гр.дело №
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
р.п. Курагино 06 марта 2013 года
Курагинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Рукосуевой Е.В., с участием помощника прокурора Шадриной Е.А., ответчика в лице главы администрации Колесника О.В.,
представителя ответчика Пименовой Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Трубиновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черемшанского сельсовета о возложении обязанности на администрацию Черемшанского сельского совета устранить выявленные нарушения пожарной безопасности: предусмотреть создание защитных противопожарных минерализованный полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов с. Черемшанка, д. Гуляевка, п. Жаровск, п. Казыр,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Курагинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черемшанского сельсовета о возложении обязанности на администрацию Черемшанского сельского совета устранить выявленные нарушения пожарной безопасности: предусмотреть создание защитных противопожарных минерализованный полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов с. Черемшанка, д. Гуляевка, п. Жаровск, п. Казыр.
Заявленные требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения требований пожарной безопасности администрацией Черемшанского сельского совета Курагинского района установлено, что 04 октября 2012 года отделом надзорной деятельности по Курагинскому району проведена проверка исполнения обязательных требований пожарной безопасности администрацией Черемшанского сельсовета на территории населенных пунктов с. Черемшанка, п. Жаровск, п. Казыр. Проверкой выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в следующем: администрацией Черемшанского сельсовета не предусмотрено создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов с. Черемшанка, д. Гуляевка, п. Жаровск, п. Казыр. Таким образом, администрацией Черемшанского сельсовета не в полном объеме выполняются требования пожарной безопасности. Своим бездействием администрация подвергает опасности жителей сельского совета. Просит возложенить обязанность на администрацию Черемшанского сельского совета устранить
выявленные нарушения пожарной безопасности: предусмотреть создание защитных противопожарных минерализованный полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов с. Черемшанка, д. Гуляевка, п. Жаровск, п. Казыр.
В судебном заседании прокурор Шадрина Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме, мотивировав их доводами, изложенными в заявлении.
Ответчик в лице главы администрации Колесника О.В. и представитель ответчика Пименова Т.А. с требованиями прокурора не согласны, суду пояснили, что в администрации Черемшанского сельсовета создан муниципальный пожарный пост, имеются две пожарные машины, пять мотопомп, которые размещены в пяти населенных пунктов. В случае возникновения пожара в населенных пунктах оповещение населения осуществляется путем установленных в каждом населенном пункте колокола-набата, на пожарной автоцистерне имеется громкоговоритель. Населенные пункты муниципального образования находятся в подтаежной зоне. Прилегающие лесные массивы к населенным пунктам относятся к лесам защитной категории. Выполнение каких-либо мероприятий в границах лесного фонда и на участках, находящихся в частной собственности, граничащих с лесным фондом, не является компетенцией администрации Черемшанского сельсовета. Мероприятия по сбору сухой растительности и мусора на границе с лесным фондом выполняются, так администрация ежегодно проводит в рамках месячника по благоустройству населенных пунктов работы по сбору и удалению сухой растительности и мусора. Границы населенного пункта Черемшанского сельсовета непосредственно прилегают к лесному массиву, который находится за чертой населенного пункта и относится к землям лесного фонда. С другой стороны, собственниками земельных участков являются граждане, что также не позволяет администрации распоряжаться участками, находящихся в частной собственности, не является компетенцией органов местного самоуправления. В связи с чем, на участках, находящихся в частной собственности создание защитных противопожарных минерализованный полос невозможно. Таким образом, считает, что администрация Черемшанского сельсовета выполняет требования пожарной безопасности. Кроме того, в случае, если суд возложить обязанность предусмотреть создание защитных противопожарных минерализованный полос, то администрация Черемшанского сельсовета должны будет произвести вырубку леса, расположенного не на терриитории Черемшанского сельсовета..
Свидетель С*** в судебном заседании пояснил, что является жителем Черемшанского сельсовета и отвечает за противопожарные мероприятия на территории Черемшанского сельсовета. Он закончил пожарную школу, три года работал начальником пожарной части. На территории Черемшанского сельсовета два раза в год проводятся субботники (весной и осенью) по уборке сухой растительности. Кроме того, он лично проводит профилактические работы с жителями, а именно проводит беседы по пожарной безопасности. На территории Черемшанского сельсовета невозможно создать защитные противопожарные минерализованные полосы, так как частные дома и земельные участки вплотную прилегают к лесу. Возможно лишь уборка сухой растительности, но они это делают.
Свидетель Д*** суду пояснил, что является инспектором КГКУ «Курагинское лесничество». Все населенные пункты администрации Черемшанского сельсовета расположены в подтаежной зоне, в защитных полосах, примыкание лесного массива находится вплотную к населенным пунктам. На территории Черемшанского сельсовета невозможно создать защитные противопожарные минерализованные полосы, так как частные владения вплотную прилегают к лесному фонду, и для создания указанных полос шириной 1,5 метра не имеется возможности. Лесничий, обслуживающий данную территорию, никогда не высказывал претензий по уборки в летний период сухой
растительности. Следует отметить, что в случае если, жители Черемшанского сельсовета будут убирать сухую растительность в лесу, это будет нарушение, так как данные участки относятся к лесному фонду. К другим противопожарным мероприятиям можно отнести: уборка хвойных пород леса, но это на территории Черемшанского сельсовета невозможно, так как леса на данной территории относятся к лесам защитной категории. Опорные полосы также невозможно установить на данной местности. Администрация Черемшанского сельсовета не обладает полномочиями по созданию минерализованной полосы, поскольку это связано с вырубкой лесных насаждений лесного фонда. Возможно лишь пропаганда населения. Следует отметить, что часть населенного пункта расположена на территории лесного фонда.
Свидетель А*** суду пояснил, что является инспектором МЧС. Была проведена проверка на территории Черемшанского сельсовета по выполнение противопожарных мероприятий. Было установлено, что лес расположен на близком расстоянии к границам застроек. Было вынесено предписание о том, чтобы Черемшанский сельсовет предусмотрел создание защитных противопожарных минерализованный полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов с. Черемшанка, д. Гуляевка, п. Жаровск, п. Казыр. Действительно на территории Черемшанского сельсовета частные владения близко примыкают к лесу, поэтому минерализованные полосы возможно сделать только в лесном фонде. В предписание указано другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, однако какие именно пояснить не может. Данная формулировка указана в законе, поэтому так и указано в предписании. Почему в предписании от 03.04.2012 года указано удаление (сбор) в летний период сухой растительности пояснить не может, однако в мае сухой растительности еще нет.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.9 ч.1 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктах поселения.
Согласно пп. 1.9 п.7 устава Черемшанского сельсовета к вопросам к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", которым определены экономические, общеправовые и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а именно от неконтролируемого горения, причиняющего вреД жизни и здоровью граждан, материальный ущерб, ущерб интересам общества и государству. Статья 19 указанного Закона определяет круг полномочий органа местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов к которым, в том числе, относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, оснащение территории общего пользования первичными средствами тушения пожара и др.
В силу ст. 21 Федерального закона N 69-ФЗ, меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к числу первичных мер относит реализацию полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники и др.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313 утверждены "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации", требования которых обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при пожарах. К их числу относится устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений и т.д.
Согласно ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления может устанавливаться особый противопожарный режим, способствующий локализации пожаров вне границ населенных пунктов, к числу которых относятся: увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и иные меры.
Судом установлено, что согласно постановления №13-п от 16.02.2007 года утверждено положение об общественных инструкторах пожарной безопасности на территории Черемшанского сельсовета.
Согласно постановления Черемшанского сельсовета №17-п от 27.03.2012 года утверждены мероприятия, обеспечивающие меры пожарной безопасности: проведение собрания граждан по вопросам пожарной безопасности; опубликование в газете «Правовая жизнь села» памятки о правилах поведения граждан в лесах во время пожароопасного периода; оформление стендов пожарной безопасности в населенных пунктах; проведение учений с членами добровольной пожарной дружиной.
28.04.2012 года на основании постановления №23-п на территории Черемшанского сельсовета создана добровольное пожарное формирование.
10 мая 2012 года при проведении внепланового выездного мероприятия по контролю (надзору) за соблюдением исполнения предписания №68/1/1-1 от 15.07.2011 года установлено, что администрация муниципального образования Черемшанского сельсовета, в установленный срок до 01 мая 2012 года не выполнила в законного предписания, а именно: в населенных пунктах, примыкающих к лесным массивам: с. Черемшанка, д. Петропавловка, д. Жаровск, д. Казыр и д. Тиберкуль и Тагасук - не выполнены в полном объеме противопожарные разрывы (расстояния) от границ застройки сельских поселений до лесных массивов не менее 15 метров; в вышеуказанных населенных пунктах не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройства защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период
4
сухой растительности и другие). На основании чего было возбуждено административное дело по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Согласно постановления от 04.07.2012 года мировым судьей судебного участка №150 в Курагинском районе Никитиной И.А. производство по делу в отношении Администрации Черемшансокго сельсовета по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено в связи с тем, что администрацией Черемшанского сельсовета были приняты меры для решения вопроса о противопожарном обустройстве лесов вокруг населенных пунктов. Администрация Черемшанского сельсовета, не имея реальной возможности, предприняла все зависящие от нее меры для выполнения предписания.
Из материалов дела усматривается, что в ходе выездной проверки, проведенной 04.10.2012 года выявлено, что администрацией Черемшанского сельсовета не в полном объеме выполняются предписания по противопожарной безопасности.
Между тем судом установлено, что администрацией Черемшанского сельсовета реализованы мероприятия, указанные в Перечне мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, предусмотренные Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Черемшанского сельсовета.
Таким образом, мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в рамках своих полномочий администрацией Черемшанского сельсовета реализуются.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исполнение требования по обеспечению защитных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов с. Черемшанка, д. Гуляевка, п. Жаровск, п. Казыр, не может быть возложено на администрации Черемшанского сельсовета. Администрация Черемшанского сельского совета не обладает полномочиями по созданию минерализованных полос вокруг поселков, поскольку до лесного массива менее 15 метров, создание минерализованных полос связано с вырубкой лесных насаждений лесного фонда, которая может производится только самим собственником лесного фонда, то есть Российской Федерацией.
Кроме того, администрация Черемшанского сельсовета осуществляет удаление (сбор) в летний период сухой растительности. Доводы представителя ответчика об удаление (сбор) в летний период сухой растительности, заявителем не опровергнуты.
Суд не может возложить на ответчика обязанность - выполнение иных мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов с. Черемшанка, д. Гуляевка, п. Жаровск, п. Казыр, поскольку прокурором не уточнены какие именно мероприятия администрация должна выполнить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черемшанского сельсовета о возложении обязанности на администрацию Черемшанского сельского совета устранить выявленные нарушения пожарной безопасности: предусмотреть создание защитных противопожарных минерализованный полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при
природных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов с. Черемшанка, д. Гуляевка, п. Жаровск, п. Казыр - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Красноярский краевой суд в течение десяти дней со дня его принятвдгчёрез Курагинский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Рукосуева |