Дело № 12-38/2018
РЕШЕНИЕ
г. Камбарка 12 ноября 2018 года
Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Иконников В.А.,
при секретаре Балакиной С.П.,
с участием заявителя Романова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора Муниципального предприятия «Водоканал Камбарского района» Романова А.А. на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Сутыгина Ф.Н. № от 04.07.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от 04.07.2018 г., вынесенным старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Сутыгиным Ф.Н., директор Муниципального предприятия «Водоканал Камбарского района» Романов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Романов А.А. обратился в Камбарский районный суд УР с жалобой на вышеуказанное постановление, считая его незаконным и подлежащим отмене, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
При вынесении постановления не были соблюдены положения ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 29.10 КоАП РФ, а именно не дана чёткая формулировка обвинения: в чём выражается объективная сторона состава административного правонарушения, в действиях или бездействии, невозможно определить - нарушение каких именно требований законодательства, по мнению государственного инспектора, допустило МП «Водоканал Камбарского района», не дана оценка доводам привлекаемого лица (Дело № 12-24/2018 л.д. 1-4).
В судебном заседании Романов А.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объёме, дополнительно указав, на то, что на момент выявления правонарушения МП «Водоканал Камбарского района» не являлась собственником канализационного колодца и не принимала в оперативное управление данное имущество.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом.
Дело рассмотрено при указанной явке.
Выслушав Романова А.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ - по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении жалобы законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы, и проверяет дело в полном объёме.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды требованиями в области охраны окружающей среды являются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 51 Закона об охране окружающей среды, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Закон № 89-ФЗ).
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).
Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
В постановлении по делу об административном правонарушении № от 04.07.2018 отражено, что в ходе проведения административного расследования по ст. 8.2 КоАП РФ, (несоблюдение экологических требований при транспортировании и ином обращении с отходами производства и потребления) в отношении МУП «ЖКХ Кама», 11.05.2018 был осуществлён выезд и осмотр места разлива отходов из канализационной системы с. Кама Камбарского района Удмуртской Республики. Осмотром установлено, что вблизи автодороги с. Кама - с. Шолья, в 130 м к западу от <адрес> расположен канализационный колодец. На момент осмотра из колодца происходило вытекание жидкости тёмного цвета, имеющей запах канализационных стоков. Жидкость растекается по поверхности земельного участка, далее попадает в траншею глубиной около 50 см и утекает в сторону лесного массива. Согласно данным Публичной кадастровой карты, участок, где происходит разлив канализационных стоков, находится на землях неразграниченной государственной собственности, в границах муниципального образования «Камское» Камбарского района УР.
В ходе административного расследования установлено, что существующие сети канализации и другие объекты водоотведения, расположенные в с. Кама, в настоящее время переданы на основании договора хозяйственного ведения и протокола КЧС в МП «Водоканал Камбарского района».
До этого данные объекты эксплуатировались МУП «ЖКХ «Кама». Сети канализации и другие элементы водоотведения в с. Кама находятся в муниципальной собственности Камбарского района Удмуртской Республики.
Согласно предоставленному договору № от 24.04.2018, за МП «Водоканал Камбарского района» закреплены на праве хозяйственного ведения объекты коммунально-бытового назначения, в тот числе сети канализации в с. Кама.
При повторном выезде и осмотре места разлива отходов из канализационной системы с. Кама Камбарского района Удмуртской Республики (протокол осмотра б/н от 07.06.2018) установлено, что выявленное ранее вытекание отходов из колодца устранено, тем не менее, на близлежащей территории имеются следы в виде жидкости тёмного цвета, имеющие запах канализационных отходов.
Согласно полученным результатам экотоксикологического анализа пробы отхода (протокол № От (б) от ДД.ММ.ГГГГ ) отобранный образец канализационного жидкого отхода, сброшенный на почву в 130 м к западу от адресного ориентира <адрес> не оказывает острое токсическое действие, может быть отнесён к V классу опасности (в соответствии с Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду») (Дело № 12-24/2018 л.д. 5-10).
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностными лицами в настоящем Кодексе следует понимать, кроме прочего, руководителей в связи с выполнением ими организационно-распорядительных функций.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, является, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Факт сброса загрязненных сточных вод на почву из смотрового колодца, находящегося в с. Кама в 130 м западнее <адрес>, подтверждается материалами дела, а именно: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11.05.2018; объяснением ГАН; протоколом об административном правонарушении от 22.05.2018 №; протоколами о взятии проб и образцов от 07.06.2018 ; экспертным заключением и иными доказательствами.
При этом при исследовании приобщенных к материалам административного дела № доказательств, установлено что:
27 марта 2018 г. в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики поступило заявление ТСГ о факте сброса стоков из самотечной канализации на грунт (Дело № л.д. 5).
Из объяснений первого заместителя главы администрации Камбарского района ГАН следует, что он курирует вопросы ЖКХ Камбарского района. Сети канализации в с. Кама преданы МП «Водоканал Камбарского района» с 01 мая 2018 г. До этого данные объекты эксплуатировались МУП «ЖКХ Кама». Сети канализации в с. Кама находятся в муниципальной собственности Камбарского района. Ему известно о том, что в с. Кама в 130 м западнее <адрес> из канализационного колодца происходит вытекание жидких отходов на грунт, которое началось около 1,5 года назад и продолжается по сей день (Дело № л.д. 20-21).
Соглашением от 16.06.2017, подписанным Главой МО «Камбарский район» и директором МУП «ЖКХ Кама», расторгнут договор безвозмездного пользования имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ, и последним днём владения и пользования является 18.06.2017. (Дело № л.д. 8).
Передаточный акт о возврате имущества от МУП «ЖКХ Кама» в МО «Камбарский район» и «Перечень имущества», датированные 19 июня 2017 г., содержит сведения о передаче имущества, в число которого входит и канализационная сеть в с. Кама (Дело №л.д. 9-13).
Согласно договору № 2 от 24 апреля 2018 г. «Об условиях пользования муниципального имущества, закреплённого на праве хозяйственного ведения за МП «Водоканал Камбарского района», администрация закрепляет за предприятием на праве хозяйственного ведения объекты коммунально-бытового назначения, указанные в приложении № 1 к договору (п. 1.1 договора) (Дело № л.д. 22-23).
Однако, «Перечень объектов коммунально-бытового назначения» (Дело № л.д. 25-28), являющийся приложением № 1 к указанному договору, директором МП «Водоканал Камбарского района» Романовым А.А. не был подписан.
В подписанном виде «Перечень объектов коммунально-бытового назначения» закреплённых на праве хозяйственного ведения за МП «Водоканал Камбарского района» представлен Романовым А.А. при рассмотрении жалобы. При этом, указанный документ является приложением № 1 к договору № 3 от 24 июля 2018 г. «Об условиях пользования муниципального имущества (Дело № 12-24/2018 л.д. 21-24).
Из содержания договора следует, что МП «Водоканал Камбарского района» приняло в хозяйственное ведение объекты коммунально-бытового назначения, в том числе и сети канализации, из которых был осуществлен сброс отходов.
Согласно ч.1 ст. 299 ГК РФ - право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с п.1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно ч.2 ст. 433 ГК РФ если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.
Следовательно, предмет, определенный сторонами в договоре и акте приема-передачи, не вызвал у сторон сделки сомнений относительно его определенности, а также его использования с момента подписания акта приема-передачи.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела должностным лицом, не были учтены требования действующего законодательства, а также все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения настоящего дела, в нарушение указанных выше процессуальных требований КоАП РФ установлены не были, что является существенным нарушением, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления № старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Сутыгина Ф.Н. от 04.07.2018 вынесенное в отношении директора МП «Водоканал Камбарского района» Романова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
На момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ не истек, и дело должно быть направлено на новое рассмотрение.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела, должностным лицом необходимо выяснить: кто являлся владельцем либо собственником канализационного колодца расположенного вблизи автодороги с. Кама - с. Шолья, в 130 м к западу от <адрес> в период разлива жидких бытовых отходов и по чьей вине произошло разливание жидких бытовых отходов на почву.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Романова А.А., удовлетворить.
Постановление старшего инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Сутыгина Ф.Н. № от 04.07.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым директор Муниципального предприятия «Водоканал Камбарского района» Романов А.А. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп., отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения через Камбарский районный суд Удмуртской Республики.
.
.
Судья В.А. Иконников