Решение по делу № 2-2179/2020 ~ М-2137/2020 от 12.11.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

26 ноября 2020 года г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Павленко Н.С., при секретаре Соболевой И.А., с участием представителя истцов Бахтиярова Ю.М., Бахтияровой Л.П. – Матафонова Н.В., действующего на основании доверенности от 17.11.2020 г., представителя третьего лица администрации Соляновского муниципального образования Донского Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2179/2020 по исковому заявлению Бахтиярова Юсупа Минибаевича, Бахтияровой Людмилы Петровны, Бахтияровой Равии Юсуповны, Бахтиярова Михаила Юсуповича к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства о признании незаконным решения ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» от 20.10.2020 г., возложении обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» рассмотреть заявление, принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Бахтияров Ю.М., Бахтиярова Л.П., Бахтиярова Р.Ю., Бахтияров М.Ю. обратились в суд с иском, указывая в его обоснование, что решением Тайшетского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ за ними признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности, в том числе на день введения режима чрезвычайной ситуации в период паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области

Указанное жилое помещение попало в зону затопления, что подтверждается Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 558-пп «Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области».

В соответствии с инженерно-техническим заключением ООО «ЦЭОиК «САМПАД» от 15.07.2020г., по результатам обследования технического состояния объектов капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что несущие строительные конструкции, инженерные системы обследованного объекта находятся в пределах от ограниченно-­работоспособного до аварийного технического состояния. Дальнейшая эксплуатация здания недопустима и может создать угрозу жизни и здоровью находящихся в нем людей. При выявленных повреждениях капитальный ремонт не предусмотрен, по результатам проведенного обследования объект признается аварийным, непригодным для проживания и рекомендуется к сносу.

Согласно ст.7 и 16 Федерального Закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1)     разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2)     разрушения всего здания, сооружения или их части;

3)     деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4)     повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно- технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

За предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости должно быть принято состояние, характеризующееся:

1) разрушением любого характера;

2) потерей устойчивости формы;

3) потерей устойчивости положения;

4) нарушением эксплуатационной пригодности и иными явлениями, связанными с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

17.10.2020г. на основании инженерно-технического заключения ООО «ЦЭОиК «САМПАД», истец Бахтияров Ю.М. в своих интересах и интересах членов моей семьи, обратился в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

26.10.2020г. из ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении ЕДВ на основании п. 11 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.

В целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до ДД.ММ.ГГГГ года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

Таким образом, заявление о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения было подано истцом за пределами срока установленного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 года N 558-пп, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на утраченное жилое помещение. Иные причины отказа в выплате ЕДВ, в уведомлении не указаны.

В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Далее по тексту -Закон № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери

жизнедеятельности людей.

Согласно статье 2 Закона № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 18 Закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 утвержден Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

На основании ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения имуществом.

В силу ст. 30 ЖК Российской Федерации, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК Российской Федерации, положениями ст. 11 ЖК Российской Федерации, ст. 304 ГК Российской Федерации о защите жилищных прав, а также ст. ст. 244, 247 ГК Российской Федерации, в соответствии с которыми участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерно его доле.

В соответствии со ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Истцы полагают, что в соответствии с вышеизложенными обстоятельствами у них возникло право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, так как жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, утрачено в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.

В ходе рассмотрения дела истцы представили суду уточненное исковое заявления, окончательно просили суд решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в принятии заявления на выдачу свидетельства на получение социальной выплаты, на приобретение жилого помещения Бахтиярову Ю.М., Бахтияровой Л.П., Бахтиярову М.Ю., Бахтияровой Р.Ю., признать незаконным; Обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" рассмотреть заявление Бахтиярова Ю.М., Бахтияровой Л.П., Бахтиярова М.Ю., Бахтияровой Р.Ю., принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, на приобретение жилого помещения; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, выдать свидетельство на получение социальной выплаты, на приобретение жилого помещения, Бахтиярову Юсупу Минибаевичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бахтияровой Людмиле Петровне ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бахтиярову Михаилу Юсуповичу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бахтияровой Равие Юсуповне ДД.ММ.ГГГГ рождении.

Истцы Бахтиярова Р.Ю., Бахтияров М.Ю., уведомленные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили суду письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Истцы Бахтияров Ю.М., Бахтиярова Л.П., уведомленные о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не явились, доверили представлять свои интересы Матафонову Н.В. на основании доверенности.

Представитель истцов Матафонов Н.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что истцы обратились с заявлением о назначении им мер социальной поддержки после 30.09.2020г., в связи с тем, что до указанного срока не являлись собственниками жилого помещения. После вступления в законную силу решения суда о признании за ними права собственности они обратились с заявлением о назначении им мер социальной поддержки. На момент наводнения истцы владели домом, постоянно в нем проживали. Срок 30.09.2020 г. определен Постановлением Правительства № 556-пп, однако все остальные нормативные акты, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы не определяют сроки, меры социальной поддержки оказываются до полного устранения нарушенного права граждан. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ОГКУ « Управления социальной защиты населения по Тайшетскому району», уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, письменные возражения на заявленные требования, в которых просил отказать в удовлетворении искового заявления по следующим основаниям. В связи с тем, что заявление истцов о выдаче свидетельства в Учрежде­ние поступило по почте России 20.10.2020год, что подтверждается штампом входящей корреспонденции вх.№ (53-38)-768/20 от 20.10.2020 г., то есть после срока, установленного в п.11 главы 3 Положения, Учреждением было принято решение об отказе в выдаче свидетельства по основаниям, указан­ным в подпункте 4 пункта 18 главы 3 Положения. Таким образом, истцами был нарушен порядок удостоверения права на получение социальной выплаты в части несоблюдения срока обращения в Учреждение с заявлением о выдаче свидетельства, установленного в пункте 11 Положения. Следовательно решение учреждения об отказе истцам в выдаче сви­детельства в связи с поступившим в учреждение заявлением истцов о вы­даче свидетельства после срока, установленного пунктом 11 настоящего Положения, принято в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Таким образом, изложенные Истцами доводы, основаны на неправильном толковании норм законодательства, а решение Учреждения об отказе в выдаче свидетельства Истцам является законным и обоснованным, вынесенным в полном соответствии с нормами действующего законодательства. Согласно требованиям пункта 20 главы 3 Положения в случае приня­тия решения об отказе в выдаче свидетельства по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 18 Положения, гражданин (граждане) или его (их) предста­витель вправе повторно обратиться с заявлением о выдаче свидетельства с при­ложением документов, которые ранее не были им (ими) представлены. Только в этом случае Учреждение повторно принимает решение о выдаче свидетель­ства или об отказе в выдаче свидетельства. Таким образом, исковое требование в части обязания ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» рассмотреть заявление Бахтиярова Юсупа Минибаевича, Бахтияровой Людмилы Петровны, Бахтиярова Михаила Юсуповича, Бахтияро­вой Равии Юсуповны и принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, на приобретение жилого помещения является незакон­ным и неисполнимым, так как согласно требованиям Положения повтор­ное рассмотрение Учреждением заявления о выдаче свидетельства и повторное принятие по нему решения возможно только в случае принятия решения об отказе в выдаче свидетельства по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 18 главы 3 Положения. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

Представитель ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, письменные возражения на исковые требования, в которых просил отказать в удовлетворении требований истца по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 11 Положения в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 30 сентября 2020 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства па получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству, по месту жительства (пребывания) гражданина. Срок, установленный пунктом 11 Положения, является пресекательным и не подлежит восстановлению, в том числе в судебном порядке. Основания для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства установлены в пункте 18 Положения и в соответствии с подпунктом 4 вышеуказанного пункта Положения, таким основанием является обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 Положения.

Таким образом, уведомление учреждения является законным и обоснованным, вынесенным в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.

Кроме того, срок подачи гражданами в учреждения, подведомственным министерству, заявления о выдаче свидетельства неоднократно продлевался постановлениями Правительства Иркутской области. Таким образом, заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение о межведомственной комиссии). Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции Межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, и не входит в полномочия ОГКУ «УСЗН но Тайшетскому району», министерства, а также организаций различных организационно-правовых форм. Из искового заявления следует, что истцы не обращались с заявлением в межведомственную комиссию по вопросу обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Также, из искового заявления следует, что истцы по собственной инициативе обратились в ООО «ЦЭОиК «Сампад» по вопросу обследования технического состояния спорного жилого помещения. Однако, ООО «ЦЭОиК «Сампад», в соответствии с действующим законодательством, не вправе проводить экспертизу о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Данными полномочиями наделены только межведомственные комиссии.

Вывод о том, что аварийное состояние жилого помещения явилось следствием паводка, произошедшего в июне - июле 2019 на территории Иркутской области, данное инженерно-техническое заключение ООО «ЦЭОиК «Сампад» не содержит.

При этом, установление причинно-следственной связи между текущим состоянием спорного жилого помещения и паводком, произошедшим в июне - июле 2019, не входит в полномочия организации, осуществляющей проведение строительно-технической экспертизы и не может быть установлена в рамках данной экспертизы. Таким образом, инженерно-техническое заключение ООО «ЦЭОиК «Сампад» не является относимым и допустимым доказательством. Кроме того, выводы инженерно-технического заключения ООО «ЦЭОиК «Сампад» сами по себе не могут быть основанием признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, в том числе в целях разрешения вопроса о предоставлении Истцам социальных выплат. Истцы не являлись на день введения режима чрезвычайной ситуаций собственниками спорного жилого помещения или нанимателями спорного жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, истцы не соответствуют условиям, установленным в подпункте 1 пункта б Положения. Истцы не имели на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы). Министерство не осуществляло взаимодействия с Истцами, не рассматривало какие - либо документы Истцов, не принимало решений, которые касались бы прав и законных интересов Истцов. Таким образом, министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу. Обращают внимание, что полномочия по принятию решения о выдаче свидетельства возложены на учреждение, подведомственное министерству и не могут осуществляться судом при отсутствии спора о праве, так как судебные органы не подменяют собой государственные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые уполномочены на принятие соответствующего решения в рамках реализации полномочий, установленных федеральным и региональным нормативным правовым регулированием указанных правоотношений. Таким образом, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации Соляновского муниципального образования - глава администрации Донской Ю.Л. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований истцов, суду пояснил, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, попало в зону затопления в период наводнения, случившегося в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области. На основании контракта, заключенного с ООО «БайкалСвязьЭнергоСтрой», последнее проводило обследование технического состояния дома, по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Соляновского муниципального образования, выявлены основания для признания жилого помещения по адресу: <адрес>, подлежащим текущему ремонту. Данное заключение не отменено и другого не принималось межведомственной комиссией. Кроме того, истцами пропущен срок для обращения с заявлением о назначении мер социальной поддержки.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, и в иных случаях, установленных законом.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно статье 2 данного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).

В порядке осуществления названных полномочий Президентом Российской Федерации издан Указ от 03.07.2019 N 316 (в ред. от 02.08.2019) "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" (далее - Указ Президента РФ от 03.07.2019 N 316).

Пунктом 3 этого Указа на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.

Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13.00 ч. 27.06.2019 года введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением Правительства РФ №110 от 15.02.2014 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», пунктом 2 подпунктом «г» и пунктом 2(1) которых предусмотрено, что выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий по оказанию гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (документ утратил силу с 1 января 2020 г. в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. N 1928).

Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято Постановление N 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории ФИО5 <адрес>, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».

Меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются:

гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;

гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.

Согласно Положению о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее по тексту Постановление) предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:

1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).

Согласно п.11, 12 Положения, гражданин, претендующий на меры социальной поддержки, в срок до 30 сентября 2020 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бахтияров Ю.М., Бахтиярова Л.П., Бахтияров М.Ю., Бахтиярова Р.Ю. обратились с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, приложив к заявлению документы согласно п.12 Положения: копию паспортов, копию решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, инженерно-техническое заключение ООО «ЦЭОиК «Сампад» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.12 Положения к заявлению о выдаче свидетельства прилагаются следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина; документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина; паспорт или иные документы, удостоверяющие личность членов семьи, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 1, 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении - в случае отсутствия у члена семьи постоянной регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении; документы, подтверждающие отнесение лица к членам семьи (свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, договор о приемной семье либо решение суда о признании членом семьи); документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, если право собственности на утраченное жилое помещение не зарегистрировано, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного, - в случае обращения гражданина, в составе семьи которого имеются дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью.

Таким образом, из совокупности приведенных правовых норм следует, что необходимым условием для реализации ФИО16 права на получение меры социальной поддержки является: утрата жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, соблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения, обращение с заявлением в установленные сроки.

С заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты ФИО16 обратились ДД.ММ.ГГГГ, согласно отметки о принятии на заявлении, то есть после срока, установленного Положением.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принятым межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Соляновского МО от ДД.ММ.ГГГГ г. , на основании п.10 раздела II в соответствии с п.47 раздела IV постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» межведомственная комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подлежащим текущему ремонту. Данное заключение подписано всеми членами комиссии.

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ , жилое помещение по адресу: <адрес>, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, произошло подтопление жилого помещения. Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания: По результатам технического обследования Комиссия относит объект согласно ГОСТ 31937-2011 к категории технического состояния - работоспособное. Функционирование конструкций и эксплуатация здания возможны при проведении необходимых мероприятий по обеспечению температурно-влажностного режима и обработки деревянных элементов противогнилостными средствами (антисептиком) Требуется усиление фундамента. Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: Выявлены основания для признания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодным для проживания, на основании п. 10 раздела II в соответствии с п.47 раздела IV постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Бахтиярову Ю.М. было отказано в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» по причине «Обращение с заявлением о выдаче свидетельства после установленного срока, установленного в п. 11 Положения».

В качестве причины отказа в решении от ДД.ММ.ГГГГ и в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ указано на «Обращение с заявлением о выдаче свидетельства после установленного срока, установленного в п. 11 Положения».

Пунктом 18 Положения основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются: 1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением; 2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения; 3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять; 4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что Бахтияровы не имели возможности обратиться в ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» в установленный срок, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ не имели документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение.

Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ года за Бахтияровым Юсупом Минибаевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бахтияровой Людмилой Петровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бахтияровым Михаилом Юсуповичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Бахтияровой Равией Юсуповной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в силу приобретательной давности, в том числе на день введения режима чрезвычайной ситуации в период паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Данное решение суда вступило в законную силу.

Согласно части 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Как разъяснено в абзаце 2,3 пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от дата "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право собственности на имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

В судебном заседании установлено, что Бахтияровы являются собственниками жилого помещения, в том числе на день введения режима чрезвычайной ситуации в период паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области.

В судебном заседании представитель истца подтвердил факт обращения Бахтияровых с заявлением о предоставлении мер в срок после ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что у них не было возможности обратиться ранее установленного срока, кроме того, ФКЗ РФ, ФЗ РФ и другими нормативными актами не установлены подобные сроки, в связи с чем, меры социальной поддержки должны предоставляться гражданам до полного устранения нарушения их прав, а соответственно срок не пропущен.

В связи с чем, считает решение об отказе в назначении мер социальной поддержки от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Как следует из заявления о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, Бахтияровы обратились с данным с заявлением в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 г. № 556-пп.

Правительством Иркутской области 17.07.2019 принято Постановление N 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем». Именно данным Постановлением утверждено Положение о порядке, сроках и условиях предоставления мер социальной поддержки, согласно которому гражданин, претендующий на меры социальной поддержки, в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).

Данный срок был установлен Постановлением и не продлевался.

Доводы представителя истцов о том, что ФКЗ РФ, ФЗ РФ и иными нормативными актами не установлены предельные сроки, суд находит несостоятельными, поскольку положения Федеральных Конституционных законов и Федеральных законов, а также иные нормативно-правовые акты определяют право гражданина на получение мер социальной поддержки, при этом условия, порядок и сроки предоставления таких мер устанавливаются Постановлениями Правительства РФ, субъектов РФ, регулирующих данные правоотношения, которые в свою очередь определяют условия и порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.

Бремя доказывания обстоятельств соответствия истцов условиям, изложенным Положении лежит на стороне истца, как на стороне, заявившей требования о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

Так, обращаясь с иском в суд, истцы указывают о своем праве на получение мер социальной поддержке, в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.

В качестве доказательства данного обстоятельства представлено инженерно-техническое заключение ООО «ЦЭОиК «САМПАД» от ДД.ММ.ГГГГ., по результатам обследования технического состояния объектов капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что несущие строительные конструкции, инженерные системы обследованного объекта находятся в пределах от ограниченно-­работоспособного до аварийного технического состояния. Дальнейшая эксплуатация здания недопустима и может создать угрозу жизни и здоровью находящихся в нем людей. При выявленных повреждениях капитальный ремонт не предусмотрен, по результатам проведенного обследования объект признается аварийным, непригодным для проживания и рекомендуется к сносу.

Суд находит данные доводы стороны истцов несостоятельными и основанными на неверном толковании закона, ввиду следующего.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы на основании п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47).

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Абзацем восьмым пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определено, что решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Из буквального содержания абзаца восьмого пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции следует, что особое мнение выражается членами межведомственной комиссии отдельно в письменной форме и только по вопросам определенным пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, но ни коим образом о причинах по которым жилое помещение стало непригодным для проживания.

В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания отнесено к исключительной компетенции межведомственных комиссий, принятие решения производится в порядке, установленном Положением.

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года")

П.44 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" определена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, которая включает в себя включает в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , на основании акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены основания для признания помещения по адресу: <адрес>, подлежащим текущему ремонту, не оспорено и не отменено в установленном законом порядке.

Помещение по адресу: <адрес>, подлежит текущему ремонту, заключение МВК принято на основании представленных документов, в том числе результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Вместе с тем, решение межведомственной комиссии о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, принято большинством голосов членов комиссии, имеются подписи всех членов комиссии, оформлено решение комиссии в виде заключения. Данное заключение не содержит выводов о том, что жилое помещение признано непригодным для проживания.

Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" глава 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признана утратившей силу, следовательно, заключения межведомственной комиссии органа местного самоуправлениями могут быть оспорены в суде по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, доводы представителя истца о том, что поскольку Бахтияровы не обращались с заявлением об обследовании их жилого помещения, то обследование проведено в нарушение норм и правил, а соответственно заключение межведомственной комиссии является незаконным, суд находит несостоятельными.

Как установлено в судебном заседании, Бахтияровыми заключение от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловалось, в суде не оспаривалось.

Техническое заключение ООО «ЦЭиОК «Сампад» не подменяет собой заключение межведомственной комиссии о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания, ООО «ЦЭиОК «Сампад» не является уполномоченным органом на принятие решений о признании жилых помещений пригодными (непригодными), для проживания, аварийными.

Стороной истца суду не представлено доказательств в обоснование своих требований в соответствии с положениями ст.ст.56, 59, 60, 67 ГПК РФ, а также доказательств, свидетельствующих, что жилое помещение истца было утрачено, признано непригодным для проживания, в том числе и в связи с чрезвычайной ситуацией.

Поскольку в судебном заседании не подтверждено соблюдение истцом условий, указанных Положения, равно как и не представлены доказательства утраты жилого помещения, суд приходит к выводу о законности принятого ответчиком решения об отказе в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области».

Порядок предоставления мер социальной поддержки определен Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем" (вместе с "Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения", "Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения")

Основание принятого ответчиком решения об отказе в назначении МСП «Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области», в связи с обращением с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 Положения, в данном случае не влияет на законность принятого ответчиком решения, поскольку несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных Положении истцами Бахтияровыми является самостоятельными основанием для вынесения решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в силу п.18 Положения.

Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования Бахтиярова Ю.М., Бахтияровой Л.П., Бахтияровой Р.Ю., Бахтиярова М.Ю. не подлежащими удовлетворению в полном объеме, соответственно не подлежит удовлетворению требование истцов об обращении решения к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Бахтиярова Юсупа Минибаевича, Бахтияровой Людмилы Петровны, Бахтияровой Равии Юсуповны, Бахтиярова Михаила Юсуповича к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения ОГКУ «УСЗН по Тайшетскому району» от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району» рассмотреть заявление, принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обращении решения суда к немедленному исполнению, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Тайшетский городской суд в течении одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.С. Павленко

2-2179/2020 ~ М-2137/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бахтияров Юсуп Минибаевич
Бахтиярова Людмила Петровна
Бахтиярова Равия Юсуповна
Бахтияров Михаил Юсупович
Ответчики
Миностерство социального развития
ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району"
Другие
Администрация соляновского МО
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Павленко Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
taishetsky--irk.sudrf.ru
12.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.11.2020Передача материалов судье
13.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2021Дело оформлено
08.06.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее