Дело № 2-1247/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Рябовой Ю.В.,
при секретаре Масловой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 29 января 2018 г. гражданское дело по исковому заявлению Криворотовой Ольги Николаевны к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана, ПАО Сбербанк, Администрации г. Кургана о признании незаконным отказа в перечислении социальной выплаты, возложении обязанности,
установил:
Криворотова О.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана, ПАО Сбербанк, Администрации г. Кургана о признании незаконным отказа в перечислении социальной выплаты, возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что истец и члены ее семьи ФИО4, ФИО5 и ФИО6 являются участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, которая включает в себя Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование. 7 июля 2017 г. истцу было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на сумму 772 732 руб. 80 коп. В целях использования данной социальной выплаты она продала принадлежащее ей жилое помещение, а также нашла вариант жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для приобретения на средства социальной выплаты и заключила 21 октября 2017 г. договор купли-продажи. После регистрации договора купли-продажи все необходимые документы она передала в ПАО Сбербанк, где ею открыт счет для зачисления социальной выплаты. Однако ПАО Сбербанк, не направил заявку на перечисление бюджетных средств на оплату расходов на приобретение жилья и не принял решения об отказе. Письмом от 20 ноября 2017 г. Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана отказал ей в предоставлении социальной выплаты для оплаты по договору купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Истец полагала отказ в предоставлении ей средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения незаконным, просила признать незаконным данный отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана в перечислении социальной выплаты для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения по адресу: <адрес>; возложить на ПАО Сбербанк обязанность направить заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения; возложить обязанность на Администрацию г. Кургана перечислить банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты в счет оплаты стоимости данного жилого помещения.
Истец Криворотова О.Н. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме, дополнительно пояснила, что, поскольку выданное ей свидетельство о праве на получение социальной выплаты дает ей право на приобретение жилого помещения на территории Курганской области, то она решила приобрести квартиру, расположенную в <адрес> <адрес>. Она заключила с продавцом предварительный договор и предоставила его на согласование в Администрацию г. Кургана, где данный договор специалистами был изучен и одобрен. В связи с этим она 21 октября 2017 г. заключила договор купли-продажи жилого помещения, однако в предоставлении социальной выплаты для оплаты цены по договору ей было отказано по причине того, что приобретенное жилое помещение не соответствует требованиям пункта 38 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, его площадь, приходящаяся на каждого члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории <адрес> района <адрес>. Полагала, что расчет общей площади приобретаемого жилого помещения должен быть произведен исходя из учетной нормы, установленной по месту постановки ее на учет, то есть на территории г. Кургана.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Марчишина М.А., представляющая также интересы ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать. Дополнительно пояснила, что отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана в предоставлении Криворотовой О.Н. средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения считает правомерным. Порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по свидетельству, истцу были разъяснены, выдана памятка. Правилами предусмотрено, что приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты, а также, общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (жилой дом) не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома. Истцом был выбран вариант жилого помещения, расположенный на территории <адрес> района <адрес>, где учетная норма и норма предоставления жилых помещений в размере общей площади на одного члена семьи составляет не менее 15 кв.м. Общая площадь приобретенного истцом жилого помещения в расчете на каждого члена его семьи меньше установленной в <адрес> учетной нормы общей площади жилого помещения.
Представитель ответчика ПАО Сбербанк в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее, в судебном заседании представитель ответчика по доверенности Авдеева Т.А. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Колмачихина А.С. по доверенности Калганова М.А. исковые требования Криворотовой О.Н. считала обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
В развитие положений подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы определены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (далее- Правила).
В силу пункта 3 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств (пункт 34 Правил).
Владелец свидетельства в течение 1 месяца с даты его выдачи сдает свидетельство в банк.
Свидетельство, представленное в банк по истечении месячного срока со дня его выдачи, банком не принимается. По истечении этого срока владелец свидетельства вправе обратиться в порядке, предусмотренном пунктом 34 настоящих Правил, в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, с заявлением о замене свидетельства.
Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк.
В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в представленных документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство его владельцу, а в остальных случаях заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Судом установлено, что истец Криворотова О.Н. является участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы. Право молодой семьи (истец и ее дети ФИО4, ФИО5, ФИО6) на получение социальной выплаты было удостоверено свидетельством № на получение социальной выплаты в размере 772 732,80 руб. на приобретение (строительство) жилья на территории Курганской области от 7 июля 2017 г.
13 июля 2017 г. между ПАО Сбербанк и Криворотовой О.Н. был заключен договор № о банковском счете для обслуживания целевых программ, в соответствии с которым Банк открыл на имя истца счет для перечисления суммы социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
21 октября 2017 г. между Колмачихиным А.С. и Криворотовой О.Н., действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО6, ФИО5, был заключен договор купли-продажи, по условиям которого Криворотова О.Н. приобрела в долевую собственность свою и своих детей (по ? доле каждому) жилое помещение – <адрес> общей площадью 57,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>.
Стоимость квартиры определена сторонами договора в размере 1 572 732,80 руб., которые подлежали уплате продавцу путем передачи денежных средств в размере 800 000 руб. после подписания договора купли-продажи, а оставшиеся 772 732,80 руб. путем перечисления указанной суммы с лицевого счета ФИО1, открытого в ПАО Сбербанк, на лицевой счет Колмачихина А.С., за счет средств социальной выплаты по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы на основании свидетельства №, выданного Администрацией г. Кургана 7 июля 2017 г.
Указанный договор нотариально удостоверен, на его основании 27 октября 2017 г. произведена государственная регистрация прав собственности на данный объект недвижимости в ? доле за Криворотовой О.Н., ФИО4, ФИО5, ФИО6
27 октября 2010 г. Криворотовой О.Н. в ПАО Сбербанк подано заявление-поручение о списании с открытого на ее имя лицевого счета денежных средств в сумме 772 732,80 руб. и переводе денежных средств в оплату за жилое помещение на лицевой счет Колмачихина А.С. В соответствии с актом от 27 октября 2017 г. Криворотова О.Н. передала банку договор купли-продажи от 21 октября 2017 г. и свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ
1 ноября 2017 г. ПАО Сбербанк отказал истцу в принятии документов с указанием на то, что площадь приобретенного жилого помещения не соответствует требованиям п. 38 Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, поскольку общая площадь квартиры в расчете на каждого члена молодой семьи (4 человека) меньше учетной нормы, установленной в размере 18 кв.м.
2 ноября 2017 г. Криворотова О.Н. обратилась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана, который в ответ на ее обращение указал на отсутствие оснований для перечисления социальной выплаты для оплаты приобретенного Криворотовй О.Н. жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>, <адрес>, поскольку жилое помещение менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной на территории <адрес>.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 г. № 738-О-О, от 19 октября 2010 г. № 1333-О-О, от 14 июля 2011 г. № 988-О-О, от 16 июля 2013 г. № 1195-О, от 29 января 2015 г. № 122-О и др.).
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 г. № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 - 2015 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты «в», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии приобретаемого за счет социальной выплаты жилого помещения установленным требованиям, в том числе к его общей площади (абзац третий пункта 32 Правил в редакции, действовавшей до принятия Правительством Российской Федерации постановления от 25 августа 2015 г. № 889). Аналогичная по существу норма воспроизведена в абзаце третьем пункта 38 Правил в редакции, действующей после принятия Правительством Российской Федерации постановления от 25 августа 2015 г. № 889.
Согласно п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования социальные выплаты используются в том числе для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (подпункт «а»).
Как предусмотрено п. 38 Правил распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынках жилья или для строительства жилого дома, отвечающих требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором приобретается (строится) жилое помещение для постоянного проживания.
Приобретаемое жилое помещение должно находиться или строительство жилого дома должно осуществляться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.
В случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «а» - «д» п. 2 настоящих Правил общая площадь приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения жилого помещения или строительства жилого дома.
Из представленного Криворотовой О.Н. договора купли-продажи от 21 октября 2017 г. следует, что с использованием средств социальной выплаты ею было приобретено жилое помещение, расположенное на территории муниципального образования – <адрес>.
Так, в соответствии с решением Мишкинской поселковой Думы от 23 декабря 2005 г. № 69 «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда» учетная норма и норма предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории <адрес> установлена в размере 15,0 кв.м на каждого члена семьи.
Таким образом, с учетом требований п. 38 Правил общая площадь жилого помещения, приобретаемого истцом на территории <адрес> с использованием средств социальной выплаты, должна была составлять на 4 членов семьи истца не менее 60 кв.м.
Вместе с тем, приобретенное Криворотовой О.Н. жилое помещение № по <адрес> в <адрес> имеет общую площадь 57,2 кв.м., что менее учетной нормы на четырех членов семьи.
При таких обстоятельствах с учётом выше приведенных правовых норм, отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана в перечислении социальной выплаты для оплаты указанного жилого помещения является обоснованным.
В соответствии с п. 39 Правил для оплаты приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения либо договор строительного подряда, выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретаемое жилое помещение (построенный жилой дом) и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения или строящегося жилого дома в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В договоре купли-продажи жилого помещения или договоре строительного подряда указываются реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения или жилого дома, приобретаемого или строящегося на основании этого договора купли-продажи жилого помещения или договора строительного подряда, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (п. 39 Правил).
Банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений, включающую проверку соответствия приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В случае вынесения банком решения об отказе в принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, либо об отказе в оплате расходов на основании этих документов или уплате оставшейся части паевого взноса распорядителю счета вручается в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.
Банк в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами «а» и «б» пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов.
Согласно п. 2.2.4 заключенного 22 июня 2017 г. соглашения № 16000076 между Департаментом образования и науки Курганской области и ПАО Сбербанк в лице директора управления по работе с партнерами и ипотечного кредитования Уральского банка ПАО Сбербанк, банк обязался принимать от получателей социальной выплаты документы, предусмотренные пунктами 39-42, 44 и подпунктами «а» и «б» п. 45 Правил и в течении пяти рабочих дней осуществлять проверку содержащихся в них сведений.
В соответствии с предоставленными полномочиями ПАО Сбербанк произвёл проверку документов и содержащихся в них сведениях и установил, что приобретенное Криворотовой О.Н. жилое помещение не соответствует требованиям п. 38 Правил, в связи с чем в приеме документов правомерно отказал и возвратил их заявителю для устранения недостатков.
Таким образом, поскольку по результатам проверки представленных истцом документов они банком не приняты, оснований для их принятия не имеется, поскольку приобретенное жилое помещение не соответствует требованиям, установленным Правилами, то оснований для возложения на ПАО Сбербанк обязанности направить в Администрацию г. Кургана заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании данных документов не имеется, соответственно у Администрации г. Кургана не возникает обязанности по перечислению банку средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты.
Ссылки истца на то, что приобретение спорного жилого помещения было согласовано с Администрацией г. Кургана, о чем, по мнению истца, свидетельствует постановление от 5 октября 2017 г. № 7562, являются не состоятельными, поскольку данным постановлением Администрацией г. Кургана, в соответствии с требованиями ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 60 Семейного кодекса Российской Федерации, разрешена Криворотовой О.Н. продажа имеющегося у нее жилого помещения, поскольку данная сделка затрагивает права несовершеннолетних граждан.
С учётом изложенного суд приходит к выводу об отказе Криворотовой О.Н. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Криворотовой Ольги Николаевны к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Кургана, ПАО Сбербанк, Администрации г. Кургана о признании незаконным отказа в перечислении социальной выплаты для оплаты цены договора купли-продажи помещения по адресу: <адрес>21, о возложении обязанности направить заявку и перечислить средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты в счет оплаты стоимости данного жилого помещения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В. Рябова
Мотивированное решение суда изготовлено 5 февраля 2018 г.