Решение по делу № 12-235/2015 от 24.04.2015

№ 12-235/2015

РЕШЕНИЕ

г. Рыбинск     20 мая 2015 года

Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Терешкова И.И., с участием законного представителя юридического лица МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» - директора МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» Силановой Н.А.,

при секретаре Букиной Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» на постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> судебного района <адрес> от 8 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа»,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> судебного района <адрес> от 8 апреля 2015 года МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» (МОУ «Каменниковская СОШ») привлечено к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 90000 рублей.

Директор МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» обратился в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка от 8 апреля 2015г., просит его отменить, ссылаясь на то, что указанное постановление вынесено с нарушением законодательства Российской Федерации. В судебном заседании не установлена вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ. Кроме того, большая часть нарушений требований пожарной безопасности устранена. Не выполненным остался один пункт предписания: п.11 - отсутствует ограждение на кровле здания. Для устранения данного нарушения требования пожарной безопасности требуются значительные финансовые затраты. Директор Учреждения обращалась с письмами в адрес Управления образования администрации Рыбинского муниципального района с просьбой о выделении денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности, однако денежные средства выделены не были. Также просит учесть, что здание Учреждения 1951 и 1962 г.г. постройки. Построено на основании типового проекта. По каким нормам проектировалось неизвестно, проект утрачен. Также необходимо определить требуется ли действующими нормативными документами ограждение на кровле здания, а для этого необходимо знать высоту здания и величину уклона крыши. Мировой судья не устанавливал наличие либо отсутствие факта нарушений Учреждением обязательных требований пожарной безопасности, доказанность нарушений таких требований, приняв данный факт установленным только вследствие указания органом пожарного надзора в протоколе об административном правонарушении на нарушение правил пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации. Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу пункта 4.3 данных Правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации. Данное здание не подвергалось реконструкции или капитальному ремонту, а нарушения правил пожарной безопасности, невыполнение которых вменено МОУ «Каменниковская СОШ», связаны с конструктивным изменением здания.

Следовательно, Учреждение, эксплуатирующее здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП 21-01-97*, что свидетельствует о незаконности предписания заместителя главного государственного инспектора Рыбинского района Ярославской области по пожарному надзору от 17 марта 2014 г. Требования о необходимости устройства ограждений на кровлях зданий, указанное в СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (п. 8.11), не может распространяться на здание, построенное в 1951 и 1962 г.г.

Вина МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» в совершении вменяемого административного правонарушения отсутствует, т.к. Учреждением приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности.

В связи с изложенным, учитывая организационно-правовую форму юридического лица, особенности его финансирования, в действиях Учреждения, выразившихся в нарушении требований пожарной безопасности, отсутствует вина, как необходимый элемент состава вменяемого административного правонарушения.

Кроме того, просит применить положения статьи 2.9. КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от ответственности и ограничиться устным замечанием.

В судебном заседании законный представитель юридического лица - директор МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» Силанова Н.А. поддержала доводы жалобы в полном объеме, а также просит учесть, что п.11 Предписания не выполнен в связи с отсутствием необходимых финансовых средств для устранения данного нарушения требований пожарной безопасности.

Представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Рыбинску и Рыбинскому району Ярославской области по пожарному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Заместитель главного государственного инспектора г.Рыбинска и Рыбинского района Ярославской области по пожарному надзору ФИО4 направил в суд отзыв на жалобу МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа», в котором указал, что административный орган (отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Рыбинску и Рыбинскому району Ярославской области), составивший протокол по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении Каменниковской средней общеобразовательной школы, не согласен с жалобой юридического лица по следующим основаниям: в период с 4 марта 2014 года по 17 марта 2014 года на основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора по Рыбинскому району по пожарному надзору ФИО4 от 26.02.2014 года, ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ «Каменниковская СОШ», адрес месторасположения: <адрес>.

По результатам проведенной внеплановой проверки, согласно пункту 59 Приказа МЧС РФ от 28 июня 2012 года № 375 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» законному представителю юридического лица директору МОУ «Каменниковская СОШ» Силановой Н.А. было вручено предписание от 17.03.2014 года. Срок устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности был установлен на 2.03.2015 года.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» статья 16 пункт 12 «юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений». При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. От юридического лица в отдел надзорной деятельности по Рыбинскому району УНД ГУ МЧС России по Ярославской области возражений по акту проверки не поступало.

