Дело №2а-2-13/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Кадошкино, Республика Мордовия 25 февраля 2021 года
Инсарский районный суд Республики Мордовия, в составе председательствующего судьи Белоусова А.А., с участием в деле:
административного истца – прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия,
административного ответчика – администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разместить на официальном сайте муниципального образования тексты принятых нормативных правовых актов муниципального образования,
установил:
Прокурор Кадошкинского района Республики Мордовия, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разместить на официальном сайте муниципального образования тексты принятых нормативных правовых актов муниципального образования.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения федерального законодательства, направленного на обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления в деятельности администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, в ходе которой выявлены нарушения в названной сфере.
Проведенной проверкой установлено, что на официальном сайте администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия (http://kadoshkino.e-mordovia.ru/vill/view/348) в нарушение требований закона не размещены принятые в 2020 году нормативные правовые акты муниципального образования.
Бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению информации о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на ознакомление с указанной информацией.
Просит признать незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению принятых в 2020 году нормативных правовых актов муниципального образования. Возложить на администрацию Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия обязанность по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (http://kadoshkino.e-mordovia.ru/vill/view/348) принятых в 2020 году нормативных правовых актов муниципального образования, в течение двух месяцев с момента вступления решении суда в законную силу.
Определением суда от 16 февраля 2021 года административное дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.
При этом, суд исходил из того, что в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, административный истец обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела от административного ответчика не поступило.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Согласно статье 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Суд, исследовав представленные материалы, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на официальном сайте администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в сети «Интернет» с электронным адресом http://kadoshkino.e-mordovia.ru/vill/view/348 в нарушение требований Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не размещены принятые в 2020 году нормативные правовые акты.
Указанные обстоятельства подтверждены актом проверки Интернет-сайта с электронным адресом http://kadoshkino.e-mordovia.ru/vill/view/348 от 29 января 2021 года, а также соответствующей распечаткой с сайта.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» пользователь имеет право получать достоверную информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Информация о деятельности органа местного самоуправления поселения должна размещаться на официальном сайте муниципального образования.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» указано, что обусловленное данным правом пользователя требование достоверности предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Статьей 13 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (подпункт «а» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона).
На момент проверки на официальном сайте администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия в сети «Интернет» с электронным адресом http://kadoshkino.e-mordovia.ru/vill/view/348, в нарушение требований закона нормативные правовые акты муниципального образования, принятые в 2020 году, не были размещены.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что не размещение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства. На момент рассмотрения дела Интернет-сайт является действующим, следовательно, имеющаяся на нем информация доступна всем пользователям.
Прокурором представлены доказательства, свидетельствующие о не размещении на сайте в сети «Интернет» с электронным адресом http://kadoshkino.e-mordovia.ru/vill/view/348 информации о принятых в 2020 году нормативных правовых актах муниципального образования.
Несмотря на закрепленную федеральным законодательством обязанность органов местного самоуправления по размещению вышеуказанной информации в сети «Интернет», органом местного самоуправления должных мер к исполнению возложенной обязанности в данной сфере общественных правоотношений не принято, что свидетельствует о бездействии администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Наличие вышеуказанных нарушений влечет ограничение прав неопределенного круга лиц на обеспечение доступа граждан к информации о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления и нарушает их права на ознакомление с указанной информацией.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что административным ответчиком ненадлежащим образом исполняются требования федерального законодательства, направленного на обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органа местного самоуправления, суд считает административные исковые требования прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разместить на официальном сайте муниципального образования тексты принятых нормативных правовых актов муниципального образования, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
Административное исковое заявление прокурора Кадошкинского района Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности разместить на официальном сайте муниципального образования тексты принятых нормативных правовых актов муниципального образования, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неисполнении обязанности по размещению принятых в 2020 году нормативных правовых актов муниципального образования.
Возложить на администрацию Пушкинского сельского поселения Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия обязанность по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (http://kadoshkino.e-mordovia.ru/vill/view/348) принятых в 2020 году нормативных правовых актов муниципального образования, в течение двух месяцев с момента вступления решении суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Инсарский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.А. Белоусов