№ 2-5758/24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 сентября 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Франгуловой О.В. при секретаре Колосковой И.Г. с участием старшего помощника Карельского межрайонного природоохранного прокурора Шумиловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в кадастровом квартале № на землях общего пользования, на расстоянии 20 м от ограждения дома <адрес> вдоль береговой полосы Онежского озера, мотивируя требование тем, что в ходе проверки по соблюдению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на указанной выше территории обнаружена несанкционированная свалка. Прокурор указывает, что нахождение несанкционированной свалки на указанной территории ведет к нарушению прав граждан, неопределенного круга на благоприятную окружающую среду, а также права и законные интересы Российской Федерации.
Старший помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Шумилова Н.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в суд не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не согласился с заявленными требованиями, изложив свою позицию в письменном отзыве, указав, что свалка из растительных отходов тростника, кустарников, деревьев, единичных отходов бытового мусора не подпадает под понятие отходов, содержащееся в ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей природной среды и соответствовать экологическим и санитарным требованиям.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, помимо прочего, обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, а также ликвидировать последствия захламления земель.
В соответствии с п. 24, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа.
Из анализа статьи 1 и статьи 4 Закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, в их взаимосвязи следует, что отходы являются объектами права собственности.
Как следует из представленных документов, в границах земельного участка в кадастровом квартале № на землях общего пользования, на расстоянии 20 м от ограждения дома <адрес> вдоль береговой полосы Онежского озера расположена стихийная свалка из растительных отходов тростника, кустарников, деревьев, единичных отходов бытового мусора, площадь земельного участка, занимаемого свалкой, составляет 390 кв.м., данное обстоятельство подтверждается актом обследования земельного участка от 06.08.2012 г.
Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащие перечень способов защиты гражданских прав, направлены на обеспечение государственной защиты прав и свобод и восстановление нарушенных прав.
Суд считает, что нахождение свалки на указанной территории осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. В виду указанных обстоятельств судом не может быть признан обоснованным довод ответчика, изложенный в письменном отзыве, о том, что указанная свалка не подпадает под понятие отходов, содержащееся в ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, в частности, древесные остатки.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петрозаводского городского округа о возложении обязанностей по совершению определенного действия удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале № на землях общего пользования, на расстоянии 20 м от ограждения дома <адрес> вдоль береговой полосы Онежского озера.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в доход бюджета Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца.
Судья О.В. Франгулова