По ходатайству лица, в отношении которого вынесено предписание, отдел государственного пожарного надзора вправе был продлить срок исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Юридическое лицо - МОУ «Каменниковская СОШ» не уведомлял орган государственного пожарного надзора о невозможности выполнения предписания в указанный в нем срок, не обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании.

Предписание от 17.03.2014 года не было обжаловано юридическим лицом в установленном порядке, таким образом, являлось законным.

В период с 4.03.2015г. по 16.03.2015 г. на основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора города Рыбинска и Рыбинского района по пожарному надзору ФИО5 от 24 февраля 2015 года, ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица МОУ «Каменниковская СОШ» с целью контроля выполнения предписания от 17.03.2014 года.

В ходе проведения проверки установлено, что данное предписание не исполнено в полном объеме в указанный в предписаний срок, а именно не выполнен п.11 предписания от 17.03.2014 года - не выполнено ограждение на кровле здания, в соответствии с ГОСТ 25772, что предусмотрено п. 8.11 СНиП 21.01.97*.

Согласно п. 8.11 СНиП 21.01.97* в зданиях с уклоном кровли свыше 12 % и высотой до карниза более 7 м следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с ГОСТ 25772. Согласно техническому паспорту на здание школы инвентарный номер 15069 от 30.07.2013 года, таблице 10 исчисления площадей и объемов зданий и сооружений, расположенных на земельном участке, высота основного строения составляет 7,84 м. Согласно техническому паспорту на здание школы инвентарный номер 15069 от 30.07.2013г. в здании школы имеется чердачное помещение, что указывает на величину уклона свыше 12%. Невыполнение ограждения на кровле здания напрямую приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, так как в случае пожара ограждение на кровле необходимо для безопасного тушения пожара и проведения спасательных работ работниками государственной противопожарной службы. В данном случае собственник объекта должен был принять решение о реконструкции, ремонте. Согласно техническому паспорту на здание школы инвентарный номер 15069 от 30.07.2013г. в 2003 году на здании школы был осуществлен ремонт крыши с частичной заменой обрешетки. На момент проведения ремонта крыши СНиП-21-01-97* действовали, в соответствии с чем их действие в настоящее время распространяется как на эксплуатируемое здание, а именно крыши. В силу пункта 1.1 СНиП 21-01-97* устанавливаются общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-технической классификации зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

Таким образом, СНиП 21-01-97* устанавливают требования не только в отношении строящихся объектов, но и в отношении эксплуатируемых объектов. Введение в эксплуатацию здания школы в 1951 и 1962 г.г. не освобождает МОУ «Каменниковская СОШ» от обязанности соблюдать требования пожарной безопасности в период эксплуатации здания и от обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями пожарной безопасности.

Доводы юридического лица на отсутствие денежных средств несостоятелен, поскольку данные обстоятельства не освобождают юридическое лицо от выполнения требований норм пожарной безопасности. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ административный орган не усматривает.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Учитывая характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, несоблюдение правил противопожарного режима, по мнению административного органа, создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Сведений о наличии объективных причин, препятствующих соблюдению юридическим лицом требований пожарной безопасности, не установлено, у юридического лица имелась реальная возможность выполнить вмененные в вину требования норм пожарной безопасности. Просит постановление от 8 апреля 2015 года мирового судьи судебного участка <данные изъяты> судебного района <адрес> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МОУ «Каменниковская СОШ» оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.

Изучив материалы административного дела, выслушав законного представителя юридического лица, прихожу к выводу о том, что жалоба МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» является необоснованной и удовлетворению не подлежащей.

Частью 13 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.

В судебном заседании установлено, что в период с 4 марта 2014 года по 17 марта 2014 года на основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора по Рыбинскому району по пожарному надзору ФИО4 от 26.02.2014 года, ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» проведена внеплановая выездная проверка в отношении МОУ «Каменниковская СОШ», юридический адрес: <адрес>. По результатам проведенной проверки законному представителю юридического лица директору МОУ «Каменниковская СОШ» Силановой Н.А. было вручено предписание от 17.03.2014 года. Срок устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности был установлен до 2.03.2015 года. В период с 4.03.2015г. по 16.03.2015 г. на основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора города Рыбинска и Рыбинского района по пожарному надзору ФИО5 от 24 февраля 2015 года, ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица МОУ «Каменниковская СОШ» с целью контроля выполнения предписания от 17.03.2014 года.

В ходе проведения проверки установлено, что данное предписание не исполнено в полном объеме в указанный в предписаний срок, а именно не выполнен п.11 предписания от 17.03.2014 года - не выполнено ограждение на кровле здания, в соответствии с ГОСТ 25772, что предусмотрено п. 8.11 СНиП 21.01.97*.

Факт неисполнения в полном объеме юридическим лицом предписания государственного пожарного надзора от 17.03.2014г. подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 16.03.2015г., актом проверки от 16.03.2015 г., распоряжением от 24.02.2015г., предписанием заместителя главного государственного инспектора Рыбинского района Ярославской области по пожарному надзору от 17.03.2014г. Собранным по делу доказательствам мировым судьей дана надлежащая оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» не исполнено предписание заместителя главного государственного инспектора Рыбинского района Ярославской области по пожарному надзору, а именно пункт 11.

Согласно материалам дела в установленные законом сроки предписание МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» не обжаловалось, с ходатайством о продлении данного срока в органы государственного пожарного надзора учреждение не обращалось.

В судебном заседании не установлена необоснованность п.11 предписания административного органа по соблюдению требований, предусмотренных ч.1 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст.ст.2, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.4 ч.2, ч.3 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.8.11 «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», в части необходимости выполнения ограждения на кровле здания в соответствии с ГОСТ 25772.

Противопожарные требования, установленные «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», подлежат обязательному исполнению. При этом суд учитывает, что невыполнение ограждения на кровле здания, которое необходимо для безопасного тушения пожара и проведения спасательных работ, приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей в случае пожара.

Суд признает предписание от 17.03.2014г. законным, т.к. оно вынесено уполномоченным должностным лицом - заместителем главного государственного инспектора Рыбинского района Ярославской области по пожарному надзору в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, содержит характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, не обжаловалось и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Доводы о невозможности выполнения п.11 Предписания в связи с отсутствием финансирования, проверялись мировым судьей и обосновано признаны несостоятельными. В материалах дела отсутствуют сведения об обжаловании предписания от 17.03.2014г. в установленном законом порядке, либо о переносе срока выполнения предписания в связи с наличием уважительных причин, свидетельствующих о невозможности исполнения предписания в полном объеме в установленный срок. Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, оно является обязательным для исполнения в установленный срок, за нарушение которого установлена административная ответственность по ст.19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» не были приняты все зависящие от него меры по осуществлению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также не заявлено о наличии причин объективного характера, препятствующих соблюдению данных требований. Наличие в материалах дела письма директора Учреждения в адрес учредителя о выделении денежных средств на выполнение предписания направленного только в октябре 2014 года, т.е. спустя значительный период времени после вынесения предписания, не свидетельствует о принятии всех зависящих от юридического лица мер по соблюдению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ, как об этом ставится вопрос в жалобе, не имеется. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Финансовое положение привлекаемого к ответственности юридического лица не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения.

Административное правонарушение, предусмотренное ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, является правонарушением с формальным составом. Тот факт, что правонарушение не повлекло за собой наступления каких-либо негативных последствий для государства, общества и граждан, не дает суду оснований для признания правонарушения, совершенного юридическим лицом, малозначительным, поскольку квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности совершенного деяния, а также с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административное правонарушение совершено МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» против порядка управления, сопряжено с риском наступления тяжких последствий, т.е. существенно нарушает охраняемые общественные отношения. Невыполнение только одного пункта предписания из 12 также не является основанием для признания правонарушения малозначительным.

Мировой судья при рассмотрении дела правильно установил фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального административного права, позволяющих рассматривать вынесенное мировым судьей постановление как незаконное и необоснованное, в судебном заседании не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.

МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст.19.5 ч.13 КоАП РФ.

Доводы, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность привлечения юридического лица к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в жалобе не приводятся.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа».

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, ст.30.8 КоАП РФ,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» - оставить без изменения, а жалобу МОУ «Каменниковская средняя общеобразовательная школа» - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья:

12-235/2015

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
МОУ Каменниковская СОШ
Другие
Силанова Н.А.
Суд
Рыбинский городской суд Ярославской области
Судья
Терешкова И.И.
Статьи

КоАП: ст. 19.5 ч.13

Дело на сайте суда
rybinskygor--jrs.sudrf.ru
24.04.2015Материалы переданы в производство судье
20.05.2015Судебное заседание
20.05.2015Вступило в законную силу
20.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее