Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-404/2020 ~ М-395/2020 от 08.10.2020

                                УИД 24RS0026-01-2020-000490-13

                                Дело № 2-404/2020

                    Р Е Ш Е Н И Е

                  Именем Российской Федерации

24 ноября 2020 года                                    с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

при секретаре Улеевой С.Г.,

с участием представителя истца Оловниковой О.Н.,

представителя ответчика Кучевой И.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации Лебедевского сельсовета Каратузского района о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в области водоснабжения населения,

                У С Т А Н О В И Л:

    Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к администрации Лебедевского сельсовета Каратузского района, указав следующее.

    По результатам рассмотрения материалов о качестве питьевой воды, подаваемой администрацией Лебедевского сельсовета в водопроводные сети обслуживаемых населенных пунктов установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта-водозаборного сооружения (скважины <...>), используемого для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения д. Лебедевка, расположенного по адресу <...> отсутствует, что является нарушением ч. 3 ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 3.7 СП 3.1/3.2.3146-13.

    Производственный контроль осуществляется не в полном объеме, поскольку не обеспечено соответствие количества исследуемых проб воды и периодичности их отбора из водозаборного сооружения и водопроводов в соответствии с рабочей программой производственного контроля ; не обеспечен контроль воды из водозабора ( скважина <...>) 4 раза в год ( по сезонам) по микробиологическим, обобщенным, органолептическим показателям; 1 раз в год по химическим ( в соответствии с рабочей программой) и радиологическим показателям. Перед поступлением в распределительную сеть системы водоснабжения не проводится ежемесячный контроль воды по микробиологическим, органолептическим показателям; 4 раза в год по обобщенным показателям; 1 раз в год по химическим и радиологическим показателям. Не осуществляется контроль воды из распределительной сети системы водоснабжения 2 раза в месяц по микробиологическим и органолептическим показателям, что является нарушением п.п. 4.1, 4.2, 4.3.4.4,4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, п. 1.5. СП 1.1.1058-01.

    По результатам экспертного заключения результатов лабораторных испытаний проб питьевой воды, отобранной из систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения установлено превышение показателей по жесткости и марганцу в пробе воды, отобранной из скважины <...>, а также по жесткости в пробе воды, отобранной из водозаборной колонки по адресу <...>.

    Невыполнение перечисленных мероприятий может повлечь за собой негативные последствия для здоровья граждан.

    Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит возложить на Лебедевский сельсовет в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями; в течение 3-х месяцев со дня получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    В судебном заседании представитель истца- Оловникова О. Н., действующая на основании доверенности от 25.02.2020 г., поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. При этом срок, в течение которого ответчик должен устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, просила установить в 6 месяцев.

    Представитель ответчика- администрации Лебедевского сельсовета Каратузского района- Кучева И. Н. (глава сельсовета) частично признала исковые требования. Пояснила, что администрацией ежемесячно проводится анализ питьевой воды согласно рабочей программе производственного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению д. Лебедевка, для чего заключены контракты с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае». Для приведение качества воды в соответствие с нормами по жесткости требуется установка фильтров-умягчителей и установку по обеззараживанию воды. Согласно протоколов лабораторных испытаний от 20.07.2020 г. показатель по марганцу соответствует норме. Администрация обязуется разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с санитарными нормами. Вместе с тем не согласна с требованием о возложении обязанности по внесению изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы, поскольку в силу постановления правительства РФ от 29.07.2013 г. 3 641 проект инвестиционной программы разрабатывается и утверждается регулируемой организацией, осуществляющей горячее, холодной водоснабжение и водоотведение. Администрация сельсовета такой организацией не является.

    Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

    В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года (далее Федеральный закон №52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 52-ФЗ обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно- эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны кроме прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ - «Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению»: питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

Согласно п. 7 ст. 44 Федерального закона № 52-ФЗ в федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор входит федеральное статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно -правовое регулирование в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в том числе наблюдение за состоянием заболеваемости инфекционными и массовыми неинфекционными заболеваниями (отравлениями) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания на человека, включая сбор данных о случаях заболеваний (отравлений) в связи с использованием продукции - не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также формирование открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Таким образом, социально-гигиенический мониторинг входит в санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона № 52-ФЗ для оценки, выявления изменений и прогноза состояний здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг. Социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) в случае получения ранее направленного уведомления о не соответствии нормативам качества питьевой воды, органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.

Согласно п. 6 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 641, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее - техническое задание); техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).

Таким образом, действия по разработке и утверждению технического задания осуществляет орган местного самоуправления поселения.

Согласно п. 9 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 641, орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.

В силу ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям; органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

    Согласно ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения техническогозадания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

В соответствии с п. 11 ст. 40 Федерального закона № 416- ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом результатов технического обследования централизованных систем холодного водоснабжения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения; порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» собственники централизованных систем холодного водоснабжения, организации, осуществляющие холодное водоснабжение принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно пунктам 1.3 и 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой ; питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у населения.

Судом установлено, что администрация Лебедевского сельсовета Каратузского района Красноярского края является юридическим лицом, осуществляет деятельность органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным Законом № 131-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На территории сельского поселения водоснабжение населения осуществляется через водопроводную сеть. Организация, обеспечивающая водоснабжение в поселении отсутствует.

По результатам мониторинга, проведенного Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю за 2019 г., установлено, что ответчиком не обеспечено соответствие количества исследуемых проб воды и периодичности их отбора из водозаборного сооружения и водопроводов в соответствии с рабочей программой производственного контроля ; не обеспечен контроль воды из водозабора ( скважина № 841) 4 раза в год ( по сезонам) по микробиологическим, обобщенным, органолептическим показателям; 1 раз в год по химическим ( в соответствии с рабочей программой) и радиологическим показателям. Перед поступлением в распределительную сеть системы водоснабжения не проводится ежемесячный контроль воды по микробиологическим, органолептическим показателям; 4 раза в год по обобщенным показателям; 1 раз в год по химическим и радиологическим показателям. Не осуществляется контроль воды из распределительной сети системы водоснабжения 2 раза в месяц по микробиологическим и органолептическим показателям, что является нарушением п.п. 4.1, 4.2, 4.3.4.4,4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01, п. 1.5. СП 1.1.1058-01. Таким образом, администрацией Лебедевского сельсовета не в полном объеме осуществляется производственный контроль за качеством водоснабжения, подаваемого населению.

Лабораторные исследования проб воды, отобранных из скважины № <...> по адресу <...> 13.09.2019 г. показали превышение показателей жесткости в 1,3 раза и марганца в 8,6 раз, что не соответствует требованиям п. 3.2,3.43.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01.

В пробах воды, отобранных 13.09.2019 г. из водозаборной колонки централизованного водоснабжения по адресу <...> установлено превышение показателей по жесткости в 1,3 раза, что также не соответствует вышеуказанным требованиям Санитарных норм и правил.

В связи с выявлением фактов нарушений по результатам мониторинга качества питьевой воды из водоразборной колонки и скважины в д. Лебедевка в адрес администрации Каратузского района Красноярского края и администрации Лебедевского сельсовета Каратузского района Красноярского края 03.02.2020 года направлено уведомление о несоответствии нормативам качества питьевой воды, подаваемой администрацией Лебедевского сельсовета в водопроводные сети д. Лебедевка, согласно которому в соответствии с требованиями п. 6 ст. 23, п. 7 ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении» с целью устранения выявленных нарушений санитарного законодательства необходимо: органам местного самоуправления Каратузского района Красноярского края внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями; администрации Лебедевского сельсовета в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью первой указанной статьи вопросов местного значения городских поселений, в том числе организация в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе организация в границах сельского поселения водоснабжения населения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, ввиду того, что на территории Лебедевского сельсовета Каратузского района Красноярского края организация осуществляющая водоснабжение отсутствует обязанность разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю возлагается на администрацию Лебедевского сельсовета Каратузского района, а потому доводы представителя ответчика о том, что администрация Лебедевского сельсовета Красноярского края не является юридическим лицом, осуществляющим холодное водоснабжение несостоятельны.

Обсуждая срок, необходимый для выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере водоснабжения населения, суд находит предложенный истцом срок равный 6 месяцам разумным и достаточным с учетом характера мероприятий, в проведении которых имеется необходимость с целью устранения нарушений.

При таком положении заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

                Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить.

Возложить на администрацию Лебедевского сельсовета Каратузского района обязанность в течение шести месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере водоснабжения путем внесения изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Возложить на администрацию Лебедевского сельсовета Каратузского района в течение шести месяцев со дня получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями и согласовать его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий                            Т.В.Криндаль

2-404/2020 ~ М-395/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТО управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Ответчики
Лебедевский сельсовет
Другие
Оловникова Ольга Николаевна
Суд
Каратузский районный суд Красноярского края
Судья
Криндаль Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
karatuz--krk.sudrf.ru
08.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2020Передача материалов судье
09.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2020Судебное заседание
24.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее