Дело № 2-4988/2/14г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» июня 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Савиной С.А.
при секретаре Липпонен О.В.
с участием представителя третьего лица Министерство строительства Республики Карелия - Наумова А.И., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барыгина А.М. к Администрации главы Республики Карелия о выдаче государственного жилищного сертификата на покупку или строительство жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произошел пожар: сгорел двухквартирный дом. В вышеуказанном доме у истца имелась квартира. В результате пожара истец с женой Б. остались без дома и без имущества. Истец с женой ДД.ММ.ГГГГ были устроены в дом временного проживания на срок <данные изъяты> месяцев. С момента утраты жилого дома по настоящее время истец неоднократно обращался в различные инстанции, начиная с Администрации МО «Сосновецкого сельского поселения» <данные изъяты> до Президента РФ. На обращения получал ответ о необходимости постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Правительство РК информировало истца о том, что он может обратиться с заявлением в Министерство по природопользованию и экологии РК о предоставлении ему <данные изъяты> куб. метров древесины для строительства индивидуального дома. Истец ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен в очередь на внеочередное получение жилья в Администрации МО «Сосновецкого сельского поселения» <адрес>. Вместе с тем, орган местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение не может, поскольку в <адрес> длительное время жилье не строится, свободного муниципального благоустроенного жилья не имеется. В выдаче сертификата на покупку жилого дома или строительство жилого дома истцу также отказано. Истец просит обязать Администрацию Главы Республики Карелия выдать государственный жилищный сертификат на покупку или строительства жилого помещения.
В судебное заседание истец и его представитель не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в представленном суду сообщении представитель истца Барыгин Н.А., действующий по доверенности, выразил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца. В прошлом судебном заседании представитель истца поддержал вышеуказанные исковые требования по доводам, изложенным в иске, полагал надлежащим ответчиком Администрацию Главы Республики Карелия, на замену ответчика не согласен.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном суду сообщении выразил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что не является надлежащим ответчиком по делу. В соответствии с Положением об Администрации Главы Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 16.07.2012 г. № 226-П, Администрация является органом исполнительной власти Республики Карелия, обеспечивающим деятельность Главы РК и Правительства РК, а также осуществляющим функции государственного органа Республики Карелия по управлению государственной гражданской службой Республики Карелия в системе органов исполнительной власти Республики Карелия. Перечень полномочий Администрации по обеспечению деятельности Главы РК и Правительства РК определен п. 9 вышеназванного Положения. В полномочия Администрации вопросы выдачи государственных жилищных сертификатов не входит.
В судебном заседании представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, исковые требования полагал необоснованными, указав, что удовлетворение исковых требований Барыгина Н.А. о выдаче ему государственного жилищного сертификата на покупку или строительство жилого помещения по одному только факту нуждаемости в нем, без соответствующего признания истца участником какой-либо из подпрограмм или каких-то иных оснований, о наличии которых истец не заявил, будет являться незаконным.
Представитель МО «Сосновецкого сельского поселения», привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела судом извещался, в прошлое судебное заседание также не явился, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, позицию по существу заявленных требований не высказал.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает иск удовлетворению не подлежащим.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ к гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, проживающие в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться по договору социального найма гражданам по месту их жительства (в черте населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В судебном заседании установлено, что Барыгин А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Сосновецкого сельского поселения» <адрес> признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с уничтожением пожаром жилого помещения и состоит в очереди на внеочередное получение жилья.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жилыми помещениями нуждающихся в них малоимущих граждан относится к вопросам местного значения.
Истцом заявлены требования о выдаче государственного жилищного сертификата на покупку или строительство жилого помещения, на данных требованиях представитель истца настаивал в судебном заседании.
Согласно постановлению Правительства РК от 20.05.2011 г. № 127-П на территории Республики Карелия реализуется долгосрочная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.
Программа состоит из трех подпрограмм: «Обеспечение жильем молодых семей», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Карелия», «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Последняя из указанных подпрограмм имеет задачу обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, однократное предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам, выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобольской АЭС, и приравненных к ним лицам, гражданам, признанным в установленном порядке вынужденными переселенцами, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Программа жилищного фонда на 2014-2017 г., утвержденная постановлением Правительства РК от 23.04.2014 г. № 129-П, имеет своей целью ликвидацию аварийного жилищного фонда.
Таким образом, применение программ жилищного фонда, в том числе в части предоставления жилищных сертификатов, возможно только в отношении участников конкретных подпрограмм.
Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о признании его участником какой-либо из вышеназванных подпрограмм для возможности принятия решения о выдаче истцу сертификата на покупку или строительство жилого помещения.
Сам по себе факт нуждаемости истца в жилом помещении не является в силу действующего законодательства достаточным основанием для получения жилищного сертификата.
Кроме того, в силу Положения об Администрации Главы Республики Карелия, утв. постановлением Правительства РК от 16.07.2012 г. № 226-П, Администрация является органом исполнительной власти РК, обеспечивающим деятельность Главы РК и Правительства РК, а также осуществляющим функции государственного органа РК по управлению государственной гражданской службой РК в системе органов исполнительной власти РК. В полномочия Администрации Главы РК вопросы выдачи государственных жилищных сертификатов не входит.
При таких обстоятельствах, учитывая в совокупности представленные доказательства, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Барыгина А.М. к Администрации главы Республики Карелия о выдаче государственного жилищного сертификата на покупку или строительство жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.А.Савина
Решение в окончательной форме принято: 07.06.2014 г.