Дело № 2-426/2013 Мотивированный текст изготовлен 24.04.2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 19 апреля 2013 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Двойнишниковой И.Н.,
при секретаре Петровой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лютого И.И. и Земсковой А.Д. к администрации города Мончегорска о возложении обязанности по проведению комплексного капитального ремонта многоквартирного жилого дома,
установил:
Лютый И.И. и Земскова А.Д. обратились в суд с уточненным иском к администрации города Мончегорска о возложении обязанности по проведению комплексного капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
Требования мотивируют тем, что являются собственниками квартир дома <адрес> в городе Мончегорске Мурманской области.
С момента постройки дома в 1978 году капитальный ремонт некоторых конструктивных элементов здания и внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования не производился.
Администрацией города Мончегорска отказано в проведении капитального ремонта дома в связи с тем, что необходимости в его проведении на момент бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых жилых помещений не установлено.
Вместе с тем, при заключении собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме с управляющей организацией ООО «Теплоэнергосервис» договора управления от 01.02.2009, был составлен акт технического состояния многоквартирного дома, в котором указано, что внутридомовому инженерному оборудованию (холодному и горячему водоснабжению) требуется капитальный ремонт.
Срок эксплуатации указанного инженерного оборудования дома составляет более 35 лет, что превышает указанные в Положении об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденном приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 №312, показатели продолжительности эксплуатации.
Согласно заключению специалиста ООО «Стройэксперт» от 08.02.2013 причиной значительного износа внутридомового инженерного оборудования является длительное отсутствие капитального ремонта.
Ссылаясь на ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцы просят возложить на администрацию города Мончегорска обязанность по проведению комплексного капитального ремонта в 2013 году многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе: системы канализации с заменой трубопроводов по подвалу, стояков, канализационных выпусков; системы отопления с заменой запорной арматуры трубопроводов отопления, отопительных приборов; системы горячего и холодного водоснабжения с заменой запорной арматуры, стояков и розливов водоснабжения и взыскать с ответчика в пользу истца Лютого И.И. судебные расходы по уплате госпошлины в сумме .... и почтовые расходы.
Уточненные исковые требования в силу ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приняты судом.
Истец Лютый И.И. в судебном заседании настаивал на уточненных исковых требованиях по основаниям, изложенным в иске.
Истица Земскова А.Д. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, на уточненных исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика - администрации города Мончегорска М.О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что на момент приватизации истцами своих квартир данный дом требовал капитального ремонта. С заключением ООО «Стройэксперт», составленного в зимний период по состоянию на 2013 год, не согласна, указав, что оно не может отражать техническое состояние спорного дома на момент приватизации истцами своих жилых помещений и, кроме того, составлено на основании визуального осмотра, инструментального исследования в целом по многоквартирному дому не производилось, техническая документация не изучалась, при этом указала, что иного заключения, подтверждающего отсутствие необходимости проведения капитального ремонта администрация города Мончегорска представлять не намерена.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания эксперта Х.А.А., исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации утверждено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
В соответствии со ст. 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Статьей 141 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Аналогичные правила были предусмотрены пп. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25.
Плата за капитальный ремонт предусматривалась в структуре платежей населения за жилье Постановлением Правительства РФ от 18.06.1996 №707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст.ст. 6, 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе, в редакции, действовавшей до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, к вопросам местного значения городского округа относятся организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Статьей 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) было предусмотрено, что исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Это законоположение направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан.
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, статья 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Из указанного следует, что в случае если при приватизации хотя бы одной квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязан произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом если обязательство не исполняется должником в добровольном порядке, кредитор вправе обратиться с требованием о понуждении к исполнению обязательства.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктами «б», «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 (далее Правила), крыши, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) относятся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Согласно подпункту «з» пункта 11 Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя текущий и капитальный ремонт общего имущества, указанного в подпунктах «а»-«д» пункта 2 настоящих Правил. При этом пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
В соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
В силу строительных норм ВСН 58-88 (р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до капитального ремонта (замены) составляет: трубопроводов канализации чугунных - 40 лет, трубопроводов холодной воды из труб оцинкованных – 30 лет, из труб газовых черных – 15 лет; трубопроводов горячей воды из газовых оцинкованных труб (газовых черных труб) при закрытых схемах теплоснабжения – 20(10) лет, при открытых схемах теплоснабжения – 30(15) лет; радиаторов центрального отопления чугунные (стальные) при закрытых схемах – 40(30) лет, при открытых схемах – 30(15) лет; стояков трубопровода при закрытых (открытых) схемах – 30(15) лет, трубопроводов домовых магистралей при закрытых (открытых) схемах – 20(15) лет, задвижек, вентилей и изоляции трубопроводов – 10 лет; электрооборудование - внутридомовые магистрали (сеть питания квартир) с распределительными щитками – 20 лет.
Согласно Методике определения физического износа гражданских зданий, утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 27.10.1970 № 404, при физическом износе от 0% до 20% - техническое состояние оценивается, как хорошее, требуется текущий ремонт; от 21% до 40% - техническое состояние оценивается, как удовлетворительное, требуется некоторый капитальный ремонт; при физическом износе от 41% до 60% техническое состояние оценивается как неудовлетворительное, требуется значительный капительный ремонт.
В судебном заседании установлено, что Земскова А.Д. и Лютый И.И. на основании договоров на бесплатную передачу квартир в собственность граждан от 23.12.1992 и 08.04.2004 являются собственниками квартир №.... и №.... соответственно жилого дома <адрес> (л.д. 6, 7).
Согласно технической документации от 15.06.1978 на жилой дом <адрес> в городе Мончегорске, 1978 года постройки: санитарно - техническое устройство дома: отопление – от промышленной ТЭЦ; водопровод – трубы стальные, горячее водоснабжение централизованное; канализация – трубы чугунные, санитарно - техническое оборудование дома находится в хорошем состоянии, процент износа дома – 13% (л.д. 30-31, 38-39).
С 01.02.2009 управление многоквартирным домом <адрес> в городе Мончегорске осуществляется ООО «Теплоэнергосервис». При передаче дома в управление ООО «Теплоэнергосервис» составлен акт технического состояния МКД, из которого следует, что холодное и горячее водоснабжение требуют капитального ремонта; водоотведение и отопление находятся удовлетворительном состоянии (л.д. 9-13).
Из заключения эксперта ООО «СтройЭксперт» от 08.02.2013 следует, что по совокупности дефектов и длительной эксплуатации внутренних инженерных сетей, в т.ч. системы канализации, отопления, горячего и холодного водоснабжения жилого дома, они подлежат капитальному ремонту. Состояние внутренних инженерных сетей жилого дома расценивается как недопустимое. Дефект критический. Отсутствие капитального ремонта жилого дома в течение 34 лет. ВСН – 58-88(р) (л.д. 14- 27).
Допрошенный в ходе судебного заседания эксперт Х.А.А. настаивал на проведении капитального ремонта внутренних инженерных сетей спорного жилого дома – систем канализации, отопления, холодного и горячего водоснабжения. Указал, что со всей технической документацией дома он действительно не знакомился при составлении заключения, инструментального исследования по многоквартирному дому не производил, необходимость проведения капитальных работ определил только на основании минимальных сроков эксплуатации до капитального ремонта по ВСН 58-88 (р). Указал, что заявленные истцами в заявлении требования охватываются понятием капитального ремонта систем канализации, отопления, холодного и горячего водоснабжения.
Учитывая сроки эксплуатации зданий, сооружений и их отдельных конструктивных элементов, установленных Ведомственными строительными нормами, утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312, а также степень износа внутридомового инженерного оборудования спорного жилого дома и принимая во внимание техническое состояние систем канализации, отопления, холодного и горячего водоснабжения на момент передачи дома в управление ООО «Теплоэнергосервис», суд приходит к выводу о том, что системы горячего и холодного водоснабжения требуют проведения капитального ремонта, при этом, учитывает, что ненадлежащее техническое состояние систем горячего и холодного водоснабжения и необходимость проведения ее капитального ремонта возникли до приватизации истцами своих квартир, а также до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и выбора управляющей организации.
В связи с изложенным, обязанность по проведению капитального ремонта внутридомового инженерного оборудования - систем горячего и холодного водоснабжения должна быть возложена на администрацию города Мончегорска.
Удовлетворяя исковые требования, суд принимает во внимание, что дом введен в эксплуатацию в 1978 году, доказательств о проведении капитального ремонта систем горячего и холодного водоснабжения ответчиком в порядке статей 55-57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, в нарушение Ведомственных строительных норм ВСН58-88(Р), Положения об организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения от 23.11.1988, предусматривающих предельные сроки эксплуатации внутридомовых инженерных сетей, системы горячего и холодного водоснабжения эксплуатируется с превышением сроков, установленных для проведения капитального ремонта.
Учитывая порядок и сроки проведения всех необходимых мероприятий и процедур для исполнения обязанности по проведению капитального ремонта, суд считает необходимым срок для устранения нарушенных прав истцов установить – до 01 декабря 2014 года.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требования о проведении капитального ремонта систем канализации и отопления.
Из заключения эксперта, а также его пояснений в судебном заседании следует, что он включил системы канализации и отопления в капитальный ремонт лишь принимая во внимание минимальные сроки эксплуатации, установленные ВСН 58-88 (р) до капитального ремонта. Однако, данное экспертное заключение не может быть принято судом в качестве основания для удовлетворения иска в данной части, поскольку доказательств нуждаемости в капитальном ремонте указанных систем на момент приватизации истцами своих квартир, а также до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и выбора управляющей организации суду не представлено. Кроме того, минимальный срок эксплуатации до капитального ремонта для системы отопления, относительно спорного дома, согласно ВСН 58-88 (р), составляет 40 лет и истекает только в 2018 году.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении требования проведения капитального ремонта систем канализации и отопления следует отказать.
Расходы истца Лютого И.И. по оплате почтовых услуг, понесенных в связи с направлением искового заявления в суд в сумме .... (л.д. 114), суд на основании ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относит их к издержкам, связанным с рассмотрением дела, которые в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, а также расходы по уплате госпошлины в сумме ..... (л.д. 2) подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Лютого И.И. и Земсковой А.Д. к администрации города Мончегорска о возложении обязанности по проведению комплексного капитального ремонта многоквартирного жилого дома – удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Мончегорска в срок до 01 декабря 2014 года провести капитальный ремонт систем холодного и горячего водоснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с администрации города Мончегорска в пользу Лютого И.И. судебные расходы в сумме ....
В удовлетворении требования проведения капитального ремонта систем отопления и канализации – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста.
Судья И.Н. Двойнишникова