Решение
Именем Российской Федерации
21 августа 2015 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего: судьи Осипова О.В.,
при секретаре: Строгановой М.Т.,
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению администрации г.о. Самара о признании решения административного органа незаконным,
Установил:
Администрация г.о. Самара обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснований своих требований указала, что предписанием и.о. начальника отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Самаре от дата на администрацию г.о. Самара возложена обязанность организовать работу по устранению недостатков в содержании проезжей части внутриквартального проезда (выбоины, дефекты покрытия), параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в г. Самаре между домами № и № по <адрес>. По мнению должностного лица, основаниями для вынесения предписания в адрес администрации г.о. Самара являются нарушение п. 6 ст. 3, п.11 ст. 5, п. 1,6 ст. 13, ч. 1 ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные акты РФ», ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п.3,5 ст.16, ч.1ст.37 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрация не согласна с указанным предписанием, поскольку согласно п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Внутридворовый проезд между домами № и № по <адрес> используется для обслуживания, эксплуатации и благоустройства указанного многоквартирного дома и не относится к дорогам местного значения.
В силу ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и источающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Внутридворовый проезд между домами № и № по <адрес> не обладает признаками автомобильной дороги, а именно: отсутствуют элементы обустройства (дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры), дорожные сооружения (элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы) а также земельные участки в границах полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы. Данный проезд не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный постановлением Администрации городского округа Самара от дата №, и в рамках заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов не содержится.
Обязанность по содержанию и ремонту внутриквартальных дорог и разрушенных участков проездов возле домов возлагается на организацию, осуществляющую управление такими домами.
Таким образом, поскольку внутридворовый проезд между домами № и № по <адрес> не обладает признаками дороги общего пользования местного значения, а является внутридворовым проездом и относится к общему имуществу многоквартирного дома, обязанность по его содержанию и ремонту, по мнению заявителя, должна быть возложена на управляющую организацию, осуществляющую управление данным домом.
В связи с чем, заявитель просил суд предписание и.о. начальника отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Самаре от дата об устранении недостатков в содержании проезжей части внутриквартального проезда (выбоины, дефекты покрытия) в <адрес> между домами № и № по <адрес> признать необоснованным и незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя - администрации г.о. Самара по доверенности Зотова Е.А. требования поддержала в полном объёме, дала пояснения аналогичные описательной части решения.
Представитель заинтересованного лица - ОГИБДД УМВД России по г. Самаре по доверенности от дата Якупова Ю.Н. в судебном заседании в удовлетворении заявления просила отказать.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что Госавтоинспекцией по Самарской области в рамках повседневного надзора, порядок осуществления которого установлен Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 08.06.1999г. №, выявлены недостатки в содержании проезжей части внутриквартального проезда (выбоины, дефекты покрытия), параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-1993 «Автомобильные дороги и улицы.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93) в городе Самара по <адрес> в районе домов №, собственником дворового проезда не поддерживаются, а именно, имеются выбоины на проезжей части внутриквартального проезда.
В целях устранения выявленного недостатка, администрации городского округа Самара дата было выдано предписание Госавтоинспекции за подписью заместителя главного государственного инспектора безопасности дорожного движения с предложением организовать мероприятия по устранению недостатков в содержании проезжей части внутриквартального проезда между домами <адрес>. Срок исполнения предписания 10 суток.
Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
Кроме того, отделение дорожного надзора Госавтоинспекции в своей практической деятельности руководствуется Методическим рекомендациями по организации деятельности подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ по дорожному надзору, целью разработки которых является совершенствование порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности и эксплуатации железнодорожных переездов. Данные Методические рекомендации учитывают положения ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ФЗ от 10.12.1995 гола №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 21 Методических рекомендаций предписание об устранении нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения выдается за подписью соответствующего главного государственного инспектора безопасности дорожного движения или его заместителя с указанием сроков выявленных нарушений.
В соответствии с разделом 1 «Область применения» ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Вышеуказанный стандарт действует и распространяется с дата на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транснортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы: Группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авто/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения; Группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сутки; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения; Группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сутки; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии с указанным ГОСТом Р 50597-93: п.3.1.1. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.н. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине 5 см.
В соответствии с пунктом 11.4 «Сеть улиц и дорог» Свода Правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89) (СП 42.13330.2011) улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспорта, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 7, согласно которой внутриквартальный проезд отнесен к категории «улицы и дороги местного значения», основное назначение дороги - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Таким образом, внутриквартальный проезд в городе между домами <адрес> - обустроенная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, предназначенная для движения безрельсовых транспортных средств.
Внутриквартальный проезд имеет проезжую часть, покрытие которой - асфальтобетонное (битумоминеральная смесь), проезжая часть конструктивно отделена от газонов и тротуаров бордюрным камнем и т.д.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Доводы администрации городского округа Самара о том, что рассматриваемый в данном деле внутридомовой и квартальный проезд не внесен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденный постановлением администрации городского округа Самара от 22.09.2014г. № и в рамках заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов не содержится, не могут быть приняты судом во внимание на основании того, что обозначенная территория находится в собственности муниципального образования.
В соответствии с п. 6 ст. 3 и ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. В силу ч. 1 ст. 17 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Статья 5 ФЗ № 257-ФЗ подразделяет автомобильные дороги в зависимости от их значения на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или муниципального значения и автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам не общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.
Согласно п. 11 ст. 5 вышеуказанного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Внутриквартальный проезд в городе Самара между домами <адрес> - дорога, по которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям, организациям и другим объектам, расположенным на внутриквартальной территории, т.е. является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что указанный внутриквартальный проезд по классификации, предусмотренной Законом «Об автомобильных дорогах», относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5).
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Аналогичные положения содержат п.п. 3,5 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как следует из части 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, поскольку участок дороги внутриквартального проезда в городе Самара между домами <адрес> относится к автомобильным дорогам местного значения, то обязанность по организации проведения ремонта вышеуказанного проезда возложена на администрацию городского округа Самара.
Доводы заявителя о том, что внутриквартальный проезд не относится к дороге местного значения и находится в ведении организаций, обслуживающих жилищный фонд, которые в соответствии с требованиями жилищного законодательства и обязаны проводить ремонт дорожного покрытия, несостоятельны по вышеизложенным основаниям.
Кроме того, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в соответствии с п.1 ст. 13 Закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления, которое как собственник, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Кроме того, заявителем суду не было представлено доказательств, что земельный участок между домами <адрес> сформирован и поставлен на государственный учет.
В соответствии с п.5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.
В соответствии с разъяснениями Постановления Конституционного Суда РФ №12-П от 28 мая 2010 года и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ №10/22 от 29 апреля 2010 года если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Обязанность по формированию земельного участка возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определен состав общего имущества и подпунктом «е» определено, что в состав общего имущества входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) определено, что при определении состава общего имущества используются содержащиеся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Таким образом, суд полагает, что до момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учёта придомовая территория находится в собственности городского округа Самара и не может быть передана в управление управляющей организации, которая в свою очередь может нести обязанность по содержанию дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для отмены вышеуказанного предписания у суда не имеется, в с вязи с чем, требования администрации г.о. Самара не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявления администрации г.о. Самара о признании решения административного органа незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате и оглашена 21.08.2015 года.
С текстом мотивированного решения суда стороны вправе ознакомиться 27.08.2015 года.
Мотивированное решение суда изготовлено 27.08.2015 г.
Председательствующий: Осипов О.В.