есть дочери истца.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от .............. Черкасову Ю.В. на праве собственности в .............. принадлежат земельный участок площадью .............. (назначение – земли населенных пунктов, для выращивания плодово-овощной продукции) и расположенный на нем садовый домик площадью ............... по адресу: .............., назначение – нежилое здание.

Фактическое проживание истца в этом строении подтверждено составленными соседями актами и никем не оспаривается.

По объяснениям третьего лица Черкасова Ю.В., в установленном порядке он в орган местного самоуправления за переводом этого нежилого здания в жилое не обращался.

Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.

По акту администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 28 мая 2017 года, в результате наводнения 24 мая 2017 года пострадал жилой дом по адресу: .............. имущества Черкасов Ю.В, указан перечень пострадавшего имущества и степень его повреждения – полная.

Согласно постановлению администрации Минераловодского городского округа от 25 июля 2017 года № 1910, в перечень домовладений (жилых помещений) расположенных на территории Минераловодского городского округа, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации – выпадение значительного количества осадков, произошедшей 24 мая 2017 года, включено и ...............

.............. Черкасовой К.А. администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у них отсутствуют регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение, а также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в списки на основании принятых судебных решений.

При разрешении данного спора суд исходит из того, что в соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).

При этом названный Закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу подпунктов "а" и "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 года № 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" целью которого согласно его ст. 2, является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.

В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 19-кз, мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае,, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".

Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.

Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).

Для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены "Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", согласно которым, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующих выплат: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека подпункт "г"; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости /из расчета за частично утраченное имущество – 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100000 рублей (п. 2).

По смыслу приведенных норм возмещение ущерба возможно только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим нормативным актом.

Из совокупного анализа приведенных правовых предписаний следует, что условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи предусматривают одновременное установление таких юридически значимых обстоятельств, как факт постоянного проживания гражданина именно в жилом помещении, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации, а также факт причинения в результате чрезвычайной ситуации вреда имуществу первой необходимости, находящемуся в этом жилом помещении.

Абзац 8 ст. 2 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 (в редакции от 28.12.2013) определяет, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В силу ст. 6 названного Закона для регистрации гражданина по месту жительства, он обязан обратиться в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме и предъявить, в том числе, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением, являющимся объектом жилищных прав, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В соответствии с п. 2 ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.

Таким образом, право гражданина на регистрацию по месту жительства производно от его права на жилое помещение.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения. Согласно ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается пригодным для проживания, установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).

Согласно п. 7 указанного Постановления уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В соответствии с пп. 47-52 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

По окончании работы комиссия составляет заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, на основании которого соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

При администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 распоряжением от 16.03.2016 № 105-р создана межведомственная комиссия о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории Минераловодского городского округа.

В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения установленного Положением порядка признания помещения пригодным для проживания, поскольку соответствующего обращения в межведомственную комиссию не было.

Суд также учитывает, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 № 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" подлежит применению к тем правоотношениям, когда жилые строения в садоводствах являются единственно возможным местом проживания гражданина.

Так, в п. 4.3 данного Постановления Конституционным Судом Российской Федерации указано, что норма абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в системе правового регулирования, характеризующегося рассогласованностью норм гражданского, земельного и градостроительного законодательства, порождает правовую неопределенность, нарушает конституционный принцип равенства, позволяет органам регистрационного учета отказывать в регистрации по месту жительства гражданам, которые постоянно проживают в возведенных на садовых земельных участках жилых строениях, принадлежащих им на законных основаниях, пригодных для постоянного проживания и являющихся для них единственно возможным местом жительства, и тем самым противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В рассматриваемом деле судом установлено, что истец зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, соответственно садовый домик не является для нее единственно возможным местом жительства.

Поскольку на момент затопления садовый дом не был в установленном порядке признан жилым помещением, пригодным для постоянного проживания граждан, то есть не имел статуса жилого дома, то установление факта проживания истцов в нежилом строении не порождает для них тех правовых последствий, которые установлены законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций путем предоставления мер социальной поддержки в случаях частичной или полной утраты имущества первой необходимости в жилых помещениях.

То обстоятельство, что истец длительное время фактически использует этот садовый домик для постоянного проживания, оплачивают коммунальные услуги, строение подключено ко всем необходимым коммуникациям, само по себе не может подтверждать то обстоятельство, что садовый домик является жилым помещением, поскольку до перевода садового домика (нежилого помещения) в жилой дом в установленном вышеуказанными нормами порядке садовый домик не может считаться жилым помещением.

Само же по себе проживание в нежилом строении на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для признания проживающих в нем лиц пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, для предоставления им в связи с этим мер социальной поддержки в виде выплаты единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости (как полностью, так и в части).

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

К тому же регистрация истца в жилом помещении предполагает ее право на проживание там, и, соответственно, наличие там имущества первой необходимости.

При таких обстоятельствах в исковых требованиях суд отказывает.

Руководствуясь стст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Черкасова К.А. к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края и министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания, признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и обязании включить в список граждан, нуждающихся в единовременной и материальной финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации – отказать.

Решение принято судом в окончательной форме 2 ноября 2017 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца.

Председательствующий

2-2730/2017 ~ М-2606/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Черкасов Юрий Викторович
Черкасова Клавдия Александровна
Ответчики
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
Другие
Правительство Ставропольского края
Министерство финансов Ставропольского края
ГУ МЧС России по Ставропольскому краю
ГУ МВД России по Ставропольскому краю
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Соболь Владимир Григорьевич
Дело на странице суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
01.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2017Передача материалов судье
04.09.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2017Подготовка дела (собеседование)
20.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2017Судебное заседание
27.10.2017Судебное заседание
02.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2017Дело оформлено
05.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее