Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
11 мая 2012 года р.п.Курагино
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Чугунникова Е.В.,
с участием заявителя Шикиной О.Н.,
представителя ответчика – Усковой А.Д.,
при секретаре - Кожевниковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шикиной Оксаны Николаевны к администрации Курагинского района о признании незаконным отказа администрации Курагинского района в выборе земельного участка для строительства,
У С Т А Н О В И Л :
Шикина О.Н. обратилась в суд с заявлением к администрации Курагинского района о признании незаконным отказа в выборе земельного участка для строительства.
Заявление истица мотивировал тем, что 20 декабря 2011 года она обратилась в администрацию Курагинского района с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения нежилого здания общественно-делового назначения (офиса) в р.п. Курагино пер Гагарина, напротив здания Россгостраха. 27 февраля 2012 года ей был направлен протокол заседания комиссии по выбору земельных участков для строительства, согласно которого в выполнении выбора земельного участка под строительства офиса в указанном месте отказано по причине востребованности земельного участка для муниципальных нужд. Вместе с этим у органа местного самоуправления отсутствует соответствующее решение о резервировании данного земельного участка для государственных и муниципальных нужд в порядке ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, в связи с чем принятое решение является незаконным.
В судебном заседании истица Шикина О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в заявлении. Дополнительно пояснила, что в протоколе заседания комиссии по выбору земельного участка отсутствуют иные обстоятельства, на основании которых принято данное решение. Доводы представителя ответчика, изложенные в судебном заседании так же не могут являться основанием для отказа в выборе земельного участка для строительства, указанного ей в заявлении. Так, защитная зона центральной котельной, обозначенная в генеральном плане п.Курагино, которая частично захватывает требуемый ей земельный участок органом местного самоуправления не установлена, кроме этого действующие санитарные правила не запрещают строительство общественно-деловых объектов в защитных зонах предприятий. Доводы администрации о размещении объекта в охранно-защитной зоне гаражей, так же ничем не подтверждены. Кроме этого, требуемый ей земельный участок согласно генерального плана поселения располагается в зоне общественно-деловой застройки. При таких обстоятельствах, решение об отказе в выборе земельного участка для строительства в указанном ей месте не обосновано.
Представитель ответчика - администрации Курагинского района Ускова А.Д., действующая на основании доверенности, требования заявителя не признала и пояснила, что решение комиссии администрации Курагинского района по выбору земельного участка для строительства от 27 февраля 2012 года является законным. Основанием для отказа Шикиной О.Н. в утверждении акта выбора земельного участка по предложенному ей варианту обусловлено тем, что 10.02.2012 года был утвержден генеральный план п.Курагино. Согласно генерального плана участок, на котором заявитель планирует разметить офис располагается в зоне общественно-деловой застройки, но частично накладывается на санитарно- защитную зону центральной котельной, что подтверждается представленной выкопировкой из генерального плана. Поскольку орган местного самоуправления будет решать вопрос об установлении указанной санитарно- защитной зоны, то в решении уполномоченного органа администрации указывается о востребованности данного земельного участка для муниципальных нужд. Решения о резервировании данного земельного участка для муниципальных нужд не принималось.
Выслушав доводы сторон, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ (далее также - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
На основании абз.2 ч.З ст. 10 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу п. 11 ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации формирование земельных участков в городских и сельских поселениях проводится в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий),в том числе (предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусматривающий: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами ст. 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Нормой ст. 31 ЗК РФ установлено, что выбор земельного участка оформляется актом о выборе земельного участка, к которому прилагается утвержденный органом власти проект границ земельного участка.
Согласно п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка. Такое решение в силу п. 8 ст. 31 ЗК РФ является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пункт 6 ст. 31 ЗК РФ гласит, что орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В силу ч. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Частью 4 указанной статьи так же установлено, что Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определен Постановлением Правительством Российской Федерации № 561 от 22.07.2008 года «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд.
Согласно требований, изложенных в указанном постановлении резервирование земель осуществляется путем принятия соответствующего решения, к которому прилагается схема резервируемых земель, с перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или части расположены в границах резервируемых земель.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 20 декабря 2011 года заявитель Шикина О.Н. обратилась в администрацию Курагинского района с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения нежилого здания общественно-делового назначения (офиса) в р.п. Курагино пер Гагарина, напротив здания Россгостраха. 27 февраля 2012 года заявителю был направлен протокол заседания комиссии по выбору земельных участков для строительства, согласно которого в выполнении выбора земельного участка под строительства офиса в указанном месте отказано по причине востребованности земельного участка для муниципальных нужд.
Оценивая основания для отказа заявителю в выборе земельного участка для строительства по предложенному им варианту от 27.02.2012 года, представленные как в оспариваемом решении, так и указанные представителем ответчика в судебном заседании, суд находит их необоснованными и создающими препятствия к осуществлению Шикиной О.Н. ее прав на предоставление для строительства свобдных земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, в судебном заседании представителем ответчика не представлено соответствующего решения уполномоченного органа о резервировании земельного участка требуемого заявителем для государственных или муниципальных нужд, а равно и не указано оснований для возможного принятия такого решения в будущем и указанных в ст.49 и 70.1 Земельного кодекса РФ. Необходимость установления санитарно-защитной зоны к таковым основаниям также не относится.
Кроме этого, суд учитывает, что в соответствии с решением Курагинского поселкового совета депутатов от 10.02.2012 года утвержден генеральный план застройки п.Курагино, вступивший в законную силу с 13.02.2012 года. Согласно данного плана предполагаемое размещение общественно-делового здания (офиса) заявителя находится в зоне общественно-деловой застройки, а так же частично входит санитарно-защитную зону центральной котельной. Проект и решение об установлении данной санитарно-защитной зоны суду ответчиком представлен не был.
На основании п. 5.3 САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача № 74 от 25.09.2007 года в санитарно-защитных зонах допускается размещать нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу (не более двух недель), здания управления, конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей, следовательно, препятствий для размещения нежилого здания общественно-делового назначения (офиса) заявителя в рассматриваемом месте не имеется. По аналогичным основаниям являются необоснованными доводы представителя ответчика и об предполагаемом месте размещения объекта строительства в санитарно-защитной зоне гаражей, расположенных по ул.Советская 23 р.п.Курагино.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя и признании незаконным решения органа местного самоуправления от 27.02.2012 года.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Шикиной Оксаны Николаевны к администрации Курагинского района удовлетворить и признать незаконным решение комиссии по выбору земельных участков для строительства от 27.02.2012 года о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения нежилого здания общественно-делового назначения (офиса) в р.п. Курагино пер Гагарина, напротив здания Россгостраха Курагинского района Красноярского края
Обязать администрацию Курагинского района устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению Шикиной О.Н. ее прав путем осуществления выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства нежилого здания общественно-делового назначения (офиса) в р.п. Курагино пер. Гагарина, напротив здания Россгостраха, Курагинского района Красноярского края
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня провозглашения в Красноярский краевой суд через Курагинский районный суд в апелляционном порядке.
Председательствующий Е.В.Чугунников