Дело №12-25/2021
РЕШЕНИЕ
7 апреля 2021 года Ярославская область г.Данилов
Судья Даниловского районного суда Ярославской области Т.Ю.Грачева,
при секретаре Королевой Е.В.,
рассмотрев жалобу директора акционерного общества «Даниловское автотранспортное предприятие» Киселева Николая Александровича на постановление Заместителя руководителя Ярославского УФАС России Гудкевич Е.В. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №076/04/14.31-1093/2020 от 21.01.2021 г.,
установил:
Постановлением Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Гудкевич Е.В о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №076/04/14,31-1093/2020 от 21.01.2021 г. директор акционерного общества «Даниловское автотранспортное предприятие» Киселев Николай Александрович подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 15 000 руб. по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ.
В постановлении указано, что решением Комиссии Ярославского УФАС России по делу №076/01/10-322/2020 от 8 сентября 2020 года (изготовлено в полном объеме 22 сентября 2020 года) АО «Даниловское АТП» признано нарушившим пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в действиях АО «Даниловское АТП» по созданию экономически, технологически и иным образом, необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу), что образует нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
АО «Даниловское АТП» оказывает на территории г. Данилова и поселка Пречистое услуги автотранспортной кассы, осуществляя продажу билетов на проезд и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания. В связи с этим между АО «Даниловское АТП» и перевозчиками на 28 февраля 2020 года были заключены следующие договоры: 1.В г. Данилов: с ООО «Междуречье» договор от 01.01.2020 №4 (межрегиональный маршрут); с АО «Ярославское АТП» договор от 27.12.2019 №1 (межмуниципальный маршрут); с МУП «Автоколонна №1456» договор от 31.12.2019 №387 (пригородные и/или междугородные маршруты); 2. В поселке Пречистое: с ООО «Междуречье» договор от 01.01.2020 №4 (межрегиональный маршрут); с АО «Ярославское АТП» договор от 27.12.2019 №1 (межмуниципальный маршрут); с Пошехонским филиалом АО «Ярославское АТП» договор от 01.01.2020 №2 (межмуниципальный маршрут).
На основании пункта 3 договора на оказание услуг по продаже билетов пассажирами и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания №1 от 27.01.2019, заключенного между АО «Даниловское АТП» и АО «Ярославское АТП», вознаграждение за услуги составляет 19% от суммы денежной выручки, недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа.
На основании пункта 3 договора на оказание услуг по продаже билетов пассажирами и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания №387 от 31.12.2019, заключенного между АО «Даниловское АТП» и МУП «Автоколонна №1456», вознаграждение за услугу реализацию билетов, вокзальное и диспетчерское обслуживание составляет 19% от суммы реализации.
На основании пункта 3 договора на оказание услуг в сфере организации пассажирских автобусных перевозок №4 от 01.01.2020, заключенного между АО «Даниловское АТП» и ООО «Междуречье Авто», вознаграждение за услуги составляет 19% от суммы денежной выручки, недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие), в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» в целях установления доминирующего положения АО «Даниловское АТП» Ярославским УФАС России проведен анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг автовокзалов, по результатам которого составлен аналитический отчет от 11 марта 2020 года.
Продуктовыми границами изучаемого рынка являются услуги автовокзала (автостанции) - объекта транспортной инфраструктуры, включающего в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа. Географическими границами рынка являются административные границы субъекта Российской Федерации - г. Данилов и пос. Пречистое. На территории Ярославской области осуществляют аналогичную деятельность и иные хозяйствующие субъекты. Однако услуги данных субъектов не могут быть признаны взаимозаменяемыми, т.к. вокзалы, автостанции и кассовые пункты находятся в разных муниципальных образованиях Ярославской области.
Согласно реестру остановочных пунктов на территории Ярославской области расположено два остановочных пункта, принадлежащих АО «Даниловское АТП»: 1) автотранспортная касса г. Данилов Ярославской области; 2) автотранспортная касса пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области. Другие хозяйствующие субъекты в границах г. Данилов Ярославской области и пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области, оказывающие услуги автовокзала (автостанции) отсутствуют.
