Дело № 2а-3860/18-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Афанасьева Александра Михайловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании решения от 12.04.2018 № 01/002/2018-5901, 5903 незаконным,
установил:
Афанасьев А.М. обратился в судебном порядке с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Управление) о приостановлении государственной регистрации перехода права, права собственности на дом и земельный участок по адресу: <адрес>, документы на которые были представлены 09.04.2018 (номера в книге учета входящих документов 01/002/2018-5901,5903). Считает приостановление государственной регистрации права незаконным, ссылку Управления на запись об аресте принадлежащего Афанасьеву А.М. имущества на основании определения Петрозаводского городского суда от 06.05.2009 не правомерной, поскольку определением Петрозаводского городского суда от 01.10.2010 обеспечение иска в виде ареста отменено. Кроме того, 07.04.2018 между административным истцом и его супругой добровольно заключен Договор дарения дачного дома № и земельного участка в <адрес>, требование административного ответчика о его нотариальном удостоверении считает не правомерным, нарушающим его право распоряжения своей собственностью. В связи с изложенным Афанасьев А.М. просит признать решение Управления от 12.04.2018 незаконным.
В судебном заседании Афанасьев А.М. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Харисова В.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что запись об аресте принадлежащего Афанасьеву А.М. имущества, в том числе на вышеуказанные объекты недвижимости, ошибочно не погашенная ранее на основании Определения Петрозаводского городского суда от 01.10.2010, поступившего в Управление 05.10.2010, была погашена только 22.05.2018, Таким образом, основание, предусмотренное пунктом 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) было устранено. В остальном полагала оспариваемое решение основанным на законе.
Суд, заслушав пояснения административного истца, представителя Управления, исследовав письменные материалы дела, полагает заявление подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как указано в разъяснениях, содержащихся в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В п. 1 ч.2, ч. 3 ст. 3 Закона о регистрации указано, что уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета координирует и контролирует деятельность территориальных органов регистрации прав; к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится среди прочего проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п. 2);
Согласно пункту 3 части 1 статья 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исходя из системного толкования указанных норм права следует, что регистрирующий орган обязан осуществлять проверку действительности поданных заявителем документов на государственную регистрацию права или сделки и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица.
Из материалов дела усматривается, 09.04.2018 Афанасьев А.М. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлением о государственной регистрации перехода права, права собственности на дом и земельный участок по адресу: <адрес>. По результатам рассмотрения представленных документов 12.04.2018 Управлением принято решение № 01/002/2018-5901, 5903 о приостановлении государственной регистрации перехода права, права собственности на дом и земельный участок на основании п. 37 ч. 1 ст. 26 и п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"
Судом установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту ЕГРН) на основании договора купли-продажи от 30.10.2007 зарегистрировано право собственности Афанасьева А.М. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; 07.12.2007 на основании декларации об объекте недвижимого имущества от 27.11.2007 и договора купли-продажи от 30.10.2007 зарегистрировано право собственности Афанасьева А.М. на жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
По определению Петрозаводского городского суда Республики Карелия (судья ФИО11) от 06.05.2009 в ЕГРН 29.05.2009 была внесена запись об аресте принадлежащего Афанасьеву А.М., дата рождения 25.07.1950, адрес: <адрес>, имущества, в пределах суммы иска в размере 7866129,57 руб., в том числе на вышеуказанные объекты недвижимости.
Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия (судья ФИО10) от 01.10.2010 обеспечение иска в виде ареста, наложенное определением от 06.05.2009 года было отменено. Согласно пояснениям административного ответчика указанное определение поступило в Управление 05.10.2010, однако в ЕГРН запись об аресте принадлежащего Афанасьеву А.М. имущества, в пределах суммы иска в размере 7866129,57 руб., в том числе на вышеуказанные объекты недвижимости была погашена только 22.05.2018.
При таких обстоятельствах, ссылка в оспариваемом уведомлении о приостановлении государственной регистрации права собственности на основание, предусмотренное пунктом 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации (в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации) не основано на законе, так как не было устранено вовремя не по вине административного истца, а на момент подачи Афанасьевым А.М. заявления в Управление арест имущества, в том числе на вышеуказанные объекты недвижимости, определением суда был уже отменен.
Между тем, приостановление государственной регистрации по п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, по мнению суда, правомерно ввиду следующего.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации уведомлением от 12.04.2018 государственная регистрация перехода права, права собственности на дом и земельный участок по адресу: <адрес>, документы на которые были представлены административным истцом 09.04.2018 (номера в книге учета входящих документов 01/002/2018-5901,5903) была приостановлена по решению государственного регистратора, и в связи с тем, что в Управление не были представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, а именно нотариально удостоверенное соглашение о разделе совместного имущества, супругов о том, что отчуждаемый дом и земельный участок считаются личной собственностью Афанасьева А.М.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 35 СК РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов.
Положениями пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
Приведенная норма права направлена на определение правового режима распоряжения имуществом, приобретенным супругами в браке. Требование нотариальной формы согласия позволяет обеспечить подлинность одобряющего лица, а также его действительную волю, направленную на возникновение юридических последствий, предусмотренных сделкой.
Оформление супругом нотариально удостоверенного согласия, является внешним проявлением воли (волеизъявлением), которое доводится до сведения третьих лиц путем совершения конклюдентных действий - передачей согласия другому супругу.
Как установлено судом, ФИО12 и Афанасьев Александр Михайлович состоят в браке с 07.06.1975, что подтверждается заявлениями о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 09.04.2018 №10/001/002/2018-5901, № 10/001/002/2018-5903 и не опровергается административным истцом.
Афанасьев А.М. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от 23.09.2014), и возведенного на нем жилого строения без права регистрации проживании (свидетельство о государственной регистрации права от 07.12.2007). Поскольку право собственности на указанные объекты недвижимости приобретено супругами в период брака, соглашения о его разделе не имеется, брачный договор между ними не заключался, то для совершения действий по государственной регистрация перехода права, права собственности на дом и земельный участок требовалось согласие супруги административного истца.
Суд приходит к выводу, что решение Управления от 12.04.2018 № 01/002/2018-5901, 5903 о приостановлении государственной регистрации перехода права, права собственности на дом и земельный участок по основанию, предусмотренном п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Афанасьева Александра Михайловича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от 12.04.2018 № 01/002/2018-5901, 5903 в части приостановления государственной регистрации права собственности по основанию, предусмотренном пунктом 37 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В остальном решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия от 12.04.2018 № 01/002/2018-5901, 5903 оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Решение суда в окончательной форме принято 13 июня 2018 года.