№ 2-183/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Бердюжье 03 августа 2016 года
Бердюжский районный суд Тюменской области в составе
судьи Бердюжского районного суда Тюменской области Журавлевой Е.Н.
при секретаре Смирновой Н.С.,
с участием истца Горбуновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-183\2016 г. по иску Горбуновой Н. Н. к администрации Бердюжского муниципального района <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение, пригодное для проживания,
Установил:
Истец Горбунова Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области, в котором просила суд признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не пригодным для проживания, и обязать ответчика, администрацию Бердюжского муниципального района, предоставить ей и членам ее семьи жилое помещение, пригодное для проживания.
Исковые требования мотивированы тем, что, истцу Горбуновой Н.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 27,3 кв.м.. Вместе с ней в указанном доме проживают: ее муж ФИО2 и их дети: сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В 2013 году, истец встала на учет в администрации Бердюжского муниципального района на получение жилья, так как ее семья является многодетной.
Величина физического износа указанного выше жилого дома, в котором проживает ее семья, согласно заключению отчета № об определении физического износа жилого дома ООО «Центр оценки и развития экономики» от ДД.ММ.ГГГГ., составляет 80%, следовательно, по мнению истца, он не пригоден для проживания. В связи с этим, она неоднократно, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. обращалась к ответчику с письменными заявлениями о проведении обследования жилого дома и признания его не пригодным для проживания межведомственной комиссией, которая создана на территории района и уполномочена на принятие указанных решений. Однако ответчик провести обследование ее жилого дома отказался, указав в письменном ответе, что они не обязаны проводить обследование жилых помещений, находящихся в частной собственности.
В связи с тем, что дом, в котором они проживают, изношен на 80%, истец полагает, что он не пригоден для проживания, а ответчик не принимает меры по признанию его таковым, просила признать указанный жилой дом не пригодным для проживания по решению суда и обязать ответчика предоставить ей и членам ее семьи другое, пригодное для проживания жилье.
В судебном заседании истец Горбунова Н.Н. на исковых требованиях настаивала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Определением Бердюжского районного суда от 03.08.2016г. производство по настоящему гражданскому делу в части искового требования Горбуновой Н.Н. к администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области о признании жилого помещения не пригодным для проживания прекращено по основанию, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку данное требование рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Привлеченные к участию в деле третьи лица, ФИО3 и ФИО2, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО4 и ФИО5, самостоятельных требований по существу иска не заявили, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Бердюжского муниципального района Костомарова Е.О., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила письменное возражение, в котором с исковыми требованиями Горбуновой Н.Н. не согласна, указав, что согласно п.8 ч.1 Постановления Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006г., орган местного самоуправления вправе, а не обязан принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Предоставить истцу и членам ее семьи жилое помещение, пригодное для проживания, администрация не имеет возможности в связи с тем, что на получение жилого помещения есть очередность. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В едином списке граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередь истца №, в списке граждан, установленных ч.2 ст.7 Закона Тюменской области от 7.10.1999г. № 137- очередь истца № 85, в списке граждан работников организации бюджетной сферы, очередь истца № 52.
Выслушав истца, изучив представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Горбуновой Н.Н. полностью, по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 2 ЖК РФ).
На основании ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.2,3 ч.1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ст. 52 ЖК РФ).
В силу ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Горбунова Н.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный жилой дом, как следует из объяснений сторон и исследованных судом доказательств, в установленном законом порядке не признан помещением, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно информации администрации Бердюжского муниципального района, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., истец состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В едином списке граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередь истца №, в списке граждан, установленных ч.2 ст.7 Закона Тюменской области от 7.10.1999г. № 137- очередь истца №, в списке граждан работников организации бюджетной сферы, очередь истца №.
Представленное истцом в обоснование своих требований заключение отчета № об определении физического износа жилого дома, составленного ООО «Центр оценки и развития экономики» от 25.01.2016г., согласно которому физический износ указанного выше жилого дома, принадлежащего истцу, составляет 80%, не может быть принято судом как основание для предоставления жилого помещения, поскольку решение вопроса о признании жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство (п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47) относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительном власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что принадлежащий истцу дом в установленном законом порядке не признан не пригодным для проживания, соответствующее заключение межведомственной комиссии, к исключительной компетенции которой отнесено разрешение вопроса о пригодности жилых помещений к проживанию, отсутствует, истица не включена в список нуждающихся в жилом помещении по указанному основанию, в связи с чем, на день принятия решения судом, отсутствуют предусмотренные законом основания для предоставления истцу и членам ее семьи жилого помещения, как вне очереди, так и в порядке указанной выше очередности исходя из времени принятия истца на учет. Поэтому суд приходит к выводу об отказе Горбуновой Н.Н. в удовлетворении иска полностью.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Горбуновой Н. Н. к администрации Бердюжского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение, пригодное для проживания, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Бердюжский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения.
Судья: Журавлева Е.Н.