№ 2- 4677/25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2011 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи: Сенюшкиной Э.Е.,
при секретаре: Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к Администрации Петрозаводского городского округа о признании недействительным акта органа местного самоуправления, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
обратился в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о признании недействительным акта органа местного самоуправления по тем основаниям, что решением Петрозаводского городского совета депутатов Карельской АССР от 15.10.1991 г. № истцу был выделен земельный участок под строительство индивидуального жилого дома в квартале индивидуальной жилой застройки в микрорайоне <адрес> площадью <данные изъяты>. Данное решение было принято на основании решения исполкома Петрозаводского городского совета № п.1 от 24.05.1988 года, ст.с.т. 7, 30 Земельного кодекса РСФСР от 21.04.1991 года, действовавшего на момент предоставления земельного участка. Истец указывает, что в соответствии с п.9 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» № 137-ФЗ от 25.10.2011 г. государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно п.9.1. Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности. Вышеуказанное подтверждается Постановлением Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 г. № 11 п.10. Истец полагает, что на настоящий момент решение Петрозаводского городского совета депутатов Карельской АССР от 15.10.1991 г. № 2822 является правоустанавливающим документом на земельный участок, выделенный ему. В апреле 2011 года истец обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка для последующей государственной регистрации права на данный земельный участок в соответствии со ст. 25.2 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» поскольку, обязанность по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка обусловлена Земельным кодексом. Письмом № от 19.04.2011 года ответчик отказал истцу в проведении подготовки и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на Постановление главы самоуправления г.Петрозаводска от 17.03.1997 г. № и ст.41 п.9 Земельного кодекса РК об изъятии земельного участка в связи с неосвоением. указывает, что п.9 ст. 41 Земельного кодекса РК, действующего на момент принятия решения об изъятии регламентировал неиспользование земельного участка только для сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производства, соответственно отношения по неиспользованию земли для строительства не регламентировал. На момент принятия постановления об изъятии земельного участка истец не обладал правом собственности на данный земельный участок, поскольку в решении о предоставлении права не указан вид права, на основании которого участок предоставлен, и данный порядок определения права урегулирован только 25.10.2001 г. ст.9.1 Федерального закона № 137-ФЗ. При принятии решения об изъятии земельного участка ответчик, по мнению истца, должен был руководствоваться ст. 54 Земельного кодекса РФ, а также ст. 287 Гражданского кодекса РФ которыми предусмотрены исчерпывающие условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка. Данный порядок предусматривает одновременно с наложением административного взыскания вынесение предупреждения о допущенных земельных правонарушениях. Орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с п.5 ст. 54 Земельного кодекса РФ направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. Истец указывает, что данный земельный участок у него не изымали, от земельного участка он не отказывался, никаких предупреждений не получал, в суде вышеуказанное право не обжаловалось, таким образом, Постановление Главы самоуправления г.Петрозаводска от 17.03.1997 г. № не основано на законе. О данном постановлении истец узнал только из письма № от 19.04.2011 г. и соответственно ранее не мог знать о нарушении своих прав. Истец просит признать незаконным Постановление Главы самоуправления г.Петрозаводска от 17.03.1997 г. №, обязать ответчика произвести подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка в квартале индивидуальной жилой застройки у микрорайона <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
В процессе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования, просил признать незаконным Постановление Главы самоуправления г.Петрозаводска от 17.03.1997 г. №, признать незаконным отказ ответчика от 19.04.2011 года о предоставлении земельного участка согласно поданной заявки о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка, обязать ответчика предоставить истцу земельный участок площадью 1500 квадратных метров в квартале индивидуальной жилой застройки в микрорайоне <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили признать незаконным Постановление Главы самоуправления г.Петрозаводска от 17.03.1997 г. №; признать незаконным отказ ответчика от 19.04.2011 г. о предоставлении земельного участка согласно поданной заявке о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка; обязать ответчика предоставить истцу земельный участок площадью 1500 кв.м. в квартале индивидуальной жилой застройки у микрорайона <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Также дополнили, что Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 10.10.2000 года некоторые положения п.9 части 1 статьи 41 Земельного кодекса Республики Карелия были признаны несоответствующими ст. 11 Конституции Республики Карелия. В запрашиваемом квартале возможно найти испрашиваемый земельный участок площадью 1500 кв.м., согласно кадастровому плану территории, предоставленному ФБУ «Кадастровая палата по РК»,по состоянию на 12.09.2011 г. в котором указаны свободные земельные участки.
Представитель ответчика , действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила в судебном заседании, что материалы, имеющиеся в администрации Петрозаводского городского округа, на основании которых был произведен отвод земельного участка в 1991 году , не являются правоустанавливающими или правоудостоверяющими. Решение Петрозаводского городского Совета от 15.10.1991 г. не является документом о предоставлении земельного участка на каком-либо праве. Предоставления земельного участка не было, поскольку не было ни акта, удостоверяющего право на земельный участок, ни договора. Администрация Петрозаводского городского округа, в связи с тем, что земельный участок истцом не был оформлен, процедура не доведена до конца, истец не обеспечил установление границ земельного участка на местности, документы на строительство им не были получены, правомерно издала постановление об изъятии земельного участка в соответствии с п.9 ст.41 Земельного кодекса РК, правомочно изъяла земельный участок и прекратила действие решения исполкома Петрозаводского городского совета. Согласно выкопировке схемы размещения участков индивидуальной жилой застройки в микрорайоне <адрес> все участки сформированы и находятся в собственности, один участок находится в аренде. По сведениям, предоставленным ООО «Межевое бюро», земельный участок, отведенный в 1991 году истцу, представляет собой в настоящее время два земельных участка, находящихся в частной собственности, на которых находятся объекты недвижимости. Схема, предоставленная стороной истца, изготовленная ООО «Межевое бюро», относительно земельного участка, свободного от прав третьих лиц, недостоверна, не находит своего подтверждения. У администрации Петрозаводского городского округа имеется решение Петрозаводского городского совета народных депутатов от 12.06.1990 года № «Об отводе земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в районе <адрес>. К решению приложен список индивидуальных застройщиков, в котором указан под № 3 ФИО1, которому отведен земельный участок, как свободный. Решением мэра г.Петрозаводска от 23.06.1994 года № «О перерегистрации земельных участков» земельный участок был передан ФИО1 в частную собственность бесплатно для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома. В 1994 году процедура была завершена, и земельный участок № был предоставлен в частную собственность бесплатно. Претендовать на любой другой участок, не отведенный в 1991 году, бесплатно истец не имеет права. С введением в 2001 году Земельного кодекса РФ земельные участки предоставляются посредством проведения торгов, без проведения торгов неправомочно предоставление земельных участков. Норма предоставления земельных участков была установлена 800 кв.м., в настоящее время, согласно Положению о предельных размерах земельных участков, предоставленных гражданам в собственность на территории муниципального образования города Петрозаводска, земельные участки предоставляются площадью от 600 кв.м. до 1500 кв.м. В настоящее время предоставление абстрактного земельного участка недопустимо, обязательно требуются кадастровый номер, индивидуальные характеристики земельного участка. Ссылка стороны истца на ст.54 Земельного кодекса РФ не правомерна, поскольку указанная норма появилась только в 2001 году и не распространяется на правоотношения, возникшие в 1997 году. Жилищное строительство согласно ст.37 Земельного кодекса РК относится к несельскохозяйственному производству.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно приложению к решению Исполнительного комитета Петрозаводского городского Совета народных депутатов от 15.10.1991 года № «Об отводе земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в квартале индивидуальной жилой застройки в микрорайоне <адрес> отведен земельный участок площадью 800 кв.м. на строительство индивидуального жилого дома. Пунктом 2 названного решения было установлено, что индивидуальным жилым застройщикам необходимо заключить договор о возведении индивидуальных жилых домов с исполкомом горсовета и удостоверить его до начала строительства в нотариальной конторе, разработать проектно-сметную документацию на строительство домов и согласовать её в управлении архитектуры и градостроительства горисполкома.
На основании Постановления Главы самоуправления г.Петрозаводска от 17.03.1997 г. № земельный участок площадью 800 кв.м. в квартале индивидуальной жилой застройки у микрорайона <адрес> у был изъят в связи с неосвоением земельного участка на основании ст.41 п.9 Земельного кодекса Республики Карелия, высвобождаемый земельный участок площадью 800 кв. м. в квартале индивидуальной жилой застройки у микрорайона <адрес> передан в резерв городских земель, решение исполкома Петрозаводского горсовета от 15.10.91 г. № в части отвода земельного участка отменено.
В апреле 2011 года обратился к Главе Петрозаводского городского округа с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка в квартале индивидуальной жилой застройки у микрорайона <адрес> для индивидуального жилищного строительства, письмом Главы Петрозаводского городского округа от 19.04.2011 г. за № истцу было отказано в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка в связи с изъятием земельного участка и отменой решения в части отвода ему земельного участка.
В силу ст. 7 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации к земельным отношениям, возникшим до его введения в действие, применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ-137.
Поскольку, спорные взаимоотношения возникли в период действия Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 25.04.1991 г.) и Земельного кодекса Республики Карелия, утвержденного Верховным Советом РК 21.11.1991 года, данные отношения необходимо рассматривать на соответствие действующему в тот период законодательству, в связи с чем ссылки стороны истца на нормы Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года являются необоснованными.
В силу ст. 19 Земельного кодекса Республики Карелия к полномочиям городской администрации в области регулирования земельных отношений относилось в том числе, передача в собственность, изъятие земельных участков в пределах городской черты, а также из других земель, переданных в ведение города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Статья 30 Земельного кодекса РСФСР устанавливала порядок предоставления земельных участков в собственность или пожизненное наследуемое владение гражданам. Статья 32 Земельного кодекса Республики Карелия устанавливает порядок предоставления земельного участка в собственность или пожизненно наследуемое владение гражданам.
Так, граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местную администрацию, обладающую правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение. Землеустроительные органы готовят необходимые материалы и предоставляют их на утверждение местной администрации. Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.
В соответствии со ст. 33 Земельного кодекса Республики Карелия право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующей местной администрацией.
Таким образом, право собственности на оспариваемый земельный участок должно быть удостоверено государственным актом. Решение от 15.10.1991 года об отводе земельного участка само по себе не является правоустанавливающим документом на землю, то есть истец не довел до конца процедуру по получению земельного участка в собственность, также не оформил земельный участок в аренду.
Ст.34 Земельного кодекса Республики Карелия устанавливает, что приступать к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования, аренды.
Истец не закрепил за собой земельный участок на каком-либо праве, не обеспечил установление его границ, не начал его освоение, не подготовил необходимые документы, соответственно данный земельный участок не имел границ и считался свободным от каких-либо прав. Решение исполнительного комитета Петрозаводского городского Совета народных депутатов от 15.10.1991 года № без оформления государственного акта на землю само по себе не порождает на земельный участок никаких прав. Согласно предоставленным Администрацией Петрозаводского городского округа сведениям, в настоящее время земельный участок, который испрашивал в 1991 году, в натуре не существует, на указанном месте находятся два самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами № и №, предоставленные в соответствии с действующим законодательством ФИО2, ФИО3 на праве собственности.
Таким образом, исковые требования о признании незаконными Постановления Главы самоуправления г.Петрозаводска от 17.03.1997 года №, отказа Главы Петрозаводского городского округа от 19.04.2011 года о предоставлении земельного участка согласно поданной заявке о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка не подлежат удовлетворению, поскольку, данные акты являются законными и обоснованными.
Суд полагает, что требование истца о возложении обязанности на ответчика предоставить истцу бесплатно земельный участок площадью 1500 квадратных метров в квартале индивидуальной жилой застройки в микрорайоне <адрес>» для индивидуального жилищного строительства также не подлежит удовлетворению, поскольку, согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, к категориям граждан которым предоставление земельного участков в собственность может осуществляться бесплатно, истец не относится.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Э.Е. Сенюшкина
Решение в окончательном виде изготовлено 25.10.2011 г.