Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2198/2021 ~ М-1983/2021 от 17.08.2021

2-2198/2021

УИД: 26RS0023-01-2021-005132-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2021 года     город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края, в составе:

председательствующего судьи Колесникова Д.В.,

при секретаре Супруновой А.А.,

с участием административного истца Голикова Д.А.,

представителя административного истца Асланян А.Э.,

представителя административного ответчика администрации Минераловодского городского округа .............. Меньшиковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Минераловодского городского суда .............. административное дело по административному исковому заявлению Голикова Д. А. и Голиковой И. С. к администрации Минераловодского городского округа .............. о признании незаконным постановления об отказе в принятии семьи составом три человека на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

у с т а н о в и л:

Голиков Д. А. и Голикова И. С. обратились в суд с административными исковыми требованиями, которые были уточнены при рассмотрении дела, к администрации Минераловодского городского округа .............. о признании незаконным постановления временно исполняющего полномочия главы администрации Минераловодского городского округа .............., заместителя главы администрации Минераловодского городского округа .............. от .............. .............. об отказе в принятии семьи составом три человека на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», а так же о возложении обязанности на администрацию Минераловодского городского округа в лице органа по оказанию муниципальной услуги «признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей» повторно рассмотреть заявление Голикова Д.А. от .............. о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации», действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2025 год.

Из содержания административного искового заявления и уточненных административных заявлений следует, что семья истцов состоит из супруга Голикова Д. А. .............. года рождения, супруги Голиковой И. С., .............. года рождения, брак с которой зарегистрирован .............. (свидетельство о заключении брака .............. ..............) и дочери - ФИО, .............. года рождения (свидетельство о рождении .............. .............., выдано .............. по .............. .............. Никто из членов членов семьи нанимателями жилья по договору социального найма не являются и собственного жилья не имеют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии в ЕГРН сведений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от .............. года" № .............. и № ............... Они все зарегистрированы в квартире общей площадью ..............., расположенном по адресу: ............... Голикова И.С. зарегистрирована в указанном жилом помещении с .............., Голиков Д.А. с .............. после регистрации брака (когда стало возможным посещение МФЦ в период пандемии) и ребенок - с .............. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности, .............. доля в праве - Свидетель №1, .............. года рождения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества № ............................. Свидетель №1 приходится матерью супруги Голиковой И. С.. Всего в жилом помещении, расположенном по адресу: .............., зарегистрировано 6 человек, включая истцов и ребенка. Голикову Д.А. на основании договора о приватизации жилой площади от .............. удостоверенного государственным нотариусом Буденновской государственной нотариальной конторы .............. Опимах В.И. в реестре за .............., зарегистрированной в Буденновском бюро технической инвентаризации .............. .............., соглашения об определении долей от .............. принадлежит .............. доля на праве общей долевой собственности на .............. площадью ..............., расположенную по адресу: .............., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества № .............. от .............. Семья с составом три человека имеет статус «молодой семьи», поскольку ни супруг и супруга не достигли возраста 35 лет. .............. Голиков Д.А. обратился в Администрацию Минераловодского городского округа .............. с заявлением о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей в ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710. Согласно выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Минераловодского юродского округа .............. .............. от .............. семье отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и принятии на учет но указанной подпрограмме на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), по причине того, что общая площадь, находящаяся в собственности у членов семьи превышает учетную норму, приходящуюся на одного члена семьи - 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленную решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от .............. ............... Постановлением временно исполняющего полномочия главы Минераловодского городского округа .............., заместителя главы администрации Минераловодского городского округа от .............. .............. им было отказано в принятии семьи с составом три человека на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Общественная комиссия по жилищным вопросам администрации Минераловодского городского округа .............. рассчитала площадь, приходящуюся на членов его семьи из общей площади жилых помещений, принадлежащих матери супруги - Свидетель №1 и отцу супруга - Г С даты регистрации брака, т.е. с марта 2020 года, чледы семьи одной семьей с Свидетель №1 и Г не являются, ни с его родственниками, ни с родственниками супруги совместное хозяйство по адресам принадлежащих им жилых помещений не ведут, имеют отдельный от них источник дохода и бюджет, семейно-бытовые потребности удовлетворяются отдельно от них. С .............. члены семьи до решения вопроса по обеспечению жильем «молодой семьи» по «Программе» постоянно проживаем отдельно от родственников, по месту осуществления трудовой деятельности Голикова Д.А., в жилом помещении площадью ..............., расположенном по адресу: .............., и оплачиваем коммунальные услуги (подтверждается платежными распоряжениями, а также справками о движении денежных средств по банковской карте Голикова Д.А). В жилом помещении, расположенном по адресу: .............., Голикова И.С. не проживает с сентября 2017 года, после заключения брака они там так же не проживали. В ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ). Согласно п. 2 ст. 2 ЖК РФ. органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. В соответствии с положениями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № «О федеральной целевой программе «Жилище», федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»). Согласно данным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответсгвии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной(средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6). В соответствии с настоящими Правилами, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местною самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В силу п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются. не являющиеся нанимателями жилых помещении по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами Семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно статье 31 ЖК РФ и пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения, относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве    членов своей семьи. Субъектами - участниками целевой программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условии» могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому оснований для признания членами семьи собственника жилого помещения Свидетель №1, Г., не имеется. Оснований признавать членами семьи собственников жилых помещений, что в силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ возможно только в исключительных случаях, нет.    Исходя из изложенных обстоятельств, при определении уровня обеспеченности семьи общей площадью жилого помещения учитывать площадь ............... по адресу: .............. по адресу: ............... принадлежащих Свидетель №1, неправомерно. Поскольку члены семьи: супруга и дочь не имеют в собственности жилой площади, а в доме, в котором они зарегистрированы, не проживают, то принадлежащие Голикову Д.А. 12,1 кв. м. в праве общей долевой собственности, .............. доли в праве на .............. площадью ..............., расположенную по адресу: .............., являются менее учетной нормы предоставления жилого помещения на 1 члена семьи, установленную решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от .............. ............... С доводами общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Минераловодского городского округа .............. истцы не согласны, так как комиссия рассчитала площадь, исходя из общей площади жилых помещений, в которых ни он, ни супруга, ни ребенок не имеют доли в праве собственности и не проживают. Таким образом, на момент обращения с заявлением от .............. в администрацию Минераловодского городского округа и в силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, члены семьи являются нуждающимися в улучшений жилищных условии и имеют право на участие в жилищной программе «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», а у общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Минераловодского городского округа .............. не имелось правовых оснований для отказа в постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилье, а также оснований отказать семье быть включенной в состав участников программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Отказ жилищной общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Минераловодского городского округа .............. в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы считают необоснованным и незаконным, нарушающим права законные интересы членов семьи. Также административный истец считает, что заключение муниципальной комиссии по обследованию жилищных условий о том, что члены семьи Голикова И.С., ФИО «не нуждаются в предоставлении жилья» не является бесспорным доказательством факта совместного проживания членов семьи с Свидетель №1 и членами её семьи в жилом помещении - .............., о чем указано в акте обследования жилищных условий от .............., а в виду оформления данного акта в нарушение требований п. п. 3.4., 3.5. Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Минераловодского городского округа от .............. .............., без обследования (осмотра) данного жилого помещения, что служит основанием для признания акта недопустимым доказательством в соответствии с ч. 2 ст. 61 КАС РФ и основанием считать нарушенным порядок рассмотрения заявления Голикова Д.А. от .............. о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятия администрацией Минераловодского городского округа от .............. ...............

Административный истец Голикова И.С. и представитель заинтересованного лица, Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа .............. в судебное заседание, в котором рассмотрено дело по существу не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, об уважительных причинах невозможности участия в рассмотрении дела не сообщил.

Стороны не возражали против рассмотрения административного дела в отсутствии представителя соответчика и представителя заинтересованного лица

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Учитывая изложенное суд признал явку представителя административного истца и представителя заинтересованного не обязательной, и в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии неявившихся участников процесса.

Административный истец Голиков Д.А. и его представитель Асланян А.Э., в судебном заседании полностью поддержали административные исковые требования и просили их полностью удовлетворить. В дополнении к доводам, изложенным в исковом заявлении Голиков Д.А. сообщил, что при подаче заявления он допустил ошибку поскольку он не сообщил, что он фактически проживает с семьёй по иному месту жительства расположенном по адресу: ...............

Представитель административного ответчика администрации Минераловодского городского округа .............. Меньшикова И.В. не согласилась с административными исковыми требованиями и просила суд отказать в их удовлетворении.

Как следует из содержания возражений представителя административного ответчика в соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на жилище. Согласно Жилищному кодексу РФ жилые помещения предоставляются тем, гражданам, которые признаны органами местного управления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений. В соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Истцы в исковом заявлении указывают, что их семья состоит из трех человек, тогда как согласно Информации (находящейся учетном деле) зарегистрированы и проживают по адресу: ..............: заявитель - Д. А.; супруга - Голикова И. С.; дочь - ФИО; мать супруги - Свидетель №1; отец супруги - И; брат супруги - И. Иной информации в орган местного самоуправления от Истцов не поступало. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной Поддержки (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня, обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Общая площадь, находящаяся в собственности у членов семьи заявителя превышает учетную норму, приходящуюся на одного члена семьи 12 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленную решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 27.11.2015 №87. Истцами не представлены документы, указанные в постановлении Правительства Ставропольского края № 126-п от 05.09.2006 «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском края» и утверждены Порядок подачи документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и Перечень документов, подтверждающих право малоимущих граждан, признанных таковыми в установленном порядке в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде Ставропольского края в соответствии с законодательством Ставропольского края; граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», а именно: в отношении недвижимости, расположенной в .............., ...............

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству административного истца Свидетель №1 показала, что она является собственником квартир, расположенных по адресу: .............. по адресу: ............... Её дочь Голикова И.С. .............. вышла замуж за Голикова Д.А. После свадьбы они стали проживать по адресу: ............... Данную квартиру они снимают. Она зарегистрировала по месту жительства в принадлежащую ей квартиру: .............. зятя Голикова Д.А. и внучку ФИО однако они после свадьбы фактически с ней не проживали. Регистрация по месту жительства необходима была зятю поскольку его перевели работать в ...............

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству административного истца Свидетель №2 показала, что она является соседкой Свидетель №1, и проживает по адресу: ............... Дочь Свидетель №1 вышла замуж за Голикова Д.А. и у них родилась дочь ФИО Сразу после свадьбы молодая семья стала снимать квартиру, то есть они фактически не проживали в указанной квартире. О том, что они не проживали в квартире, был подготовлен акт о не проживании и она его подписала.

Суд выслушав в судебном заседании доводы административных истцов и их представителя, возражения административного ответчика, исследовав доказательства предоставленные сторонами, установил следующее.

Голиков Д. А. и Голикова И. С., .............. года рождения, вступили в брак, который зарегистрирован ...............

От данного брака, .............., в городе Минеральные .............. родилась дочь ФИО ...............

Голикова И. С. зарегистрирована по адресу: .............. ..............

Голиков Д. А. зарегистрирован по адресу: ...............

Согласно выписки из ЕГРН Росреестра собственником недвижимого имущества. Квартиры площадью ..............., расположенной по адресу: .............. является Свидетель №1

Кроме того Свидетель №1 является собственником .............. в праве общедолевой собственности квартиры, площадью ..............., расположенной по адресу: ...............

Согласно выписки из ЕГРН Росреестра Голиков Д.А. является собственником .............. в праве недвижимого имущества, квартиры площадью ..............., расположенной по адресу: ..............

Согласно сведений Росреестра Голикова И.С. и несовершеннолетняя ФИО собственниками недвижимого имущества не являются.

Отчим Голиковой И.С., - И согласно сведений Росреестра собственником недвижимого имущества не является.

Брат Голиковой И.С., - И, согласно сведений Росреестра собственником недвижимого имущества не является.

Мать Голикова Д.А.- Г., согласно выписки ЕГРН Росреестра является собственником .............. в праве недвижимого имущества, квартиры площадью ..............., расположенной по адресу: ...............

Отец Голикова Д.А. – Г., согласно выписки ЕГРН Росреестра является собственником .............. в праве недвижимого имущества, квартиры площадью ..............., расположенной по адресу: .............. собственником .............. в праве недвижимого имущества, квартиры площадью ..............., расположенной по адресу: ...............

Административный истец Голиков Д.А. .............. обратился с заявлением на имя Главы администрации Минераловодского городского округа о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей в ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710.

Как следует из сведений, содержащихся в учетном деле, при подаче заявления Голиков Д.А. предоставил информацию о том, что он проживает по адресу: .............. где зарегистрированы кроме него его супруга Голикова И.С., дочь ФИО., мать супруги Свидетель №1, отчим супруги И и брат супруги И Кроме того Голиков Д.А. сообщил о том, что по адресу: .............. проживают его мать Г отец Г сестра Г.

.............., членами комиссии подготовлен акт обследования жилищных условий гражданина Голикова Д.А., в котором указано, что по адресу: .............., проживают Голиков Д.А., его супруга Голикова И.С., дочь ФИО., мать супруги Свидетель №1, отчим супруги И и брат супруги И, а всего 6 человек. Акт составлялся без фактического обследования жилого помещения, на основании сведений документов, предоставленных заявителем.

Согласно выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Минераловодского юродского округа .............. .............. от .............. семье отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и принятии на учет но указанной подпрограмме на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ по причине того, что общая площадь, находящаяся в собственности у членов семьи превышает учетную норму, приходящуюся на одного члена семьи - 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленную решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 27.11.2015 № 87.

Постановлением временно исполняющего полномочия главы Минераловодского городского округа .............., заместителя главы администрации Минераловодского городского округа от .............. .............. Голикову Д.А. и Голиковой И.С. было отказано в принятии семьи с составом три человека на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

При рассмотрении дела было установлено, что из содержания акта о непроживании, административные истцы Голиков Д.А., Голикова И.С., а также их малолетняя дочь ФИО в квартире по адресу: .............. фактически не проживают.

Так же согласно акта о совместном проживании, административные истцы Голиков Д.А., Голикова И.С., а также их малолетняя дочь ФИО. фактически проживают по адресу: ..............

Исходя из установленных судом обстоятельств дела и непосредственно исследованных доказательств, предоставленных административным истцом и административным ответчиком, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 51 ЖК Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу частей 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены прилагаемые особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

Согласно п. 7 настоящих Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Указанной подпрограммой на органы местного самоуправления возложены организационные полномочия по приему документов от молодых семей для участия в государственной программе и проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах; принятие решения об участии молодой семьи в государственной программе; формирование списков молодых семей - участников государственной программы; осуществление в пределах своих полномочий контроля за реализацией мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; организация информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач мероприятия по обеспечению жильем молодых семей в рамках государственной программы; оформление и выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 части 1 статьи 14 и статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации решением совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.11.2015 N 87 установлены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетную норму площади жилого помещения в Минераловодском городском округе Ставропольского края.

Согласно данного Решения установлена учетная норма площади жилого помещения в Минераловодском городском округе Ставропольского края в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Таким образом, анализ вышеуказанных норм позволяет суду прийти к выводу, что для участия в муниципальной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и создание эффективной системы жизнеобеспечения населения" претендентам, следует в числе прочего подтвердить свою нуждаемость в улучшении жилищных условий по основаниям, установленными ст. 51 ЖК Российской Федерации.

Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в Определении от 23.10.2014 года N 2329-О, указал, что в соответствии со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляются бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Положение ст. 51 ЖК Российской Федерации направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Разъясняя вопросы применения ч. 1 ст. 31 ЖК Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации в п. 11 Постановления Пленума от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства, при этом, в отношении родственников близкого родства - супруг, а также дети и родители собственника достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа .............. .............. от .............. утвержден регламент предоставления отделом по учету граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений администрации Минераловодского городского округа муниципальной услуги «Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе «обеспечение жильем молодых семей».

Согласно данного регламента именно на заявителе лежит обязанность предоставления всех необходимых документов, перечень которых определен регламентом.

По результатам проверки сведений, в порядке установленном указанным регламентом, исходя из документов предоставленных административным истцом, согласно выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Минераловодского юродского округа .............. .............. от .............. семье отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и принятии на учет но указанной подпрограмме на основании п. 1 и 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ по причине того, что общая площадь, находящаяся в собственности у членов семьи превышает учетную норму, приходящуюся на одного члена семьи - 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленную решением Совета депутатов Минераловодского городского округа от 27.11.2015 № 87.

Постановлением временно исполняющего полномочия главы Минераловодского городского округа .............., заместителя главы администрации Минераловодского городского округа от .............. .............. Голикову Д.А. и Голиковой И.С. было отказано в принятии семьи с составом три человека на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

При этом, исходя из материалов учетного дела при принятии обжалуемого решения небыли учтены установленные в судебном заседании обстоятельства о том, административные истцы Голиков Д.А., Голикова И.С., а также их малолетняя дочь ФИО. в квартире по адресу: .............. не проживают, а также то что они фактически проживают по адресу: ...............

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 ч. 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина (юридического лица) не были нарушены.

Исходя из установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что Голиков Д.А. при подаче заявления о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий не представил административному ответчику документы о том, административные истцы Голиков Д.А., Голикова И.С., а также их малолетняя дочь ФИО в квартире по адресу: .............. не проживают, а проживают по адресу: ...............

Вся совокупность установленных судом обстоятельств дела позволяет суду прийти к выводу, что Постановление временно исполняющего полномочия главы Минераловодского городского округа .............., заместителя главы администрации Минераловодского городского округа от .............. .............. было принято на основании предоставленных административным истцом документов, следовательно, обжалуемое решение принято в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления. Для принятия иного решения по обращению административного истца с заявлением от .............. у должностных лиц администрации Минераловодского городского округа оснований не имелось.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Голикова Д. А. и Голиковой И. С. к администрации Минераловодского городского округа .............. о признании незаконным постановления временно исполняющего полномочия главы администрации Минераловодского городского округа .............., заместителя главы администрации Минераловодского городского округа .............. от .............. .............. об отказе в принятии семьи составом три человека на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», удовлетворению не подлежит.

Рассматривая исковые требования о возложении обязанности на администрацию Минераловодского городского округа в лице органа по оказанию муниципальной услуги «признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей» повторно рассмотреть заявление Голикова Д.А. от .............. о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации», действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2025 год, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Как указано ранее, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены прилагаемые особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Указанной подпрограммой именно на органы местного самоуправления возложены организационные полномочия по приему документов от молодых семей для участия в государственной программе, а также принятию решения о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет судам право указать на необходимость принятия уполномоченными лицами решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и срок устранения таких нарушений. Данное законоположение направлено в силу его буквального содержания на обеспечение восстановления нарушенных прав административного истца, а не на их ограничение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 года N 2163-О).

Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

При таких обстоятельствах суд не вправе разрешать вопрос повторно рассмотреть заявление Голикова Д.А. о возложении обязанности на администрацию Минераловодского городского округа в лице органа по оказанию муниципальной услуги «признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку иное приведет нарушения закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей.

Возможность повторного рассмотрения заявления подлежит разрешению органом местного самоуправления в соответствии предоставленными ему полномочиями, при этом последствий намеренного ухудшения административными ответчиками своих жилищных условий, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований по административному исковому заявлению Голикова Д. А. и Голиковой И. С. к администрации Минераловодского городского округа .............. о признании незаконным постановления временно исполняющего полномочия главы администрации Минераловодского городского округа .............., заместителя главы администрации Минераловодского городского округа .............. от .............. .............. об отказе в принятии семьи составом три человека на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», - отказать полностью.

В удовлетворении исковых требований по административному исковому заявлению Голикова Д. А. и Голиковой И. С. к администрации Минераловодского городского округа .............. о возложении обязанности на администрацию Минераловодского городского округа в лице органа по оказанию муниципальной услуги «признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей» повторно рассмотреть заявление Голикова Д.А. от .............. о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации», действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2021-2025 год, - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 10 января 2022 года.

Судья                                 Д. В. Колесников

2-2198/2021 ~ М-1983/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Голиков Дмитрий Анатольевич
Голикова Ирина Сергеевна
Ответчики
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Другие
Управление имущественных отношений администрации МГО
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Колесников Дмитрий Валерьевич
Дело на странице суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2021Передача материалов судье
18.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2021Подготовка дела (собеседование)
22.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2021Подготовка дела (собеседование)
04.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Подготовка дела (собеседование)
11.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Подготовка дела (собеседование)
30.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2022Дело оформлено
14.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее