Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2014 года г.Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края, в составе:
председательствующего судьи Гужова В.В.,
с участием: помощника прокурора <адрес> Картавых А.Н.,
при секретаре судебного заседания Зудневой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Изобильненского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации <адрес> сельсовета <адрес> незаконным,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> СК в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации <адрес> сельсовета <адрес> незаконным.
В обоснование заявления заместитель прокурора указал, что в ходе проверки выполнения требований ст.14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, выявлено, что на территории МО имеется мемориальный комплекс погибшим в годы Гражданской и ВОВ, не имеющий собственника.
Администрацией <адрес> сельсовета не принято мер для государственной регистрации права на недвижимое имущество, что свидетельствует о ее бездействии.
На основании изложенного представитель истца просил: признать бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес> по непринятию мер к постановке на учет муниципальной собственности бесхозяйный мемориальный комплекс погибшим в годы Гражданской и Великой отечественной войны, расположенный на <адрес> <адрес> незаконными.
Обязать администрацию Каменнобродского сельсовета <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу принять меры к постановке на учет бесхозяйную недвижимую вещ- Мемориальный комплекс погибшим в годы Гражданской и Великой отечественной войны, расположенный на <адрес> <адрес> в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Картавых А.Н. заявление поддержал, просил требования удовлетворить.
Представитель администрации <адрес> сельсовета в судебное заседание не явился, суду представлено заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя и сообщение, что администрацией предприняты меры по оформлению в части постановке на учет в качестве бесхозяйного мемориала- комплекса погибшим в годы Гражданский и Великой Отечественной войны, кроме того администрация <адрес> сельсовета против удовлетворения заявления не возражала.
Суд, выслушав представителя заявителя, изучив представленные документы, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, считает, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствие со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п. 3).
Согласно подп. 18 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа.
Согласно подп. 9 п. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проведении прокуратурой <адрес> проверкой требований ст.14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, выявлено, что на территории МО имеется мемориальный комплекс погибшим в годы Гражданской и ВОВ, не имеющий собственника.
Записей о государственной регистрации прав на него в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержится.
Обязанность органа местного самоуправления в силу отсутствия иных лиц, уполномоченных законом на принятие подобных мер, обусловлена также требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 80-ФЗ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", который возлагает ответственность на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления за сохранение памятников Великой Отечественной войны, к которым относится указанные объекты, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
В силу ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
В соответствие со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
Администрацией Каменнобродского сельсовета в нарушение федерального законодательства: ст. 131, 225 ГК РФ, п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9. ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. ст. 6, 9.3, ч. 1 ст. 13, ст. 33, ч. ч. 1 и 3 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" не предпринимались меры по решению вопроса о постановке на учет в органе государственной регистрации прав на бесхозяйное имущество - мемориальный комплекс погибшим в годы Гражданской и ВОВ, в связи с чем, у суда имеются основания для признания бездействие администрации незаконным.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
признать бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес> по непринятию мер к постановке на учет муниципальной собственности бесхозяйный мемориальный комплекс погибшим в годы Гражданской и Великой отечественной войны, расположенный на <адрес> <адрес> незаконными.
Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу принять меры к постановке на учет бесхозяйную недвижимую вещь - Мемориальный комплекс погибшим в годы Гражданской и Великой отечественной войны, расположенный на <адрес> <адрес> в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца, через Изобильненский районный суд.
Судья В.В.Гужов