Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1868/2021 ~ М-1279/2021 от 23.04.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РФ

05 августа 2021 года Железнодорожный районный суд г.Самары в составе: председательствующего Вельминой И.Н., с участием прокурора Сергеевой Е.С., при секретаре Зининой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Департамента управления имуществом г.о. Самара к Пастуховой ФИО8. Пастухову ФИО9 об изъятии недвижимого имущества, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что распоряжением первого Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу : <адрес> включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 года» до 2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. №

Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года принято решение изъять для муниципальных земельный участок, находящийся по адресу : <адрес> общей пл. <данные изъяты>., на котором расположен многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, и расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу : <адрес> жилые помещения у правообладателей.

В жилом помещении, расположенном по адресу : <адрес> зарегистрированы : Пастухова Е.П., Пастухов И.Н.

Согласно договору купли –продажи от ДД.ММ.ГГГГ г. выписке из ЕГРН Пастухова Е.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу : <адрес>

Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения общей пл. <данные изъяты>., находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу : <адрес> в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, от 30.06.2020 г. № 375-382, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1 626 894 руб.

В соответствии с вышеуказанным отчетом от ДД.ММ.ГГГГ г. Департаментом управления имуществом г.о. Самара подготовлен проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое имущество для муниципальных нужд.

В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом г.о.Самара поддержала Копылова Ю.В. и просила изъять жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес>, путем выкупа у Пастуховой Е.П., в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок за 1 626 894 рублей. Прекратить право собственности Пастуховой Е.П. на жилое помещение, расположенное по адресу : г.Самара, Железнодорожный район, ул.Авроры д.12 кв. 2 После выплаты денежной компенсации Пастуховой Е.П. признать право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> за муниципальным образованием г.о. Самара. Снять с регистрационного учета Пастухову Е.П. и Пастухова И.Н. по адресу : г<адрес>

Представитель ответчика Мамедов Э.Э. и ответчик Пастухова Е.П. возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку данной суммы недостаточно, чтобы приобрести другое благоустроенное жилье, другого какого либо жилья они не имеют, это жилое помещение является единственным местом жительств на протяжении многих лет. Ответчики выразили свое согласие только на предоставление другого благоустроенного жилого помещения.

Ответчик Пастухов И.Н. извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, в суд не явился.

Представитель третьего лица У МВД России по г.Самаре извещен надлежащим образом, в суд не явился.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего оставить без удовлетворения исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара, суд приходит к следующему.

Установлено, что распоряжением первого Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ г. многоквартирный дом, расположенный по адресу : г.Самара, Железнодорожный район, ул.Авроры д.12, признан аварийным и подлежащим сносу.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу : <адрес> включен в государственную программу Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017 года» до 2025 года, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 г. № 179.

Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ года № принято решение изъять для муниципальных земельный участок, находящийся по адресу : <адрес> общей пл. <данные изъяты> на котором расположен многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, и расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу : <адрес>, жилые помещения у правообладателей.

В жилом помещении, расположенном по адресу : <адрес> зарегистрированы : Пастухова Е.П., Пастухов И.Н., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно договору купли –продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года Пастухова Е.П. является собственником квартиры, расположенной по адресу : <адрес>

Согласно отчету по определению рыночной стоимости жилого помещения общей пл. <данные изъяты>., находящегося в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по адресу : <адрес> в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, от 30.06.2020 г. № 375-382, выполненному ООО «Финэкс», итоговая величина размера возмещения за изъятие жилого помещения составила 1 626 894 руб.

В соответствии с вышеуказанным отчетом от ДД.ММ.ГГГГ г. Департаментом управления имуществом г.о. Самара подготовлен проект Соглашения о возмещении за изымаемое жилое имущество для муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и статей 2, 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения (подпункт "г").

Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (подпункт "и").

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (подпункт "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14).

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Пастуховой Е.П. получено уведомление об издании Постановления Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ . » Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений расположенного на нем многоквартирного дома»

ДД.ММ.ГГГГ Пастуховой Е.П. направлен проект соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд за 1 626 894 руб..

В проекте соглашения ответчику предложен лишь один способ обеспечения жилищных прав: денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, т.е. не предоставлено право выбора способа обеспечения жилищных прав.

Таким образом, Департаментом управления имуществом г.о.Самара нарушена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственника.

Доводы истца о том, что жилое помещение взамен изымаемого не предлагалось, в связи с отсутствием в муниципальной собственности свободных жилых помещений, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не изменяет установленной законом процедуры изъятия жилых помещений.

Поскольку Департаментом не обеспечено право выбора способа обеспечения жилищных прав собственников, в удовлетворении заявленных требований об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, прекращении права собственности ответчиков и признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образование г.о.Самара следует отказать.

В связи с отказом в удовлетворении требований об изъятии жилого помещения, производные требования о снятии ответчиков с регистрационного учета также подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента управления имуществом г.о. Самара к Пастуховой ФИО11, Пастухову ФИО12 об изъятии недвижимого имущества путем выкупа жилого помещения, прекращении права собственности, снятии с регистрационного учета оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено 17.08.2021 г.

Судья Вельмина И.Н.

2-1868/2021 ~ М-1279/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Департамент управления имуществом г.о.Самара
Прокуратура Жд района
Ответчики
Пастухова Е.П.
Пастухов И.Н.
Другие
Управление МВД России по гор. Самаре
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Вельмина И. Н.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
23.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2021Передача материалов судье
29.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2021Подготовка дела (собеседование)
10.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2021Судебное заседание
05.08.2021Судебное заседание
17.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее