№ 2-446/2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2013 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
с участием помощника прокурора Анциферовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению директора Общества с ограниченной ответственностью «ПКС - Сервис» Булдакова И.Н. об оспаривании представления прокурора Кемского района,
у с т а н о в и л:
Директор ООО «ПКС - Сервис» обратился в Кемский городской суд с указанными требованиями по тем основаниям, что Представлением об устранении нарушений жилищного законодательства от 06.09.2013 № 1-2656-13 (далее по тексту - Представление) Прокуратурой Кемского района Республики Карелия на ООО «ПКС-Сервис» было возложена обязанность обеспечить реализацию прав потребителей Кемского района оплачивать коммунальные услуги в Кемском районе без взимания с потребителей дополнительной оплаты (сборов). Считает, что оспариваемое Предостережение является незаконным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства РФ и нарушает его права и интересы, что заключается в следующем.
В соответствии п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту - Правила). Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
ООО «ПКС - Сервис», в целях обеспечения надлежащего исполнения потребителями обязательств по оплате коммунальной услуги, заключены договоры между ООО «ПКССервис» и ОАО «Сбербанк России», ФГУП «Почта России» о приеме платежей от населения за отопление в пользу ООО «ПКС-Сервис».
Вышеперечисленные юридические лица производят прием наличных денежных средств у потребителей за коммунальные ресурсы и обеспечивают перечисление денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации. Платежи в пользу ООО «ПКС-Сервис» можно произвести через любую организацию, в том числе банк, осуществляющую переводы денежных средств, по реквизитам, имеющимся на квитанциях.
Оплату можно произвести посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» через сервис Сбербанка России «Сбербанк онлайн» (услуга доступна, на сайте Сбербанка России). Указанная услуга предоставляется банком бесплатно.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства, а именно, ст. 140 ГК РФ, потребителям обеспечена возможность произвести платежи за коммунальные услуги, как путем наличных, так и безналичных расчетов.
Как следует из текста Представления Прокуратуры Кемского района, требования Прокуратуры заключаются в обеспечении реализации «…прав потребителей Кемского района оплачивать коммунальные услуги ОАО «ПКС Сервис» в Кемском районе без взимания с потребителей дополнительной оплаты (сборов)».
ООО «ПКС - Сервис» не взимает с потребителей какой - либо дополнительной платы (сборы, комиссии) за внесение платы за коммунальную услугу - отопление.
Принимая во внимание вышеизложенное, содержащееся в Представлении требование предполагает обеспечение его исполнение способом, который не предусмотрен п. 65 Правил, а так же иными нормативно-правовыми актами, обязательными для исполнения ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, требование, указанное в п. 2 Представления вынесено в отношении деятельности иного юридического лица - ОАО «ПКС - Сервис».
Полагает, что на него незаконно возложена не предусмотренная законом обязанность, а Представление об устранении нарушений жилищного законодательства является незаконным.
Просит: приостановить действие Представления об устранении нарушений жилищного законодательства, вынесенного Прокуратурой Кемского района Республики Карелия от 06.09.2013г. № 1-2656-13 до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения настоящего заявления; признать незаконным Представление об устранении нарушений жилищного законодательства от 06.09.2013 № 1-2656-13, вынесенное Прокуратурой Кемского района Республики Карелия
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Ильин С.В. в полном объеме поддержал заявленные требования и пояснил, что представление прокурора нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности, право на свободное ведение бизнеса и не соответствует закону. Организацией заключены договоры со Сбербанком России и Почтой России на прием платежей, существует касса в г. Петрозаводск, в которой можно оплатить оказанные услуги. Никаких дополнительных платежей предприятие не собирает.
Помощник прокурора Анциферова О.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, полагала обжалуемое представление законным и пояснила, что прокуратурой была проведена проверка по заявлениям граждан, которые пояснили, что несут непосильные дополнительные расходы по оплате услуг за отопление. ООО «ПКС-Сервис» не обеспечило потребителям возможность внесения платы без взимания дополнительных процентов. Оплачивать услуги через кассу в Петрозаводске и по Интернету у пенсионеров нет возможности. Обжалуемое представление имеет номер: 1-265в -13.
Заслушав объяснения представителя заявителя, помощника прокурора Анциферову О.В., свидетелей Б. и А., изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что 06 сентября 2013 года в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «ПКС - Сервис» Булдакова И.Н. прокуратурой Кемского района вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в соответствии с которым от директора ресурсоснабжающей организации потребовано обеспечить реализацию прав потребителей Кемского района оплачивать коммунальные услуги ОАО «ПКС - Сервис» в Кемском районе без взимания с потребителей дополнительной оплаты (сборов). По мнению прокуратуры Кемского района, ресурсоснабжающая организация ООО «ПКС - Сервис» не обеспечив возможность оплаты коммунальных услуг наличными денежными средствами, нарушает своим бездействием права потребителей.
В силу ч.1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл.25 Гражданского процессуального кодекса РФ, относятся должностные лица органов прокуратуры.
В соответствии с пп.1, 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 22202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно положениям ст., ст. 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Исходя из смысла приведенных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры иные государственные органы не подменяют (п.2 ст.21 названного Закона), само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 данного Закона органы и должностные лица устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что принятое в пределах своих полномочий представление прокурора само по себе не может рассматриваться как нарушающее права и свободы заявителя, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, на основании пунктов 1,2,7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем; на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктами 63, 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее: Правила), потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
Пунктом 64 Правил предусмотрено, что потребители вправе вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
В соответствии с пунктом 65 Правил, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору, в том числе, оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.
Судом установлено, что услуги по теплоснабжению гражданам города Кемь оказывает Общество с ограниченной ответственностью «ПКС - Сервис», которое выставляет платежные документы. Сбор платежей за оказанные услуги по отоплению осуществляется через отделения почтовой связи, отделения Сберегательного банка РФ, где взимается комиссионный сбор за прием платежей в размере 2,5% от суммы платежа, а также через терминал, установленный в здании филиала ООО «ПКС-Сервис», расположенном по адресу: <адрес>, где взимается комиссионный сбор в размере 1% от суммы платежа. ООО «ПКС-Сервис» также организован прием платежей через Интернет-сеть без взимания комиссионного сбора и непосредственно по наличному расчету через кассу, расположенную в городе Петрозаводск.
Судом установлено, что определенная категория населения города Кемь, представляющая собой пенсионеров, лиц пожилого возраста, лиц с ослабленным зрением и лиц, которые не имеют подключенной Интернет-сети не имеет возможности оплатить услуги по отоплению без взимания с них дополнительных сборов виде комиссионных услуг за прием платежей, поскольку не имеют возможности в силу своих физических недостатков, а также имущественного и материального положения оплатить услуги через сеть Интернет или в кассу, расположенную в г. Петрозаводск. Изложенное подтверждается показаниями свидетелей: Б., которая пояснила, что нет кассы по оплате за отопление, а в Сберкассе и на почте нужно платить проценты. Она слепая и глухая, является инвалидом 2-й группы, поэтому не может пользоваться терминалом. Очки ей носить запрещено врачами. Интернета у нее нет, компьютером пользоваться она не умеет; А., которая пояснила, что при оплате услуг за отопление на почте берут 2,5%. За 10 месяцев она заплатила процентов более 500 рублей, что является для нее значительной суммой. Все пенсионеры недовольны, так как нет кассы, чтобы внести плату. Пожилые люди не могут платить через Интернет, так как у них его нет. Она плохо видит, путает цифры даже в очках.
При наличии установленного приведенными выше нормами законодательства права граждан на оплату услуг путем наличного расчета, расчета без взимания дополнительных сборов при внесении платежей, суд полагает, что действия ресурсоснабжающей организации - ООО «ПКС-Сервис» по сбору платежей не соответствуют действующему законодательству, а потому представление прокурора является законным и обоснованным, а заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований директора Общества с ограниченной ответственностью «ПКС - Сервис» Булдакова И.Н. о признании незаконным Представления прокурора Кемского района об устранении нарушений жилищного законодательства № 1-265в -13 от 06.09.2013 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: Гордевич В.С.
Решение в окончательной форме вынесено 20 ноября 2013 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 марта 2014 года решение Кемского городского суда РК от 15 ноября 2013 года по настоящему делу отменено.
Принято по делу новое решение об удовлетворении заявления. Признано незаконным представление об устранении нарушений жилищного законодательства прокуратуры Кемского района от 06.09.2013, направленное директору ООО «ПКС - Сервис» Булдакову И.Н..