Таким образом, АО «Даниловское АТП» занимает доминирующее положение с долей в 100% на товарном рынке в территориальных границах г. Данилов Ярославской области и пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области. Следовательно, на АО «Даниловское АТП» распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По смыслу статьи 6, статьи 7 Закона о защите конкуренции, цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, не должна превышать сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли.
Применение методики ценообразования в процентном соотношении от стоимости перевозки не основано на экономических, технологических и иных особенностях предоставления услуг автовокзала различным перевозчикам. При этом комплекс услуг, оказываемый автовокзалами различным перевозчикам, не связан с дальностью следования пассажиров по маршруту.
Применяемая АО «Даниловское АТП» система ценообразования на услуги автотранспортной кассы приводит к дискриминационному перераспределению финансовой нагрузки по содержанию автовокзала на перевозчиков, осуществляющих перевозку пассажиров и багажа на дальние расстояния (межмуниципальные и межрегиональные перевозки).
Оказывая перевозчикам единый комплекс услуг, определенный договором по организации автомобильных перевозок пассажиров и багажа на маршрутах разной протяженности, АО «Даниловское АТП» устанавливает для перевозчиков различные цены (тарифы).
Такие действия АО «Даниловское АТП» приводят к дискриминации перевозчиков, ставя их в неравное положение друг с другом на рассматриваемом рынке услуг, так как в денежном выражении для перевозчиков установлен разный размер вознаграждения.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пункта 6 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 6 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
В связи с выявлением в действиях (бездействии) АО «Даниловское АТП» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу), Ярославское УФАС России выдало предупреждение (исх. №2696/03-04 от 13.03.2020) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем установления одинаковой стоимости на количественно, качественно и технологически одинаковые услуги на остановочных пунктах, включая автотранспортные кассы, по организации перевозки пассажиров и багажа в абсолютном выражении до 06.04.2020.
Во исполнение Предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области письмом от 02.04.2020 №108 АО «Даниловское АТП» с 01.04.2020 установило сумму вознаграждения в размере 0,19 рубля с 1 рубля суммы денежной выручки, недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа, направив дополнительные соглашения в адрес МУП «Автоколонна №1456», ООО «Междуречье Авто» и АО «Ярославское АТП».
Сумма вознаграждения в размере 0,19 рубля с 1 рубля фактически означает, что большая денежная выручка, исчисляемая в рублях, обязывает в большем размере оплачивать одинаковый для перевозчиков комплекс услуг.
Исходя из вышесказанного, Ярославское УФАС России посчитало АО «Даниловское АТП» не исполнившим Предупреждение и не устранившим признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Установленная АО «Даниловское АТП» стоимость за оказание услуг по продаже билетов пассажирам и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания в размере 19% и 0,19 рубля с 1 рубля от суммы реализации (от суммы денежной выручки), недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа, является зависимой от полученных денежных средств по каждому перевозчику, что ставит их в неравное положение относительно друг друга, так как количественно, качественно и технологически одинаковые услуги имеют различную для них стоимость, что является нарушением пункта 6 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Приказом от 16.04.2020 №99 Ярославским УФАС России возбуждено дело в отношении АО «Даниловское АТП» № 076/01/10-322/2020 по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в действиях АО «Даниловское АТП» по созданию экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу).
Позиция АО «Даниловское АТП» относительно вменяемого нарушения состоит в том, что оплата за оказываемые услуги была установлена в соответствии с порядком ценообразования, применяемым ГБУ ЯО «Яроблтранском».
Ярославское УФАС России такую позицию в рамках дела признало ошибочной, так как ответственность за нарушение антимонопольного законодательства лежит на хозяйствующем субъекте, допустившем нарушение. Действия одного хозяйствующего субъекта по аналогии с другим хозяйствующим субъектом не являются исключающим обстоятельством для квалификации действий хозяйствующего субъекта как нарушения.
Письмом вх. №9802 от 07.09.2020 «Даниловское АТП» проинформировало Ярославское УФАС России об издании приказа «Об установлении стоимости услуг, предоставляемых перевозчикам» от 26.08.2020 №26. Указанный Приказ содержит стоимость оказания услуг, предоставляемых перевозчикам, а именно услуга по кассово - диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на муниципальных и межмуниципальных маршрутах пригородного сообщения составляет 15 рублей с одного билета, услуга по кассово - диспетчерскому обслуживанию регулярных перевозок на межмуниципальных маршрутах междугороднего сообщения составляет 36 рублей с одного билета. Стоимость исчислена на основании затрат АО «Даниловское АТП» по виду деятельности «Автотранспортные кассы» за период с января 2016 по июнь 2020.
Таким образом, вышеуказанным приказом АО «Даниловское АТП» установило одинаковые цены на услуги, предоставляемые перевозчикам, в абсолютном выражении, не зависящем от полученных денежных средств от реализации билетов, то есть директором АО «Даниловское АТП» Киселевым Н.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.31 КоАП РФ.
Директор АО «Даниловское АТП» Киселев Н.А. обратился с жалобой на указанное постановление. В обоснование жалобы указал, что постановление подлежит отмене в связи с тем, что допущенные правонарушения являются малозначительными и возможно применение урегулирования спорных правоотношений ст. 2.9 КоАП РФ
Просит постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №076/04/14,31-1093/2020 от 21.01.2021 г. отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности.
В судебном заседании Киселев Н.А. и его защитник Сереброва И.Н. доводы, изложенные в жалобе, поддержали по основаниям, в ней изложенным.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по доверенности Суровцева А.А. в судебном заседании не признали доводы жалобы, указали, что в рассматриваемом случае действия Киселева Н.А. по допущению злоупотребления АО «Даниловское АТП» доминирующим положением, выразившемся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу), нельзя признать малозначительным, поскольку данное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не только в наступлении материальных последствий правонарушения, но также и в пренебрежительном отношении Киселева Н.А. к исполнению своих должностных обязанностей, к формальным требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации. На основании изложенного, Ярославское УФАС России полагает, что основания для квалификации рассматриваемого административного правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
Выслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по доверенности Суровцеву А.А., директора АО «Даниловское АТП» Киселева Н.А. и его защитника Сереброву И.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Из материалов дела следует и установлено, что директор АО «Даниловское АТП» нарушил антимонопольное законодательство по созданию экономически, технологически и иным образом, необоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услугу), что образует нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Установлено, что АО «Даниловское АТП» занимает доминирующее положение с долей в 100% на товарном рынке в территориальных границах г. Данилов Ярославской области и пос. Пречистое Первомайского района Ярославской области.
Следовательно, на АО «Даниловское АТП» распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Установленная АО «Даниловское АТП» стоимость за оказание услуг по продаже билетов пассажирам и оказание услуг вокзального и диспетчерского обслуживания в размере 19% и 0,19 рубля с 1 рубля от суммы реализации (от суммы денежной выручки), недополученных доходов, стоимости проезда по воинским требованиям, по именным направлениям, от продажи билетов за провоз багажа, является зависимой от полученных денежных средств по каждому перевозчику, что ставит их в неравное положение относительно друг друга, так как количественно, качественно и технологически одинаковые услуги имеют различную для них стоимость, что является нарушением пункта 6 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Предупреждение антимонопольного органа не исполнено.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод о наличии в деянии должностного лица директора АО «Даниловское АТП» Киселева Н.А. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы Киселева Н.А. относительно применения положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности не состоятельны, не применимы по данному делу.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется.
При таких обстоятельствах, суд считает, что назначенное Киселеву Н.А. в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ наказание отвечает требованиям закона и является справедливым. Каких-либо законных оснований для снижения назначенного Киселеву Н.А. наказания в соответствии с положениями ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену вынесенных по делу постановлений, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.30.1-30.7 КоАП РФ суд,
решил:
Постановление Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Гудкевич Е.В о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №076/04/14,31-1093/2020 от 21.01.2021 г. в отношении директора акционерного общества «Даниловское автотранспортное предприятие» Киселева Николая Александровича по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ в размере 15000 руб., оставить без изменения, а жалобу Киселева Николая Александровича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней.
Судья Т.Ю.Грачева