Дело № 2 -397/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2013 года г. Долинск
Долинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - Савиновой О.П.
при секретаре - Самолетовой Т.А.
с участием: прокурора Сущенко Е.П., представителя администрации муниципального образования городской округ «Долинский» Гайнуллиной Л.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Долинского городского суда гражданское дело по иску Долинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ «Долинский», третьи лица – мэр муниципального образования городской округ «Долинский», Сорокин О.А. о признании распоряжения администрации муниципального образования городской округ «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об исполнении полномочий вице-мэра муниципального образования городской округ «Долинский» незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Долинский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным распоряжения администрации муниципального образования городской округ «Долинский» (далее администрация МО ГО «Долинский») от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об исполнении полномочий вице-мэра муниципального образования городской округ «Долинский». В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда оставлено без изменения решение Долинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым признаны незаконными распоряжения администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О приеме на должность муниципальной службы Сорокина О.А.» и от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О переводе на должность муниципальной службы». ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО ГО «Долинский» издано распоряжение №-к «О переводе на должность муниципальной службы Сорокина О.А.», в соответствии с которым вице-мэр Сорокин О.А. переведен на должность муниципальной службы старшего специалиста 1 разряда отдела экономического анализа администрации МО ГО «Долинский». Распоряжением администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об исполнении полномочий вице-мэра МО ГО «Долинский» на Сорокина О.А. возложено исполнение полномочий вице-мэра МО ГО «Долинский» на период с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что данное распоряжение незаконно, так как принято без учета норм, регулирующих правоотношения по прохождению муниципальной службы: отсутствие у Сорокина О.А. необходимого стажа муниципальной (государственной) службы и стажа работы по специальности, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на равный доступ к муниципальной службе.
Третьи лица - мэр МО ГО «Долинский», Сорокин О.А., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли.
В судебном заседании прокурор Сущенко Е.П. на удовлетворении иска настаивал и просил заявление удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика по доверенности Гайнуллина Л.Н. в судебном заседании против удовлетворения требований, заявленных прокурором, возражала по тем основаниям, что назначение Сорокина О.А. исполняющим полномочия вице-мэра соответствует действующему законодательству, так как каких-либо специальных норм, запрещающих либо ограничивающих возможность возлагать на муниципальных служащих исполнение обязанностей по иной должности муниципальной службы действующим законодательством не предусмотрено. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности предъявляются, по мнению представителя ответчика, только при замещении должностей муниципальной (государственной) службы и не предъявляются к лицам, исполняющим полномочия по этим должностям.
Выслушав лиц, прибывших в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Основные принципы муниципальной службы в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ, к которым в частности, относится профессионализм и компетентность муниципальных служащих (пункт 3 статьи 4 названного Закона).
Частью 1 статьи 9 этого же Федерального закона определено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы (часть 2 этой же статьи).
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона Сахалинской области от 06 июля 2007 года № 78-30 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области», гражданам, претендующим на замещение высших должностей муниципальной службы, устанавливаются типовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности: высшее профессиональное образование, не менее шести лет стажа муниципальной службы или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) либо не менее семи лет стажа работы по специальности.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются правовым актом органа местного самоуправления с учетом задач и функций этих органов и включаются в должностной регламент муниципального служащего (ч. 2 ст. 3 этого же Закона).
Постановлением мэра муниципального образования городской округ «Долинский» от 14 июля 2008 года № 754/1 утверждены Квалификационные требования для замещения должностей в муниципальном образовании городской округ «Долинский», содержащие требования, аналогичные указанным в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона Сахалинской области от 06.07.2007 года № 78-30 «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Сахалинской области».
Как установлено в ходе судебного заседания и следует из материалов дела, распоряжением администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-к Сорокин О.А. принят на должность муниципальной службы главного специалиста 1 разряда отдела экономического анализа и отраслевого развития управления экономики администрации МО ГО «Долинский» – главную должность муниципальной службы. В последующем, распоряжением администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-к Сорокин О.А. переведен на должность муниципальной службы заместителя главы МО ГО «Долинский» – высшую должность муниципальной службы.
Вступившим в законную силу решением Долинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ распоряжения администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О приеме на должность муниципальной службы Сорокина О.А.» и от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О переводе на должность муниципальной службы» признаны незаконными.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из решения Долинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для признания распоряжений администрации МО ГО «Долинский», изданных в отношении Сорокина О.А. о назначении и переводе его на высшую должность муниципальной службы, незаконными явилось отсутствие на момент принятия его на главную должность муниципальной службы и перевода его на высшую должность муниципальной службы как стажа работы по специальности, так и стажа муниципальной (государственной) службы.
Признание вступившим в законную силу решением суда распоряжений администрации МО ГО «Долинский» о назначении Сорокина О.А. на главную должность муниципальной службы и его последующем переводе на высшую должность муниципальной службы незаконными влечет их недействительность с момента их издания.
При таких обстоятельствах, администрация МО ГО «Долинский», достоверно зная о вспушившем в законную силу судебном решении от ДД.ММ.ГГГГ, обязана была уволить Сорокина О.А. с занимаемой высшей должности муниципальной службы, и в случае наличия его желания, принять на работу, на ту должность, квалификационным требованиям которой Сорокин О.А. бы соответствовал.
Однако, в нарушение действующего законодательства, распоряжением администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О переводе на должность муниципальной службы Сорокина О.А.» Сорокин О.А., вице-мэр, переведен на должность муниципальной службы старшего специалиста 1 разряда отдела экономического анализа администрации МО ГО «Долинский», распоряжением администрации МО ГО «Долинский» №-к от ДД.ММ.ГГГГ распоряжения администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О приеме на должность муниципальной службы Сорокина О.А.» и от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О переводе на должность муниципальной службы» отменены, а распоряжением администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об исполнении полномочий вице-мэра МО ГО «Долинский» на Сорокина О.А. возложено исполнение полномочий вице-мэра МО ГО «Долинский» на период с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Реестру должностей муниципальной службы в МО ГО «Долинский», утвержденного решением Собрания МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №, к старшим должностям муниципальной службы относится старший специалист 1 разряда, к высшим должностям муниципальной службы в администрации первый заместитель главы (вице-мэр) муниципального образования городской округ «Долинский».
Таким образом, администрация МО ГО «Долинский», несмотря на вступление решения Долинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, без наличия законных на то оснований осуществила ДД.ММ.ГГГГ перевод Сорокина О.А. на старшую должность муниципальной служба и в этот же день возложила на него исполнение полномочий по высшей должности муниципальной службы, что, по мнению суда, нельзя признать законным.
Довод представителя ответчика о том, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной (государственной) службы или стажу работы по специальности предъявляются только при замещении должностей муниципальной (государственной) службы и не предъявляются к лицам, исполняющим обязанности (полномочия) по этим должностям, суд признает несостоятельным в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.
Ограничений в отношении применения к муниципальным служащим норм статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации не установлено.
Таким образом, по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, правомерен временный перевод работника органа местного самоуправления на другую работу у того же работодателя для замещения временно отсутствующего работника, замещающего должность муниципальной службы, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, до выхода этого работника на работу.
Так как временный перевод на другую работу в соответствии со статьей 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации допускается только с согласия работника, выраженного в заключаемом им соглашении с работодателем, то стороны трудового договора в таких случаях решают вопросы оплаты труда в договорном порядке. При этом оклад устанавливается по временно замещаемой должности, но не ниже должностного оклада по прежней должности.
Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (отсутствующий работник не выполняет трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором, но за ним сохраняется его место работы, а замещающий его работник выполняет и свои обязанности, и работу временно отсутствующего работника), возможно также на основании статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации.
Размер доплаты в этом случае производится с учетом положений статьи 151 Трудового кодекса Российской Федерации и устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Таким образом, решая вопрос об оплате труда работника, замещающего временно отсутствующего работника, следует иметь в виду, что во всех случаях такого замещения, независимо от занимаемой работником должности, он имеет право на соответствующие доплаты или выплату разницы в окладах, если работа выполняется по более высокооплачиваемой должности.
По смыслу законодательства о муниципальной службе и исходя из природы правовых отношений по замещению должности муниципальной службы при совмещении должностей муниципальной службы работник должен соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности, исполнение обязанностей по которой на него возлагается, а иное противоречило бы установленному ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Таким образом, муниципальный служащий может исполнять обязанности по другой должности муниципальной службы, если это соответствует его образованию, уровню профессиональной подготовки, а также стажу работы.
В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что при замещении должности «вице-мэра» последний, согласно должностной инструкции вице-мэра МО ГО «Долинский», утвержденной распоряжением администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-ра, и распоряжению администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-ра «О распределении полномочий между мэром МО ГО «Долинский», первым вице-мэром, вице-мэрами МО ГО «Долинский», осуществляет «управленческие» функции (руководство, организация, координация, контроль). Функции вице-мэра могут быть возложены только на служащего, соответствующего квалификационным требованиям, установленным законодательством.
Стороной ответчика суду не представлено письменного согласия Сорокина О.А. на выполнение полномочий вице-мэра МО ГО «Долинский». Из распоряжения администрации МО ГО «Долинский» следует, что Сорокину О.А. установлен оклад, ежемесячные и иные дополнительные выплаты, соответствующие высшей должности муниципальной службы, а не доплата, как это предусмотрено ст. 151 ТК РФ.
Также судом установлено, что на момент возложения на Сорокина О.А. полномочий по высшей должности муниципального служащего, он не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должности, исполнение обязанностей по которой на него были возложены, так как не имел достаточного стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности.
Довод представителя ответчика Гайнуллиной Л.Н., что должность вице-мэра МО ГО «Долинский» вакантна, суд признает несостоятельным, поскольку не представлены доказательства, обосновывающие заявленный довод.
Кроме того, из пояснений представителя ответчика Гайнуллиной Л.Н. в ходе судебного заседания следует, что конкурс на замещение указанной должности не объявлен, информация о том, что данная должность вакантна в общедоступных средствах информации не размещалась.
Из представленных суду письменных доказательств не следует, что на Сорокина О.А. исполнение полномочий вице-мэра МО ГО «Долинский» возложено на определенной срок.
При таких объективно установленных обстоятельствах, нельзя признать законным распоряжение ответчика о возложении на Сорокина О.А. исполнение полномочий вице-мэра муниципального образования городской округ «Долинский», в связи с чем, суд находит требование Долинского городского прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать распоряжение администрации муниципального образования городской округ «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ №-к «Об исполнении полномочий вице-мэра муниципального образования городской округ «Долинский» - незаконным.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление прокурором в Сахалинский областной суд через Долинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий - О.П. Савинова
Мотивированное решение составлено 19 июля 2013 года.