Дело № 2-272/2018
РЕ Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
06 ноября 2018 года р.п. Новоспасское
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Завгородней Т.Н.,
при секретаре Косенко П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирнова В. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в общий страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истица Смирнова В. В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) о включении периода работы в общий страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости. В обоснование своих требований указала следующее. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) вынесено решение №, согласно которому в общий страховой стаж Смирнова В. В. не включены периоды работы, протекавшие на Украине с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Константиновском городском народном суде в должности машинистки и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Константиновском городском народном суде в должности секретаря-машинистки, а также отказано в назначении страховой пенсии по старости. С данным решением истец не согласна, считает, что ответ на запрос, направленный Пенсионным фондом о подтверждении трудовой деятельности в спорные периоды, не получен по той причине, что <адрес> находится в <адрес> Украины, где в настоящее время ведутся военные действия, соответственно, данные обстоятельства происходят по независящим от истицы причинам. Просит суд, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) включить в общий страховой стаж для назначения пенсии периоды трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Константиновском городском народном суде в должности машинистки и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Константиновском городском народном суде в должности секретаря-машинистки, а также назначить страховую пенсию по старости.
Истец Смирнова В. В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила исковое заявление удовлетворить, в целом привела доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) в судебном заседании не участвовала, в письменном заявлении просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя фонда. В письменном отзыве на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Выслушав пояснения истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
В судебном заседании было установлено, что Смирнова В. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к ответчику о назначении ей страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) № Смирнова В. В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием минимально требуемой суммы ИПК не менее 13,8 баллов.
В соответствии со сведениями трудовой книжки Смирнова В. В. и периодом ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ г.р. страховой стаж истицы составил 9 лет 4 месяца 28 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 11,140 баллов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик не зачел в ее страховой стаж. С данным решением суд не может согласиться по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Как следует из записей трудовой книжки Смирнова В. В., ДД.ММ.ГГГГ истица была принята на работу в Константиновский городской народный суд на должность машинистки (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по окончанию временной работы (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ Смирнова В. В. принята временно в Константиновский городской народный суд на должность секретаря-машинистки (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 вышеуказанного закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Вместе с тем, отсутствие ответа компетентного органа государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения на запрос ответчика не может быть поставлено в вину работнику, и при наличии у последнего надлежащим образом оформленной трудовой книжки, иных собранных по делу доказательств, служить основанием для отказа в иске.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В трудовой книжке Смирновой В.В. имеются соответствующие записи, согласно которым, 23.09.1992 г. истица была принята на работу в Константиновский городской народный суд на должность машинистки, 11.01.1993 г. уволена по окончанию временной работы; 09.03.1993 г. Смирнова В.В. принята временно в Константиновский городской народный суд на должность секретаря-машинистки, 07.10.1993 г. уволена по собственному желанию.
Указанные записи в трудовой книжке Смирновой В.В. последовательны, записаны под следующими друг за другом номерами, также последовательно отражают календарные периоды работы, имеются ссылки на приказы о приеме и увольнении.
Ответчиком не представлено доказательств того что, трудовая книжка истца заведена с нарушением Правил ведения трудовых книжек.
Таким образом, требования истца о зачете периода ее работы с 23.09.1992 г. по 11.01.1993 г., а также периода работы с 09.03.1993 г. по 07.10.1993 г. обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку указанный период подтвержден записями в трудовой книжке, которая в силу норм действующего в настоящее время и действовавшего ранее законодательства является основным документом о трудовой деятельности работника.
Вместе с тем, Смирнова В. В., кроме включения вышеуказанных периодов в страховой стаж, также заявлено требование о назначении страховой пенсии по старости. Суд не находит оснований для удовлетворения данного требования по следующим основаниям.
Согласно ст. 8 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Требуемые условия для продолжительности страхового стажа и величины индивидуального коэффициента устанавливаются постепенно в течении переходного периода 2015-2023 гг.
Подсчет периодов работы, дающих право на страховую пенсию по старости производится в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (далее по тексту – Правила). Согласно п. 11 Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки сведения о работе подтверждаются иными документами, выданными работодателями или архивами. В соответствии с п. 59 Правил, документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число и год его рождения, место работы, период работы, профессию, основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы).
С 01.01.2015 все пенсионные права граждан учитываются в баллах – индивидуальных коэффициентах.
Согласно п. 9 ст. 15 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле: ИПК = (ИПКс+ИПКн) х КВСП, где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца; КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
На момент обращения Смирнова В. В. за назначением страховой пенсии по старости, ее страховой стаж составлял 9 лет 4 месяца 28 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляла 11,140 баллов.
При включении в страховой стаж Смирнова В. В. периодов трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 19 дней), а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 29 дней), продолжительность страхового стажа истицы составит 10 лет 3 месяца 16 дней, т.е. величина ИПК составит 12,083 баллов, при минимально требуемой сумме ИПК не менее 13,8 баллов.
Истицей Смирнова В. В. расчет ИПК, проведенный Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) в судебном заседании не оспаривался.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смирнова В. В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) включить Смирнова В. В. в общий страховой стаж период работы в Константиновском городском народном суде в должности машинистки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 19 дней), в должности секретаря-машинистки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев 29 дней).
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Завгородняя