Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1864/2019 ~ М-1499/2019 от 21.03.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Лазаревой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шарафутдиновой О. Р. к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании бездействия незаконным,

Установил:

Шарафутдинова О.Р. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара (далее – Департамент) о признании незаконным бездействия. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец имеет в собственности нежилое здание, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, Барбошина поляна, Десятая просека, Вторая линия. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию г.о.Самара с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью <данные изъяты> с кадастровым номером , в собственность по договору купли-продажи. Департамент письмом от ДД.ММ.ГГГГ информировал административного истца о направлении межведомственных запросов в органы, уполномоченные на предоставление сведений о наличии либо отсутствии установленных действующим законодательством критериев ограничения оборотоспособности в отношении испрашиваемого земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил о необходимости предоставления плана границ земельного участка с нанесенной отметкой уровня воды при НПУ Саратовского водохранилища в г.Самаре <данные изъяты> и указанием расстояния береговой линии до земельного участка, заверенной печатью организации имеющей соответствующую лицензию, с датой выполнения схемы и подписью исполнителя. Все требования Департамента своевременно выполнены заявителем. Однако спустя 4,5 месяца ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил о приостановлении рассмотрения заявления в связи с поступлением в адрес Департамента обращения гр.Озерова А.А. об изменении местоположения границ испрашиваемого земельного участка по причине ошибочного включения в них участка автомобильной дороги (проезда) общего пользования, повлекшего, в свою очередь, нарушение прав третьих лиц. Также эти письмом ответчик информировал заявителя о принятии решения о разделе испрашиваемого земельного участка в целях образования из него земельного участка, занятого проездом общего пользования. В этой связи Департаментом было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании земельных участков и утверждении схем расположения образованных земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала », во исполнение этого в настоящее время проводятся мероприятия по внесению в ЕГРН сведений об образуемых земельных участках площадью 352 кв.м и 1735 кв.м. В этом же письме ответчик указал, что после постановки обозначенных земельных участков на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования г.о.Самара на них, истец вправе повторно обратиться в Администрацию г.о.Самара с заявлением о предоставлении земельного участка. Ссылаясь на то, что 30-дневный срок рассмотрения её заявления истек, однако до настоящего времени решение о предоставлении муниципальной услуги или об отказе в ее предоставлении не принято, просила признать незаконным бездействие Администрации г.о.Самара, выразившееся в непринятии в установленные действующим законодательством сроки решения по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка площадью с кадастровым номером ; обязать Администрацию г.о.Самара рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в течении 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу и принять по нему решение; обязать Администрацию г.о.Самара, передать в её собственность земельный участок, общей площадью расположенный по адресу: <адрес>, Барбошина поляна, Девятая просека, Вторая линия.

Впоследствии к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Дульнев Е.В. и Озеров А.А.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кнохинова Т.В. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие Администрации г.о.Самара и Департамента управления имуществом г.о.Самара, выразившееся в непринятии в установленные действующим законодательством сроки решения по заявлению о предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером ; обязать Администрацию г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в течении 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу и принять по нему решение; обязать Администрацию г.о.Самара, передать в её собственность земельный участок, общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес> Доводы административного иска поддержала.

    Представитель административного ответчика Администрации г.о.Самара в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором в удовлетворении требований Шарафутдиновой О.Р. просил отказать.

    Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом г.о.Самара по доверенности Ткаченко И.В. в удовлетворении административного иска просила отказать по мотивам, изложенным в письменных возражениях.

    Заинтересованное лицо Дульнев Е.В. в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений на заявленные Административным истцом требования.

Заинтересованное лицо Озеров А.А. в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, извещен, представил отзыв и дополнения к нему, в которых административный иск не поддержал, производство по делу просил прекратить.

        Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здание, сооружение установлен статьями 39.14 (п.1 пп. 7), 39.20 (п.1) ЗК РФ.

В силу пп.7 п.1 ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п.п.2. п.1 ст.39.1. ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В соответствии с пп.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Шарафутдиновой О.Р. на праве собственности принадлежит нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Шарафутдинова О.Р. обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением на имя Главы г.о.Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Вторая линия, в собственность по договору купли-продажи (л.д.11).

Указанное заявление было переадресовано Департаментом градостроительства г.о.Самара Департаменту управления имуществом г.о.Самара.

Департамент письмом от ДД.ММ.ГГГГ информировал административного истца о направлении межведомственных запросов в органы, уполномоченные на предоставление сведений о наличии либо отсутствии установленных действующим законодательством критериев ограничения оборотоспособности в отношении испрашиваемого земельного участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о.Самара информировал Шарафутдинову О.Р. о направлении запросов в уполномоченные органы в порядке межведомственного взаимодействия в целях получения информации о наличии либо отсутствии установленных действующим законодательством критериев ограничения оборотоспособности испрашиваемого в собственность земельного участка и необходимости проведения работы по обследованию испрашиваемого земельного участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о.Самара сообщил Шарафутдиновой О.Р. о необходимости предоставления плана границ земельного участка с нанесенной отметкой уровня воды при НПУ Саратовского водохранилища в <адрес> <данные изъяты> и указанием расстояния береговой линии до земельного участка, заверенной печатью организации имеющей соответствующую лицензию, с датой выполнения схемы и подписью исполнителя (л.д.12).

Требования Департамента своевременно выполнены заявителем, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о.Самара от 11.01.2017 года №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента управления имуществом г.о.Самара наделен полномочиями по подготовке и заключению договоров купли-продажи земельных участков, дополнительных соглашений к указанным договорам, соглашений о расторжении договоров купли-продажи земельных участков, распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов, а также распорядительных актов об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.

Следовательно, Департамент управления имуществом г.о.Самара был компетентен принять заявление административного истца о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в собственность по договору купли-продажи и принять решение по существу этого заявления.

Положениями ст.39.17 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В соответствии с п.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В ст.39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, один из которых не допускает предоставление земельного участка на заявленном виде прав.

Согласно п.1 ст.262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Согласно п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

В ходе проведения процедуры рассмотрения заявления Шарафутдиновой О.Р. о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Барбошина поляна, Девятая просека, Вторая линия, в собственность по договору купли-продажи, Департаментом управления имуществом г.о.Самара было установлено, что часть испрашиваемого административным истцом земельного участка принадлежит к территории общего пользования, является проездом.

Учитывая изложенное, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о.Самара сообщил административному истцу о приостановлении рассмотрения её заявления в связи с поступлением в адрес Департамента обращения гр.Озерова А.А. об изменении местоположения границ испрашиваемого земельного участка по причине ошибочного включения в них участка автомобильной дороги (проезда) общего пользования, повлекшего, в свою очередь, нарушение прав третьих лиц. Также этим письмом ответчик информировал заявителя о принятии решения о разделе испрашиваемого земельного участка в целях образования из него земельного участка, занятого проездом общего пользования.

В этой связи Департаментом было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании земельных участков и утверждении схем расположения образованных земельных участков на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала », во исполнение этого в настоящее время проводятся мероприятия по внесению в ЕГРН сведений об образуемых земельных участках площадью <данные изъяты>

В этом же письме Департамент указал, что после постановки обозначенных земельных участков на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования г.о.Самара на них, истец вправе повторно обратиться в Администрацию г.о.Самара с заявлением о предоставлении земельного участка (л.д.13).

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о.Самара были внесены изменения, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ было отменено.

Из материалов дела следует, что заявление Шарафутдиновой О.Р. поступило в Департамент управления имуществом г.о.Самара в ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на данное заявление уполномоченным органом дан ДД.ММ.ГГГГ, при этом ДД.ММ.ГГГГ у административного истца была затребована дополнительная информация по испрашиваемому земельному участку.

При этом суд считает необходимым отметить, что в силу положений подп.1 п.5 ст.39.17 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст.39.16 указанного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.

Вместе с тем, поскольку Департаментом управления имуществом г.о.Самара было установлено, что часть испрашиваемого административным истцом земельного участка принадлежит к территории общего пользования и является проездом, в связи с чем границы испрашиваемого административным истцом земельного участка подлежали уточнению для недопущения нарушения прав и законных интересов третьих лиц, принимая во внимание, что Департаментом управления имуществом г.о.Самара принимались и принимаются предусмотренные законом меры для раздела спорного земельного участка, постановки его на кадастровый учет и регистрации права собственности за муниципальным образованием г.о.Самара, суд полагает, что нарушение прав заявителя оспариваемым бездействием административного органа не допущено.

    Согласно п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В п.11 ст.226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Положениями подп.1 п.2 ст.227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При установленных по делу обстоятельствах, принимая во внимание, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом по делу требований у суда не имеется.

Довод заинтересованных лиц о том, что настоящий спор уже являлся предметом рассмотрения в Промышленном районном суде <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, и по нему уже был принят судебный акт, в связи с чем производство по настоящему делу подлежит прекращению, суд считает несостоятельным, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела являются отношения сторон, возникшие в связи с обращением административного истца в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем решение в рамках заявленных по настоящему делу Шарафутдиновой О.Р. требований не могли быть приняты в 2016 году.

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление Шарафутдиновой О. Р. к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о признании бездействия незаконным - оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19.06.2019 года.

Судья            (подпись)                Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2а-1864/2019 ~ М-1499/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шарафутдинова О.Р.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Департамент управления имущества г.о.Самара
Другие
Дульнев Е.В.
Озеров А.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
21.03.2019Регистрация административного искового заявления
21.03.2019Передача материалов судье
22.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2019Судебное заседание
21.05.2019Судебное заседание
11.06.2019Судебное заседание
11.06.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.06.2019Судебное заседание
19.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее