Дело № 2-406/2015 года
НОВОХОПЕРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Новохоперский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Житиневой Е.В.
при секретаре Руденко О.Ю.
с участием прокурора Шурыгина В.М.
представителя ответчика – директора МКОУ <данные изъяты> №» ФИО4
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты> №» и администрации Новохоперского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта с массовым пребыванием людей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новохоперского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам по тем основаниям, что при проведении проверки исполнения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в МКОУ <данные изъяты> №», расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес> являющийся объектом с массовым пребыванием людей, установлено, что в здании МКОУ, в котором обучаются 370 несовершеннолетних детей и работают 42 сотрудника, отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Тем самым нарушаются права и законные интересы учащихся, педагогического и технического персонала, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем. Указанные нарушения могут повлечь несвоевременное принятие мер, направленных на защиту жизни и здоровья учащихся, в случае совершения противоправных действий в задании или на территории школы.
Учредителем указанного МКОУ является администрация Новохоперского муниципального района <адрес>. Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности, технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. По информации образовательного учреждения у него отсутствуют достаточные средства на установку и обеспечение системы видеонаблюдения.
В связи с чем прокурор просит суд: признать незаконным бездействие МКОУ <данные изъяты> №» по неисполнению требований Федеральных законов «О противодействии терроризму», «О пожарной безопасности», «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Обязать МКОУ «Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №» и администрацию Новохоперского муниципального района <адрес> в срок до 01.09.2016 устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, а именно: оборудовать здание МКОУ «<данные изъяты><данные изъяты> №», расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, системой видеонаблюдения.
В судебном заседании прокурор ФИО3 подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - директор МКОУ <данные изъяты> №» ФИО4 иск признал, суду пояснил, что достаточных финансовых средств у школы нет. Он, как руководитель, обращался в администрацию района по вопросу выделения денежных средств на устранение нарушений законодательства.
Представитель ответчика -администрации Новохоперского муниципального района в суд не явился. Просил дело рассмотреть в его отсутствие, направил в суд отзыв, в котором казал, что не согласен с требованиями прокурора, поскольку в бюджете района на 2015 года и плановый период денежные средства на оборудование школы системой видеонаблюдения не заложены.Денежные средства имеются только на финансирование социально значимых и первоочередных расходов. Дополнительных источников доходов в 2015-2016гг. также не предвидится. Принятие судом решения повлечет снятие денежных средств, заложенных на содержание данного МКОУ направление их на установку системы видеонаблюдения.
Суд в силу ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно п. 1.6 Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа", учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование Новохоперского муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Новохоперского муниципального района.
Согласно норм ст. 2, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 названного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 28 (ч.6 и ч.7) указанного закона предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии со ст.ст. 3 и 6 «Конвенции о правах ребенка» (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка, государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В силу п.2 ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) в пункте 1 ч. 13 ст. 30 установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 этого же закона предусмотрено, что в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В Разделе 1 СП 118.13330.2012 указано, что требования настоящего свода правил распространяются на помещения общественного назначения, независимо от периода ввода их в эксплуатацию, если эти учреждения поименованы в приложении "В" свода правил. Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п.7,29,42)
Приказом Рособразования N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, вступивших в действие 11.04.2015.
В соответствии с пп. "а" п. 23 названных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
Пунктом 4 ст. 123.22. ГК РФ предусмотрено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц - обучающихся и работников.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой <адрес> проводилась проверка в МКОУ «<данные изъяты> №» соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой выявлены нарушения - отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения. Данный факт подтверждается справкой, объяснением директора школы и ответчиками не оспаривается.
Отсутствие системы видеонаблюдения ведет к нарушению прав учащихся и работников школы на обеспечение гарантированных государством безопасных условий во время образовательного процесса, защиты жизни и здоровья.
По смыслу ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера допущенного ответчиками нарушения и возможных последствий этого нарушения, указанный прокурором срок для исполнения решения суда является разумным и достаточным для исполнения решения обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
При таких обстоятельствах требования прокурора обоснованны, не противоречат закону и подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика - администрации Новохоперского муниципального района <адрес> об отсутствии денежных средств в бюджете на установку системы видеонаблюдения судом отклоняется. Само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания школы системой видеонаблюдения, основанием для освобождения образовательного учреждения от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями
Школа является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие МКОУ <данные изъяты> №» по неисполнению требований Федеральных законов «О противодействии терроризму», «О пожарной безопасности», «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «Об образовании в Российской Федерации».
Обязать МКОУ <данные изъяты> №» и администрацию Новохоперского муниципального района <адрес> в срок до 01.09.2016г. оборудовать МКОУ «<данные изъяты> №», расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> системой видеонаблюдения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.
Судья Новохоперского районного суда Е.В. Житинева
Дело № 2-406/2015 года
НОВОХОПЕРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Новохоперский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Житиневой Е.В.
при секретаре Руденко О.Ю.
с участием прокурора Шурыгина В.М.
представителя ответчика – директора МКОУ <данные изъяты> №» ФИО4
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «<данные изъяты> №» и администрации Новохоперского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности объекта с массовым пребыванием людей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новохоперского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам по тем основаниям, что при проведении проверки исполнения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в МКОУ <данные изъяты> №», расположенной по адресу: <адрес>, р.<адрес> являющийся объектом с массовым пребыванием людей, установлено, что в здании МКОУ, в котором обучаются 370 несовершеннолетних детей и работают 42 сотрудника, отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Тем самым нарушаются права и законные интересы учащихся, педагогического и технического персонала, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем. Указанные нарушения могут повлечь несвоевременное принятие мер, направленных на защиту жизни и здоровья учащихся, в случае совершения противоправных действий в задании или на территории школы.
Учредителем указанного МКОУ является администрация Новохоперского муниципального района <адрес>. Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению пожарной безопасности, технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. По информации образовательного учреждения у него отсутствуют достаточные средства на установку и обеспечение системы видеонаблюдения.
В связи с чем прокурор просит суд: признать незаконным бездействие МКОУ <данные изъяты> №» по неисполнению требований Федеральных законов «О противодействии терроризму», «О пожарной безопасности», «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Обязать МКОУ «Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №» и администрацию Новохоперского муниципального района <адрес> в срок до 01.09.2016 устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, а именно: оборудовать здание МКОУ «<данные изъяты><данные изъяты> №», расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, системой видеонаблюдения.
В судебном заседании прокурор ФИО3 подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - директор МКОУ <данные изъяты> №» ФИО4 иск признал, суду пояснил, что достаточных финансовых средств у школы нет. Он, как руководитель, обращался в администрацию района по вопросу выделения денежных средств на устранение нарушений законодательства.
Представитель ответчика -администрации Новохоперского муниципального района в суд не явился. Просил дело рассмотреть в его отсутствие, направил в суд отзыв, в котором казал, что не согласен с требованиями прокурора, поскольку в бюджете района на 2015 года и плановый период денежные средства на оборудование школы системой видеонаблюдения не заложены.Денежные средства имеются только на финансирование социально значимых и первоочередных расходов. Дополнительных источников доходов в 2015-2016гг. также не предвидится. Принятие судом решения повлечет снятие денежных средств, заложенных на содержание данного МКОУ направление их на установку системы видеонаблюдения.
Суд в силу ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему:
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Согласно п. 1.6 Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа", учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование Новохоперского муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Новохоперского муниципального района.
Согласно норм ст. 2, п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 названного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 28 (ч.6 и ч.7) указанного закона предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии со ст.ст. 3 и 6 «Конвенции о правах ребенка» (одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка, государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В силу п.2 ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) в пункте 1 ч. 13 ст. 30 установлено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 этого же закона предусмотрено, что в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
В Разделе 1 СП 118.13330.2012 указано, что требования настоящего свода правил распространяются на помещения общественного назначения, независимо от периода ввода их в эксплуатацию, если эти учреждения поименованы в приложении "В" свода правил. Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п.7,29,42)
Приказом Рособразования N 2013 от 11.11.2009 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, вступивших в действие 11.04.2015.
В соответствии с пп. "а" п. 23 названных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
Пунктом 4 ст. 123.22. ГК РФ предусмотрено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц - обучающихся и работников.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой <адрес> проводилась проверка в МКОУ «<данные изъяты> №» соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой выявлены нарушения - отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения. Данный факт подтверждается справкой, объяснением директора школы и ответчиками не оспаривается.
Отсутствие системы видеонаблюдения ведет к нарушению прав учащихся и работников школы на обеспечение гарантированных государством безопасных условий во время образовательного процесса, защиты жизни и здоровья.
По смыслу ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера допущенного ответчиками нарушения и возможных последствий этого нарушения, указанный прокурором срок для исполнения решения суда является разумным и достаточным для исполнения решения обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
При таких обстоятельствах требования прокурора обоснованны, не противоречат закону и подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика - администрации Новохоперского муниципального района <адрес> об отсутствии денежных средств в бюджете на установку системы видеонаблюдения судом отклоняется. Само по себе отсутствие денежных средств, необходимых для оборудования здания школы системой видеонаблюдения, основанием для освобождения образовательного учреждения от исполнения возложенных на них обязанностей не является, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями
Школа является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности школы при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие МКОУ <данные изъяты> №» по неисполнению требований Федеральных законов «О противодействии терроризму», «О пожарной безопасности», «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «Об образовании в Российской Федерации».
Обязать МКОУ <данные изъяты> №» и администрацию Новохоперского муниципального района <адрес> в срок до 01.09.2016г. оборудовать МКОУ «<данные изъяты> №», расположенное по адресу: <адрес>, р.<адрес> системой видеонаблюдения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.
Судья Новохоперского районного суда Е.В. Житинева