Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1232/2020 ~ М-967/2020 от 23.04.2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01 июня 2020 года                      г. Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Лёшина Т.Е.

при секретаре Козыревой Л.В.,

рассмотрев административное дело № *** по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Зылевой А.Е. о взыскании задолженности по налогам,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зылевой А.Е. и просит восстановить срок для подачи административного искового заявления, взыскать с Зылевой А.Е. задолженность (недоимку) по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) пени в размере 117 242,30руб., ссылаясь на то, что в соответствии со ст.228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: 1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества; 2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, 3) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов; 4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов; 5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, - исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей; 6) физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; 7) физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению; 8) физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 52 статьи 217 настоящего Кодекса.

    Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет в порядке ст.225 НК РФ. Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.     

Налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по мету жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Согласно ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Налогоплательщику были направлены налоговые требования № *** от 03.12.2013г., № *** от 05.12.2013г. о необходимости уплаты указанных сумм, однако, в установленные сроки ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных налогов, За налогоплательщиком числится задолженность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в указанной сумме.

    В связи с неисполнением Зылевой А.Е. в установленный срок требования об уплате налога Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №80 судебного района г. Сызрани Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

    30.09.2019г. и.о. мирового судьи судебного участка № 80 судебного района г.Сызрани Самарской области, мировым судьей судебного участка № 79 судебного района г.Сызрани Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Зылевой А.Е. задолженности по налогам.

    Определением мирового судьи судебного участка № 80 судебного района г.Сызрани Самарской области судебный приказ № *** отменен в связи с поступившими от должника возражениями.

    Административный истец – Межрайонная ИФНС России № *** по Самарской области в лице представителя по доверенности исковые требования поддержал, просил восстановить срок для обращения с административным исковым заявлением, который пропущен в связи с большой загруженностью.

    Представитель административного ответчика Зылевой А.Е. по доверенности в судебном заседании против заявленных требований, в том числе восстановления срока для обращения с административным исковым заявлением возражал.

    Суд, исследовав материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

    В соответствии со ст.228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: 1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества; 2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, 3) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов; 4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов; 5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, - исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей; 6) физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; 7) физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению; 8) физические лица, получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 52 статьи 217 настоящего Кодекса.

    Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет в порядке ст.225 НК РФ. Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.

    Налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

    Судом установлено, что Зылева А.Е. является плательщиком налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

    Ввиду неуплаты налога в установленный срок налогоплательщику налоговым органом направлено в адрес Зылевой А.Е. требование № *** об уплате налога (пени) по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 107857,91 руб. по состоянию на 03.12.2013г. со сроком уплаты 23.12.2013г. и требование об уплате налога № *** по состоянию на 05.12.2013г. со сроком уплаты 25.12.2013г.     налога (пени) по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 9384,39 руб.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Установленным сроком исполнения требования N 2726 от 05.12.2013 являлось 25.12.2013. Следовательно, предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности являлось 25.06.2014.

Установленным сроком исполнения требования N 2709 от 03.12.2013 являлось 23.12.2013. Следовательно, предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности являлось 23.06.2014.

Вместе с тем с заявлением о вынесении судебного приказа по указанным выше требованиям налоговый орган обратился 26.09.2019г., то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока.

30.09.2019г. и.о. мирового судьи судебного участка № 80 судебного района г.Сызрани Самарской области, мировым судьей судебного участка № 79 судебного района г.Сызрани Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Зылевой А.Е. задолженности по налогам и пени в общей сумме 117 242,30руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 80 судебного района г.Сызрани Самарской области от 10.10.2019 судебный приказ № *** от 30.09.2019г. отменен в связи с поступившими от должника возражениями.

    В Сызранский городской суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 23.04.2020г. с пропуском установленного законом шестимесячного срока.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Установив, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

    При таких обстоятельствах суд считает необходимым требования Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области о восстановлении срока для подачи административного иска и взыскании с Зылевой А.Е. задолженности по налогу (пени) на доходы физических лиц (НДФЛ) следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области к Зылевой А.Е. - оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен судом. Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного решения до дня вступления его в законную силу.

    Мотивированное решение изготовлено 01.06.2020

Судья:              Лёшина Т.Е.

2а-1232/2020 ~ М-967/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области
Ответчики
Зылева А.Е.
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Лёшина Т.Е.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
23.04.2020Регистрация административного искового заявления
23.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2020Предварительное судебное заседание
01.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2020Дело оформлено
20.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее